СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешное преподавание невозможно без "золотого правила дидактики" - наглядности, которое сформулировал Я. А. Коменский. Применение ИКТ способствует решению этого вопроса.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ"»

Использование информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ.

Труфанова Тамара Яковлевна, учитель начальных классов,

МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ",

Белгородская обл, г. Старый Оскол

 

Аннотация. Статья посвящена использованию ИКТ на уроках с обучающимися с ОВЗ. Задача статьи – обосновать необходимость применения ИКТ технологии в процессе образовательной деятельности с детьми с ОВЗ. Используя неподдельный интерес детей к этой технологии можно решить ряд проблем современного урока.

Ключевые слова: технология, средство, возможности.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Успешное преподавание невозможно без использования «золотого правила дидактики» - наглядности, которое сформулировал Я.А. Коменский. Принцип наглядности предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

         Умственно отсталый ребенок недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает, строит  отвлечения. Он снижает момент обсуждения, стараясь действовать по привычке, и т.д. Все эти черты, характеризующие умственно отсталого ребенка, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал. Положительные эмоции интенсифицируют связанные  с ним психические процессы, вызывают активность ученика, сообщают стойкость вниманию. Влиять на область эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними  эмоции.

        Применение ИКТ усиливает: положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, а также способствует облегчению овладения сложным материалом, снятию психологического напряжения школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик - компьютер - учитель», повышению эффективности ученического труда.

 

      Каждый урок – это определённая система заданий, которая ведёт ученика к овладению тем или иным понятием, умением, навыкам. И от того, какие задания подбирает учитель к уроку, в какой последовательности их выстраивает, зависит  результативность урока, а также степень активности и самостоятельности учащихся во время урока.  Система адаптируется под индивидуальные особенности ученика.  Это даёт возможность сделать процесс обучения персонализированным. Современные технологии обучения обладают колоссальными возможностями. У учителя появляются  возможности оптимизации учебного процесса, активизации учебной деятельности и повышения её эффективности и качества. Кроме того, резко снижается количество времени на поиск и подбор информации.

     Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. При любом обучении необходимо создавать мотивацию и активизировать познавательную деятельность учащихся. Это условие становится определяющим для достижения успеха при коррекционном обучении. Повышение эффективности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения новых информационных технологий в коррекционном процессе во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Важным фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование педагогических и коррекционных задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей детей.

Учителю необходимо учитывать общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями. При этом он может руководствоваться одним из преимуществ компьютерных средств обучения, а именно тем, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.

Так, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики. Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».

Организация обучения и внеурочной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационно-коммуникационных технологий может быть различной: традиционная урочная система с применением ИКТ; дистанционное образование; элементы дистанционного образования при временных ОВЗ (долгая болезнь, не возможность посещать школу), участие в сетевых проектах; дистанционные олимпиады, конкурсы, квесты.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Список литературы:

  1. https://resh.edu.ru/for-teacher [Электронный ресурс].

  2. https://urok.1sept.ru [Электронный ресурс].

  3. https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-uch...[Электронный ресурс].