СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предоставляет приёмы работы по формированию смыслового чтения на уроках анлийского языка для учителей,работающих в среднем и старшем звене.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка"»

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».



Предтекстовый этап

  • Учащиеся прогнозируют содержание текста по заголовку, иллюстрациям, с опорой на предшествующий опыт и знания.

На предтекстовом этапе так же осуществляется введение новой лексики к тексту.

Приёмы:

  • Выполните частичный перевод предложений на родной язык.

  • Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.

  • Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.

  • Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).

  • Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.

  • Назовите исходную форму данных слов.


Текстовый этап

Действия учащихся

-проверяют свои предположения, сделанные до чтения текста.

-выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);

-делят текст на смысловые куски;

-определяют основную мысль каждой части текста;

-выделяют ключевые слова в каждой части текста;

-отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов;

-устанавливают связи между частями текста.
основная мысль текста

мысли по абзацам


факты, подтверждающие мысль абзаца.



Послетекстовый этап

 происходит информационная переработка текста с целью ее присвоения.

Учащиеся возвращаются к тексту, чтобы выбрать информацию и языковые средства, необходимые для порождения устноречевого высказывания.

Задания:

-используя материал текста, ответьте на вопросы;

-распределите данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста. Кратко ответьте на них.

-расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;

-используя факты из текста, расскажите о ..;

-составьте план прочитанного.

-перескажите текст,используя план и выписанные словосочетания;

-охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;

-выразите свое отношение к прочитанному;

-прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;

-составьте аннотацию к тексту. Скажите, какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста;

-прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями из текста;

-скажите, совпадает ли точка зрения автора по обсуждаемому в тексте вопросу с вашей ;

-скажите, что было для вас особенно интересно узнать из текста и почему:

-скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.

  • Рефлексия на уроке - учащиеся анализируют результат, ход выполнения работы, затруднения, пути преодоления затруднений на протяжении урока

  • Использование  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов.

1. Чтение индивидуальное. 
Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 
+ – новое; 
 – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 





T: While analyzing the information from the text use the following phrases:

V – I knew that…..

+ – it is new for me that….

? – I don’t understand…; I don’t know why, how….

Задания на контроль понимания прочитанного: задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:

нарисуйте, начертите…

перескажите, расскажите, спишите, докажите…

   напишите, продолжите, закончите, дополните…

   найдите эквиваленты, переведите…

Задачи по формированию смыслового чтения:

  • знакомить с текстами разных стилей, раскрывать особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показывать приёмы работы с такими текстами ;

  • учить вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов, лингвострановедческого словаря,т.е. развивать смысловую сторону чтения;

  • работать с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);

  • использовать новую теорию в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • учить искать подтверждение научных фактов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!