«Интерактивные методы, технологии и приёмы преподавания русского языка и литературы»
учителя русского языка и литературы Тураевой Седы Билаловны
Интерактивные формы обучения… В переводе с английского языка «интер» - взаимный, «акт» - действовать, то есть действовать сообща на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включённый в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии беседы, диалога с кем—либо, с чем-либо. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом:
Интерактив называют и технологий, и методом, и формой. Но чаще интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Ученик не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость.
Занятия в интерактиве строятся так, что каждый ученик вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен информацией, знаниями, идеями, способами действия: от взаимодействия – через взаимодействие – к взаимообогащению. Интерактивные формы на уроках нацелены на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие обучающихся.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока.
Вот некоторые из них:
1)Работа в парах
2) Работа в малых группах
3) Незаконченное предложение
4) Мозговой штурм
5) Ролевая (деловая) игра
6) Дискуссия
8)Дебаты (работа в группах). Данная стратегия формирует навык ведения дебатов, умение вести спор, приводить нужные доказательства, воспитывает любовь и уважение к близким людям.
9)Интервью( работа в парах или групповая).Этот метод поможет получить поможет ученикам повторить сведения относительно прямой речи и диалога, закрепит навыки постановки знаков препинания при прямой речи, поможет развитию речи, пополнит знания о значении грамотности для развития каждого человека.
10)Мозговой штурм ( работа в группах). Знание о мифах как жанрах устного народного творчества ; знание новых слов: «кифара», «певцы-рапсоды»; умение составлять краткие записи по содержанию литературоведческой статьи ; формирование интереса к содержанию мифов ; умение сотрудничать позволяет получить этот метод.
Необходимо отметить, что все формы требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов, а также возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Положительные стороны
использования интерактивных методов обучения:
Изменяется роль учителя: он перестаёт быть центральной фигурой -регулируя процесс обучения, занимается его общей организацией; готовит необходимые задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Участники процесса, при совместном решении поставленных задач, обращаются к социальному опыту – собственному и других людей; преодолевают возникающие конфликты, находят компромиссные решения.
Примеры эпизодов из проведённых уроков:
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе.
Тема: Способы связи слов в словосочетании на материале стихотворения " Листок" М.
Работа в группах. 1 группа- " Листок", 2 группа - " Чинара".
Задание 1.
а) Группа " Листок" находит строки о листке, выписывает словосочетания, находит главное и зависимое слово, определяет вид связи по алгоритму. ( Дубовый листок, оторвался от ветки, от ветки родимой, в степь укатился, жестокою бурей, гонимый бурей, увял от холода, ношуся давно и.т.д.)
б) Группа " Чинара" находит строки о чинаре, выписывает словосочетания, находит главное и зависимое слово, определяет вид связи по алгоритму.( чинара молодая, с ней шепчется, шепчется лаская, на ветвях зеленых, райские птицы и.т.д.)
Задание 2. Все ли определения в словосочетаниях с согласованием употреблены в прямом значении? Как называется художественное определения? ( Эпитеты) . Найдите словосочетания с эпитетами. ( " Листок" - жестокая буря, с тоской глубокой, бедный листочек, отчизна суровая." Чинара" - листья изумрудные, сынам свежим .)( Слайд 10)
Задание 3. Найдите словосочетание , где можно преобразовать вид связи в синонимичное с другим видом связи.( дубовый листок- листок дуба; ношуся без цели - бесцельно ношуся, райские птицы - птицы рая, морская царь-девица - царь-девица моря).
Задание 4. Группа " Листок". Употребляя словосочетания, расскажите историю листка-странника.
Анализ стихотворения:
- Какие два существования, два мира противопоставлены в этом стихотворении? (Мир одинокого бесприютного скитальца-листка и спокойной, самодовольной красавицы-чинары.)
- Какой прием использован? (Антитеза). ( Слайд 11).
- Какое ощущение оставляют последние слова стихотворения у читателя? (Ощущение недосказанности.)
- А что дальше может случиться с листком, обреченным на скитание? (Дальше — море.Оно сулит гибель.)
- Какие мотивы звучат в стихотворении «Листок»? (Мотивы одиночества и странничества.)
- Итак, мы проанализировали стихотворение Лермонтова " Листок" , где раскрывается тема (одиночества, тоски и грусти).
12. Вывод по анализу стихотворения. - Какой вывод сделаем по анализу стихотворения?
-Одинокий листок- странник, он же изгнанник. Эта тема порождает задумчивость. Это сквозная тема, она проходит через всё творчество поэта и связана с жизнью самого поэта. Тема одиночества отражена и в других стихотворениях поэта: «Как часто пёстрою толпою окружён», «Стансы», «Одиночество», «Выхожу один я на дорогу», «Сосна», «Узник», «Парус».
Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие. ( Слайд 12.)
Обобщение .Употребляя синонимические замены видов связи слов данных словосочетаний, составьте предложения о сегодняшнем уроке:
рассказали о словосочетаниях ( рассказали про словосочетания), поговорили о стихотворении ( поговорили про стихотворение), анализировать стихотворение (сделать анализ), лермонтовская поэзия- ( поэзия Лермонтова). ( Слайд 13.)
Рефлексия: Продолжите любое предложение. ( слайд 14).
Мне сегодня на уроке понравилось.........
Я сегодня на уроке научился...........
Сегодня на уроке я узнал о.............
Подведение итогов .
Домашнее задание: Написать миниатюру - предположение на тему
«Какова дальнейшая жизнь листка?» ( Слайд 15).
ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК
8 КЛАСС
«Односоставные предложения»
И сегодня наш урок не обычный, а интерактивный. Как вы понимаете это слово?
Вообще, «интер» это в данном случае означает «взаимно», а «активность» - «деятельность», то есть получается взаимодеятельность.
Взаимодействовать вы будете в группах друг с другом, с компьютером, с рядом заданий. У нас 5 площадок по три человека.
На каждой площадке куратор, который вам объяснит и поможет с организацией выполнения задания. За урок вы должны пройти как минимум 5 основных площадок, У каждого из вас оценочный лист, где оценивается ваша работа лично и работа группы в целом. А также оценка ставится куратором площадки и вами лично. На выполнения задания на каждой площадке 5 мин. В конце попробуем провести рейтинг работы групп.
Успехов! Начали!
Пока ребята работают, я объясню, что они делают на площадках
Продолжи пословицу – односоставное предложение
Тест – бумажный носитель. Теория.
Тест – онлайн. Практика
Реши кроссворд, отгадай ключевое слово
Составь рассказ из односоставных предложений. Причем, рассказ должен получиться один. Составь алгоритм для определения видов односоставных предложений.
1 площадка.
Продолжи пословицы, определи вид односоставных предложений (максимальный балл – 6 б.)
-От добра…(добра не ищут)
-На чужой роток.. ( не накинешь платок.)
-Из песни… (не выкинешь слова)
-Цыплят по осени… (считают)
-Осла узнаешь по ушам, а дурака… (по словам)
-Не рой другому яму- … (сам в нее попадешь)
2 площадка.
Тест. Теория.
1. Укажите неверное утверждение.
А) Односоставные предложения могут быть распространенными.
Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.
В) Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.
Г) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.
2.Укажите верное утверждение.
Односоставное предложение - это предложение, в котором:
А) опущено подлежащее,
Б) опущено сказуемое,
В) нет второстепенных членов предложения,
Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.
3. В неопределённо - личных предложениях сказуемое может быть выражено:
А) существительным в именительном падеже.
Б) глаголом в форме 1-го или 2-го лица.
В) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем
и будущем времени.
Г) глаголом - инфинитивом.
1) Определенно-личные предложения | |
2) Неопределённо-личные предложения | |
3) Безличные предложения | |
4) Назывные предложения | |
4. Найди соответствия: А) Существительное в И.п.
Б) Безличный глагол
В) 3 л. мн.ч.
Г) Инфинитив
Д) Личный глагол в качестве безличного
Ж) 1 и 2 л. ед.ч. и мн. ч.
Е) глагол прош. времени мн.ч.
4 площадка.
| | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 4 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 5 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 6 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | 7 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 8 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | 9 | | | | | | | | | |
| | | | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 11 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | 12 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 13 | | | | | | | | | | |
Реши кроссворд, определи ключевое слово.
| | | | | | | 1д | о | п | о | л | н | е | н | и | е | | | | | | |
| | | | | 2о | п | р | е | д | е | л | е | н | и | е | | | | | | | |
3р | а | с | п | р | о | с | т | р | а | н | е | н | н | о | е | | | | | | | |
| | | | | | | | 4о | с | н | о | в | а | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 5с | у | щ | е | с | т | в | и | т | е | л | ь | н | о | е |
| | | | | | | | | | | | 6п | о | д | л | е | ж | а | щ | е | е | |
| | | | | | | | | | | | | | 7с | о | ю | з | | | | | |
| | | | | | | | | 8п | о | б | у | д | и | т | е | л | ь | н | о | е | |
| | | | | | | | | | | | | 9о | б | р | а | щ | е | н | и | е | |
| | | | | 10о | б | с | т | о | я | т | е | л | ь | с | т | в | о | | | | |
| | | | | | | | | | | 11 о | д | н | о | р | о | д | н | ы | е | | |
| | | | | | | | | | | | | | 12 п | р | о | с | т | о | е | | |
| | | | | | | | | | | | 13 о | б | о | б | щ | а | ю | щ | е | е | |
5 площадка.
Составь рассказ из односоставных предложений на тему «Зима» (каждая группа продолжает начатый рассказ.