СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "«Интерактивные методы, технологии и приёмы преподавания русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "«Интерактивные методы, технологии и приёмы преподавания русского языка и литературы»»

«Интерактивные методы, технологии и приёмы преподавания русского языка и литературы»


учителя русского языка и литературы Тураевой Седы Билаловны


Интерактивные формы обучения… В переводе с английского языка «интер» - взаимный, «акт» - действовать, то есть действовать сообща на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включённый в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии беседы, диалога с кем—либо, с чем-либо. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение.

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом:


Интерактив называют и технологий, и методом, и формой. Но чаще интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Ученик не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. 
Занятия в интерактиве строятся так, что каждый ученик вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен информацией, знаниями, идеями, способами действия: от взаимодействия – через взаимодействие – к взаимообогащению. Интерактивные формы на уроках нацелены на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие обучающихся. 

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока.

Вот некоторые из них:

1)Работа в парах

2) Работа в малых группах

3) Незаконченное предложение

4) Мозговой штурм

5) Ролевая (деловая) игра

6) Дискуссия

8)Дебаты (работа в группах). Данная стратегия формирует навык ведения дебатов, умение вести спор, приводить нужные доказательства, воспитывает любовь и уважение к близким людям.

9)Интервью( работа в парах или групповая).Этот метод поможет получить поможет ученикам повторить сведения относительно прямой речи и диалога, закрепит навыки постановки знаков препинания при прямой речи, поможет развитию речи, пополнит знания о значении грамотности для развития каждого человека.

10)Мозговой штурм ( работа в группах). Знание о мифах как жанрах устного народного творчества ; знание новых слов: «кифара», «певцы-рапсоды»; умение составлять краткие записи по содержанию литературоведческой статьи ; формирование интереса к содержанию мифов ; умение сотрудничать позволяет получить этот метод.

Необходимо отметить, что все формы требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов, а также возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Положительные стороны

использования интерактивных методов обучения:

  • Изменяется роль учителя: он перестаёт быть центральной фигурой -регулируя  процесс обучения, занимается его общей организацией; готовит необходимые задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

  • Участники процесса, при совместном решении поставленных задач, обращаются к социальному опыту – собственному и других людей; преодолевают возникающие конфликты, находят компромиссные решения.


Примеры эпизодов из проведённых уроков:

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе.

Тема: Способы связи слов в словосочетании на материале стихотворения " Листок" М.

Работа в группах. 1 группа- " Листок", 2 группа - " Чинара".

Задание 1.

а) Группа " Листок" находит строки о листке, выписывает словосочетания, находит главное и зависимое слово, определяет вид связи по алгоритму. ( Дубовый листок, оторвался от ветки, от ветки родимой, в степь укатился, жестокою бурей, гонимый бурей, увял от холода, ношуся давно и.т.д.)

б) Группа " Чинара" находит строки о чинаре, выписывает словосочетания, находит главное и зависимое слово, определяет вид связи по алгоритму.( чинара молодая, с ней шепчется, шепчется лаская, на ветвях зеленых, райские птицы и.т.д.)

Задание 2. Все ли определения в словосочетаниях с согласованием употреблены в прямом значении? Как называется художественное определения? ( Эпитеты) . Найдите словосочетания с эпитетами. ( " Листок" - жестокая буря, с тоской глубокой, бедный листочек, отчизна суровая." Чинара" - листья изумрудные, сынам свежим .)( Слайд 10)

Задание 3. Найдите словосочетание , где можно преобразовать вид связи в синонимичное с другим видом связи.( дубовый листок- листок дуба; ношуся без цели - бесцельно ношуся, райские птицы - птицы рая, морская царь-девица - царь-девица моря).

Задание 4. Группа " Листок". Употребляя словосочетания, расскажите историю листка-странника.

Анализ стихотворения:

- Какие два существования, два мира противопоставлены в этом стихотворении? (Мир одинокого бесприютного скитальца-листка и спокойной, самодовольной красавицы-чинары.)



- Какой прием использован? (Антитеза). ( Слайд 11).



-    Какое ощущение оставляют последние слова стихотворения у читателя? (Ощущение недосказанности.)

- А что дальше может случиться с листком, обреченным на скитание? (Дальше — море.Оно сулит гибель.)

- Какие мотивы звучат в стихотворении «Листок»? (Мотивы одиночества и странничества.)

- Итак, мы проанализировали стихотворение Лермонтова " Листок" , где раскрывается тема (одиночества, тоски и грусти).

12. Вывод по анализу стихотворения. - Какой вывод сделаем по анализу стихотворения?

-Одинокий листок- странник, он же изгнанник. Эта тема порождает задумчивость. Это сквозная тема, она проходит через всё творчество поэта и связана с жизнью самого поэта. Тема одиночества отражена и в других стихотворениях поэта: «Как часто пёстрою толпою окружён», «Стансы», «Одиночество», «Выхожу один я на дорогу», «Сосна», «Узник», «Парус».

Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие. ( Слайд 12.)

Обобщение .Употребляя синонимические замены видов связи слов данных словосочетаний, составьте предложения о сегодняшнем уроке:

рассказали о словосочетаниях ( рассказали про словосочетания), поговорили о стихотворении ( поговорили про стихотворение), анализировать стихотворение (сделать анализ), лермонтовская поэзия- ( поэзия Лермонтова). ( Слайд 13.)

Рефлексия: Продолжите любое предложение. ( слайд 14).

Мне сегодня на уроке понравилось.........

Я сегодня на уроке научился...........

Сегодня на уроке я узнал о.............

Подведение итогов .

Домашнее задание: Написать миниатюру - предположение на тему 
«Какова дальнейшая жизнь листка?» ( Слайд 15).



ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК

8 КЛАСС

«Односоставные предложения»

И сегодня наш урок не обычный, а интерактивный. Как вы понимаете это слово?

Вообще, «интер» это в данном случае означает «взаимно», а «активность» - «деятельность», то есть получается взаимодеятельность.

Взаимодействовать вы будете в группах друг с другом, с компьютером, с рядом заданий. У нас 5 площадок по три человека.

На каждой площадке куратор, который вам объяснит и поможет с организацией выполнения задания. За урок вы должны пройти как минимум 5 основных площадок, У каждого из вас оценочный лист, где оценивается ваша работа лично и работа группы в целом. А также оценка ставится куратором площадки и вами лично. На выполнения задания на каждой площадке 5 мин. В конце попробуем провести рейтинг работы групп.

  1. Успехов! Начали!

Пока ребята работают, я объясню, что они делают на площадках



  1. Продолжи пословицу – односоставное предложение

  2. Тест – бумажный носитель. Теория.

  3. Тест – онлайн. Практика

  4. Реши кроссворд, отгадай ключевое слово

  5. Составь рассказ из односоставных предложений. Причем, рассказ должен получиться один. Составь алгоритм для определения видов односоставных предложений.





1 площадка.

Продолжи пословицы, определи вид односоставных предложений (максимальный балл – 6 б.)


-От добра…(добра не ищут)


-На чужой роток.. ( не накинешь платок.)


-Из песни… (не выкинешь слова)


-Цыплят по осени… (считают)


-Осла узнаешь по ушам, а дурака… (по словам)


-Не рой другому яму- … (сам в нее попадешь)


2 площадка.


Тест. Теория.


1. Укажите неверное утверждение.

А) Односоставные предложения могут быть распространенными.

Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.

В) Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.

Г) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.


2.Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение - это предложение, в котором:

А) опущено подлежащее,

Б) опущено сказуемое,

В) нет второстепенных членов предложения,

Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.


3. В неопределённо - личных предложениях сказуемое может быть выражено:

А) существительным в именительном падеже.

Б) глаголом в форме 1-го или 2-го лица.

В) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем

и будущем времени.

Г) глаголом - инфинитивом.


1) Определенно-личные предложения


2) Неопределённо-личные предложения


3) Безличные предложения


4) Назывные предложения


4. Найди соответствия:

А) Существительное в И.п.

Б) Безличный глагол

В) 3 л. мн.ч.

Г) Инфинитив

Д) Личный глагол в качестве безличного

Ж) 1 и 2 л. ед.ч. и мн. ч.

Е) глагол прош. времени мн.ч.











4 площадка.








1





















2


















3































4























5



























6

























7


















8



























9















10





























11


























12





















13











Реши кроссворд, определи ключевое слово.
























о

п

о

л

н

е

н

и

е












п

р

е

д

е

л

е

н

и

е








а

с

п

р

о

с

т

р

а

н

е

н

н

о

е
















с

н

о

в

а


















у

щ

е

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

е













6п

о

д

л

е

ж

а

щ

е

е
















о

ю

з















8п

о

б

у

д

и

т

е

л

ь

н

о

е















б

р

а

щ

е

н

и

е







10о



б



с



т



о



я



т



е



л



ь



с



т



в



о
















11

о



д



н



о



р



о



д



н



ы



е

















12

п



р



о



с



т



о



е















13

о



б



о



б



щ



а



ю



щ



е



е




5 площадка.


Составь рассказ из односоставных предложений на тему «Зима» (каждая группа продолжает начатый рассказ.