Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.
Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Предтекстовый этап
На предтекстовом этапе так же осуществляется введение новой лексики к тексту.
Приёмы:
Выполните частичный перевод предложений на родной язык.
Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.
Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).
Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.
Назовите исходную форму данных слов.
Текстовый этап
Действия учащихся
-проверяют свои предположения, сделанные до чтения текста.
-выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);
-делят текст на смысловые куски;
-определяют основную мысль каждой части текста;
-выделяют ключевые слова в каждой части текста;
-отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов;
-устанавливают связи между частями текста.
основная мысль текста
мысли по абзацам
факты, подтверждающие мысль абзаца.
Послетекстовый этап
происходит информационная переработка текста с целью ее присвоения.
Учащиеся возвращаются к тексту, чтобы выбрать информацию и языковые средства, необходимые для порождения устноречевого высказывания.
Задания:
-используя материал текста, ответьте на вопросы;
-распределите данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста. Кратко ответьте на них.
-расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;
-используя факты из текста, расскажите о ..;
-составьте план прочитанного.
-перескажите текст,используя план и выписанные словосочетания;
-охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;
-выразите свое отношение к прочитанному;
-прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;
-составьте аннотацию к тексту. Скажите, какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста;
-прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями из текста;
-скажите, совпадает ли точка зрения автора по обсуждаемому в тексте вопросу с вашей ;
-скажите, что было для вас особенно интересно узнать из текста и почему:
-скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.
Рефлексия на уроке - учащиеся анализируют результат, ход выполнения работы, затруднения, пути преодоления затруднений на протяжении урока
переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов.
1. Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
| | | |
T: While analyzing the information from the text use the following phrases:
V – I knew that…..
+ – it is new for me that….
? – I don’t understand…; I don’t know why, how….
Задания на контроль понимания прочитанного: задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:
нарисуйте, начертите…
перескажите, расскажите, спишите, докажите…
напишите, продолжите, закончите, дополните…
найдите эквиваленты, переведите…
Задачи по формированию смыслового чтения:
знакомить с текстами разных стилей, раскрывать особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показывать приёмы работы с такими текстами ;
учить вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов, лингвострановедческого словаря,т.е. развивать смысловую сторону чтения;
работать с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
использовать новую теорию в различных учебных и жизненных ситуациях;
учить искать подтверждение научных фактов.