СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Формирование нравственных ценностей в семье".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывается воспитательное воздействие семьи, школы на формирование устойчивых нравственных качеств, чувств, навыков поведения на основе усвоения норм, принципов морали.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Формирование нравственных ценностей в семье".»

ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа- интернат.

Подразделение г. Борзя















Статья: «Формирование нравственных ценностей в семье»













































Забайкальский край

г.Борзя

«Формирование нравственных ценностей в семье»





«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому»

Себастьян Брант

 

«Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, это счастливые и прочные отношения между вами, его родителями».

Джон Готтман и Джули Шварц - Готтман

 

Нравственное воспитание- это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.

Воспитывая ребенка, и воспитатели, и учителя, и родители надеются вырастить из него достойного человека и гражданина. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что вкладывают в понятие «нравственность».

В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность — это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

Основным содержанием нравственного воспитания считается, формирование таких качеств личности как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

Опыт воспитательной работы в школе показывает, что на современном этапе роль нравственного просвещения должна возрастать. Открытость и широкий спектр информационных каналов привели к тому, что на ребят обрушиваются различные, порой противоречивые взгляды на нормы морали и взаимоотношений в обществе. Безусловно, ребенку без помощи взрослых очень сложно сделать правильный выбор в этом потоке информации.

Анкетирование среди учащихся показало, что уровень нравственного просвещения некоторых ребят явно недостаточен. В анкете ребят просили ответить на вопросы, как они понимают такие качества человека, как зло, добро, гордость, зависть, честность, скромность, трусость, хитрость и др. Анализ ответов показал, что уровень нравственного просвещения некоторых учащихся недостаточен. Об этом говорят, встречающиеся определения нравственных качеств личности:

Добро - это все хорошее и не приносящее вреда другим людям; храбрость - это готовность совершить поступок; гордость – это чувство собственного достоинства; скромность - это черта характера человека, выражающаяся в умеренности во всех требованиях, речи и поведении; зависть - проявление отрицательного качества личности, когда кто-то успешнее тебя, удачливее; честность - это правдивость, принципиальность; и т.д.

Такое понимание некоторыми школьниками нравственных качеств личности говорит о том, что они не задумывались над сущностью в глубоком смысле этих нравственных категорий, у них не сложилась целостная система представлений о нравственности, в силу их возраста или внешних условий. Нравственные ценности должны воплощаться в реальный опыт его существования.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, закладываются в семье. Первые уроки «можно» и «нельзя», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом.

Очень часто мы видим, что в жизненной гонке многие родители вообще не задаются такими вопросами, как: «Что мы делаем, за чем гонимся? Как смотрят на это наши дети и что они об этом думают? На какие жизненные цели мы сегодня ориентируем своих детей? Оправданы ли с этой точки зрения наши действия?» К сожалению, прозрение бывает очень запоздалым: пока старались, обеспечивали, зарабатывали, ребенок вырос циничным, агрессивным, с дурными наклонностями.

Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства.

1) Атмосфера любви. Создание в семье необходимых условий для счастливой, здоровой и уравновешенной жизни. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику.

2) Атмосфера искренности. Родители не должны обманывать своих детей, их отношения могут строиться только на доверии. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…» Поэтому важно помнить, что обычно дети копируют поведение родителей. И осознавая эту ответственность, обращайте внимание на то, как вы себя ведете.

3) Разъяснение. Воздействие словом.

Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе ребенка, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает и без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста необходимо размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Очень важным методом в воспитании считается запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, то из ребенка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

6) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

7) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

8) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

Заключение

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

Семья воспринимает и передаёт своим детям культурные и моральные ценности.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Характер и нравственное поведение ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Наша задача – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих.

На наш взгляд, задача любой школы — оказание помощи семье в воспитании детей. Именно оказание помощи, а не принятие всех воспитательных и образовательных функций. Сегодня у многих родителей сложился некий стереотип в восприятии школы. Отдавая ребенка в школу, многие родители снимают с себя ответственность за его воспитание. Совместная работа семьи и школы над воспитанием детей - это успех, хорошее будущее молодого поколения.





Список литературы


  1. Ожегов С.И. и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка: в 4 т. М., 2006.  

  2. Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. 2009.

  3. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4, том 1, 2018

  4. Интернет-ресурсы.

  5. Джон Готтман и Джули Шварц - Готтман «Испытание ребенком». М., 2007.