СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование нравственного сознания у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование нравственного сознания у младших школьников"»

«Справедливость к себе и одноклассникам»

(Воспитательское мероприятие, 5 класс)

Автор: Братерская Надежда Александровна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, воспитатель 5 группы КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Цель:

- знакомство с понятием «справедливость».

Задачи:

- научить учащихся разбираться в понятии «справедливость»;

- способствовать формированию этого качества в ребёнке.

Оборудование: ручки, бумага, карточки.

Ход воспитательского мероприятия.

Вступительное слово воспитателя.

- Что такое несправедливость и справедливость?

(Дети отвечают).

- Из словаря С.И.Ожегова: справедливый – действующий беспристрастно, соответствующий истине. Приведите примеры справедливости и несправедливости.

(Дети приводят примеры из своей жизни)

Есть моральные и правовые отношения. В моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых – законами, деловым этикетом. Соответственно, различают моральную и правовую справедливость.

Быть справедливым к одноклассникам в моральном отношении – значит проявлять свои достоинства, не мешая окружающим проявлять их достоинства.

Приведу примеры моральной справедливости к одноклассникам, другим людям и к себе. На добрые слова следует отвечать словесной благодарностью, на добрые дела – услугой. За серьёзную помощь (доброту) - платить добротой.

Быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки


Работа со стихотворением.

Воспитатель. Прослушайте стихотворение и обсудите в группе, как вы поняли смысл этих строк.

Мама учит не прятать у сердца обид,

Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?

Если слово ты дал – это слово навеки, гранит,

Если в гору идёшь, поднимайся, других не толкая.

С.Островой


(Дети в группах обсуждают стихотворение. Воспитатель выслушивает мнение каждого из групп)

Беседа.

Воспитатель. Что такое справедливость к одноклассникам, другим людям, к себе? Быть справедливым – значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.

Каждый учащийся имеет право на нормальные условия учёбы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения. Несправедливо по отношению к себе не выполнять свои учебные обязанности.

Осмысление отношений в классе.

Воспитатель. Давайте попробуем ответить на вопросы.

1. Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене и вне школы?

2. Как вы действуете в этих ситуациях?

3. Мешают ли вам на уроке другие ученики?

4. Чему можно поучиться у окружающих вас одноклассников?

5. Чему можно поучиться у вас?

6. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков?

(Дети отвечают)

Игра «Добрый гном».

Каждый учащийся пишет на листочке своё имя и складывает листочек.

Воспитатель перемешивает листочки и раздаёт их учащимся. Для того, кто вам достался, вы добрый гном. В течение недели вы должны сделать для этого человека, что – нибудь приятное. На добрые дела вы не должны потратить деньги. Каждый ребёнок должен получить приятный сюрприз.

Игры – ситуации.

Воспитатель.

У меня в руках конверт с описанием различных ситуаций. Разбейтесь на группы и попробуйте разыграть эти ситуации.

Помните, как надо поступить по справедливости.

Игры – ситуации.

1. Твой друг сделал плохое, а тебе за него попало.

2. Твой друг предлагает поступить плохо.

3. Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерётся).

4. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

5. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

Подведение итогов.

Воспитатель.

- Что нового для себя вы почерпнули из этого мероприятия?

(Дети высказывают свои мнения)