Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальное общение с родителями обучающихся как необходимое условие успешного взаимодействия семьи и школы
Ватаман Юлия Михайловна,
учитель английского языка,
советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями
2024г
В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы с семьёй, набирает силу процесс отчуждения
родителей от школы. Повседневные заботы, переориентация сознания
взрослого поколения на другие, преимущественно материальные жизненные ценности приводят к всё большей рассогласованности действий двух
социальных институтов.
Цель применения приема: создание условий для того, чтобы учителя и
родители понимали друг друга, проявляли желание к установлению истины и повышению эффективности общения.
Задачи применения приема :
установление доверительных отношений с родителями; ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка,
формирование и подкрепление установки к сотрудничеству
дать возможность родителям проявить свою готовность к
сотрудничеству, вызвать потребность в исследовании, а также в поощрении ребёнка
совместное исследование личности ребёнка и формирование её на основе перестройки собственных стереотипов общения с детьми.
Суть заключается в использовании приёма прямого воздействия словом на родителей обучающихся в процессе индивидуального общения. Такой прием в практике школы не случаен. Он идет от методической литературы, с которой будущие учителя знакомятся еще в период своей студенческой жизни, изучая замечательные книги В.А.Сухомлинского и А.С.Макаренко.
Этот приём привлекает простотой его осуществления, яркими
примерами совершенствования семейной атмосферы. Великий гуманист проповедует счастливый образ. Советы его рассчитаны на тех, кто
социально, интеллектуально и морально готов к восприятию и переносу
идеального образа вечных ценностей в свою воспитательную практику. При этом тесная связь и содружество семьи и школы – обязательное условие
воспитания школьников.
Школе и семье трудно друг без друга успешно осуществлять воспитание молодого поколения. Только совместные усилия учителей и родителей дают
возможности улучшить как учебно-воспитательную работу в школе, так и воспитание школьников в семье.
Особенность практики состоит в том, что принципиальные условия для решения задач заключаются в создании особой формы общения между родителями и учителем, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Основные характеристики данного типа общения одновременно
являются и его этапами. На каждом из этапов можно отметить определённое соотношение и движение внутренних и внешних целей.
Первый этап – трансляция родителям положительного образа ребёнка.
Благодаря этому с самого начала между учителем и родителями
складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными
ожиданиями в отношении поведения ребёнка в школе. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй этап – трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребёнка со сверстниками, его учебной деятельности и т.п.). Например, данные социометрического
исследования могут оказаться неожиданными и интересными для родителей.
Третий этап - ознакомление учителя с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе учитель поддерживает диалог с родителями, в
котором последним принадлежит активная роль. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает
потребность поделиться с учителем сведениями о проявлениях
индивидуальности ребёнка ( его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных.
Необходимо подчеркнуть, что позиция учителя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнёрская (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвёртому, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества этапу.
Четвёртый этап – совместное исследование и формирование личности ребёнка. Девизом данного этапа общения может быть: «Давайте узнавать
вместе!» Исследование подобного рода общения в ситуации эксперимента показывают большие возможности сплочения учителя и родителей на базе совместной деятельности. Содержание такой работы может быть
следующим:
-изучение направленности и типа протекания реакций ребёнка на те или иные неприятности;
-изучение особенностей мышления, внимания, памяти и т.п.
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно - опосредованного общения учителя и
родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребёнка, их готовности осуществлять коррекцию их собственных установок,
«транслируемых» ребенку.
Механизм реализации :
чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимо взаимное желание к установлению истины, новый тип отношений, своеобразные коды общения.
Итак, первый код: умение войти в контакт, сосредоточить на себе внимание партнёра.
Это умение даётся нелегко, однако оно абсолютно необходимо. Когда его нет, возникает опасное расхождение между целями, которые ставит
педагог в общении с родителями, и средствами (поведением, словами, интонацией), с помощью которых он пытается этих целей достичь.
Второй код общения: взаимное уважение. Понимание должно предшествовать советам.
Третий код: понимание должно завершаться «развивающим» советом и готовностью партнёра (родители) действовать самостоятельно.
Чтобы оказать матери или отцу конструктивную помощь, важно
раскрыть им возможности их ребёнка, убедить в необходимости опереться на них («мальчишка способный»).
«Развивающий» совет потому так и называется, что он оставляет
родителям место для самостоятельной, творческой деятельности. Сегодня
многие родители имеют высшее образование. Поэтому учитель не все
должен «разжёвывать» и в готовом виде «класть в рот». Советы лучше всего соотносить с возможностями родителей, привязывать к их опыту и
индивидуальным особенностям. Злоупотребление подробными и
многочисленными указаниями может дать противоположный результат.
Родитель - личность воспитывающая, имеющая право на собственное педагогическое творчество. И чтобы не обременять её избыточными советами, учителю достаточно указать на «вход», приоткрыть «выход».
Четвертый код: обе стороны благодарны за общение.
Когда говорится о взаимопонимании учителя и родителей, то почему-то имеется в виду одна сторона общения – учитель. Он обязан, он должен
создать условия для взаимопонимания, быть всегда внимательным и тактичным. Да, учитель, опираясь на свои профессиональные навыки,
должен создать платформу воспитательного единства с отцами и матерями. Но и другая сторона – родители - не имеют права на недоброжелательность, несдержанность и безответственность. Обеим сторонам важно определить рубеж, который гарантирует равенство, взаимное уважение обеих партнёров.
Пятый код: придерживаться «открытого» общения. Обе стороны должны посвящать друг другу во все, что помогает понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием.
У каждого человека, в том числе, и у ребёнка, есть личностные
особенности. Кто о них больше знает? Наверное, родители. А школьным
воспитателям, чтобы корректировать развитие ребёнка, надо ли о них знать? Безусловно! Но как бывает на практике?
Живет ребенок, ходит в школу, слывёт там «трудным». На него
обрушивается масса отрицательных эпитетов: ленивый, глупый, задира. Иногда это «сходит», компенсируется другими, положительными оценками в иных условиях (например, в компании детей с такими же характеристиками). Но чаще всего негативная оценка остаётся на весь школьный период.
Но близкие люди, особенно родители, тоже знают, что их сын совсем другой человек. «А что делать, чтобы изменить мнение о сыне?» -
спрашивают с тревогой родители. Идти в школу и рассказать учителю о том хорошем и добром, что есть в ребенке, и совместными усилиями стараться устранить то, что вредит его самочувствию, его воспитанию.
«Открытое» общение между родителем и учителем, - огромная
возможность выявления таких ценностей, которые способствуют рождению педагогических истин, возможность выверенного подхода к объекту
воспитания.
Шестой код: умение говорить и слушать партнёра.
Учитель, который умеет слушать, не только не прервёт собеседника, но и не помешает ему высказать всё, что у него на душе. Умение говорить с
партнёром предполагает и умение слушать его. Это умение – проявление уважения к личности собеседника. Сам разговор всегда следует начинать с положительных моментов. Это – «золотое» правило общения учителя с
родителями.
Седьмой код: умение отражать мысли и чувства партнёра по общению.
Если учитель встречает родителя улыбкой, они отвечают тем же, если в
голосе учителя металл, родители тут же настраиваются на аналогичный тон, если же родителям ничего не даётся, им нечего и возвращать.
Восьмой код: ребёнок является главной целью общения. Если между учителем и родителями существует неприязнь друг к другу, то её
необходимо преодолеть во имя ребёнка . Надо корректировать отношения родителей к школе, учителям. Не поняв причин, не вникнув в суть
неприятия, учитель не сможет сформировать у отцов и матерей
благожелательность и чувство ответственности за ребёнка. Всю свою
педагогическую и личную активность учитель должен употребить на то, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо. Родители обязаны в это поверить!