СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Исследовательская работа в школе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается система организации исследовательской работы на уроках математики и во внеурочное время

Просмотр содержимого документа
«Статья "Исследовательская работа в школе"»

УДК

С.А. Пятницкова, С.В. Молчанова

e-mail: oktyabr127@mail.ru

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

В статье рассматривается система организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время, описывается модель методической работы в школе.

Ключевые слова: учебное исследование, учебно-исследовательская деятельность, система работы, конференция, совершенствование.

S.A. Pyatnitskova, S.V. Molchanova

e-mail: [email protected]

municipal state educational institutions "Chernitsinskaya Secondary Educational School"

STUDYING RESEARCH ACTIVITIES AT SCHOOL

This article is about the organization of research during the lessons on Maths and during extracurricular activities. It describes the model of methodic work at school.

Keywords: studying research, activities of studying research, the system of work, conference, improving.

Образованный человек в современном понимании – это не столько знающий и умеющий, сколько подготовленный к жизни.

Не секрет, что оригинальность математического мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

На протяжении многих лет, как и большинство школ, мы внедряли технологию проектного обучения, обеспечивающую достаточно высокий уровень творческой активности школьников. Проектная работа всегда ориентирована на заранее известный, спланированный результат. Исследование, в отличие от проекта представляет собой «бескорыстный поиск истины». В нашей школе приоритетной деятельностью является учебное исследование. Это не отдельный элемент образовательной среды, а целая система, отражающая ориентированность на творческий поиск (Рис. 1).

Федеральный и региональный компонент УП

УРОКИ

Компонент образовательного учреждения УП

Внеурочная деятельность по ФГОС (1, 2 классы)



Курсы, факультативы, практикумы



Учебное исследование


Олимпиады


Конкурсы



Внеурочная деятельность

Индивидуальная работа с обучающимися




НСОУ и НПК


Рис. 1. Структура организации учебного исследования

Проектная и исследовательская деятельность по математике в школе осуществляется как в рамках учебного плана (уроки), так и во внеурочной деятельности.

На уроках математики используем задачи исследовательского характера. Большая часть заданий школьных учебников звучит так: «Решите уравнение», «Докажите, что выражение … больше выражения …», «Упростите…» и т.п. В формулировках исследовательских заданий не должно быть явного ответа, его необходимо обучающимся найти и обосновать самим. Целью учителя является моделирование ситуации таким образом, чтобы школьники проводили исследование каждой задачи или упражнения. Например, вместо формулировки учебника «Докажите, что значение дроби … не зависит от n, где n – натуральное число», учитель по-другому ставит задачу: «Верно ли, что значение дроби … не зависит от n, где n – натуральное число». Или, вместо задания «Сократите дробь», лучше использовать формулировку «Исследуйте, сократима ли дробь». После решения задач исследовательского характера необходимо, чтобы учащиеся осуществляли исследование ответа, вывода (т.е. ставили вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться) при рассмотрении каждой задачи, особенно такой, которая предлагается в общем виде. Важно систематически предлагать обучающимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму, синквейн.

Учебно-исследовательская деятельность является основной при проведении занятий внеурочной деятельности по ФГОС в 1, 2 классах, курсов, факультативов, практикумов, кружков в рамках компонента образовательного учреждения учебного плана.

Исследовательская деятельность обучающихся не ограничивается только рамками уроков. Большую роль в формировании проектно-исследовательской культуры играет система внеурочной деятельности (см. Рис.1).

Исследовательские навыки вырабатываются при решении олимпиадных задач. Школьники знакомятся с традиционными и нестандартными методами решения сложных задач, учатся применять знания в необычных ситуациях. Поддержка талантливых и высокомотивированных детей осуществляется и в подготовке к участию в различных интеллектуальных конкурсах по математике. Сложившаяся система работы дает прекрасные результаты:

  • участия обучающихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике;

  • участие 41 обучающегося во Всероссийском конкурсе Мультитест, организуемом ИРШО, г. Калининград (ранжирование мест от 15 до 50 и максимальным количеством баллов 180 из 208);

  • участие 10 обучающихся в Интеллектуальной игре «Математический олимп» в рамках Региональной площадки II Всероссийского Фестиваля науки на базе ЮЗГУ, организуемый МО и науки Российской Федерации, Комитетом образования и науки Курской области, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, ЮЗГУ, КГМУ и др. (III место и Диплом лауреата с максимальным количеством баллов 16 из 18).

Для выявления и поддержки детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности, развития и реализации их творческих возможностей в 2009 году было создано Научное Сообщество Обучающихся и Учителей (НСОУ «Сова»). В него входят обучающиеся с 1 по 11 классы, проявляющие интерес к проектной, поисковой и исследовательской деятельности и учителя школы. Учебно-исследовательская работа школьников организуется в различных формах:

  • разработка проектов и учебно-исследовательских работ,

  • участие в конкурсах, выставках по различным областям знаний,

  • обзор научно-популярной литературы и интернет ресурсов,

  • встречи с сотрудниками музеев и архивов, ветеранами войны,

  • экскурсии в ВУЗы, на предприятия,

  • подготовка и проведение научно-практических конференций.

Итоговой формой исследовательской деятельности в нашей школе является ежегодная научно-практическая конференция, на которую юные исследователи представляют учебные проекты и учебно-исследовательские работы. Тематика работ самая разнообразная:

  • Магические квадраты и мистические числа: исследование и интерпретация,

  • Теорема Пифагора,

  • Как электрифицировать свой дом и сэкономить на стоимости израсходованной электроэнергии,

  • Первая в мире женщина – профессор математики,

  • Эта многоликая тригонометрия,

  • Загадочный мир иллюзий,

  • Оригаметрия,

  • Модная геометрия,

  • Удивительный мир симметрии,

  • Светодиоды и графики.

Оценку конкурсных работ осуществляет жюри «Ученый совет», включающий как учителей, так и обучающихся старших классов, на основании разработанной системы критериев.

Учитываются: 

  • раскрытие темы (полнота, собственная позиция, оригинальность);

  • использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;

  • научное и практическое значение результатов работы:

  • новизна работы (получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое оригинальное изделие, макет или эксперимент; имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы; эрудированность автора, использование известных результатов и научных фактов);

  • объём библиографии (ссылки на учёных и исследователей);

  • логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;

  • продуманность структуры и завершенность работы.

Проект или учебно-исследовательская работа оформляется в соответствии с утвержденными требованиями, содержит отзыв руководителя и тезисы.

Наблюдаются тенденции межпредметной и разновозрастной интеграции обучающихся и руководителей, положительная динамика количества участников конференции и повышение качества работ.

Обучающиеся и учителя – члены НСОУ принимают активное участие в научно-практических конференциях более высокого уровня. Например, творческая группа учеников 6-х и 9-х классов приняла участие в Международной НПК студентов и аспирантов, проводимой ЮЗГУ «Математика и ее приложения в современной науке и практике».

Опрос обучающихся 5-11 классов позволил выявить отношение школьников к проектной и исследовательской деятельности. Анкетирование показало, что более 70 % детей хотели бы попробовать свои силы в учебно-исследовательской деятельности по математике. Были выявлены факторы, способствующие включению в эту форму работы. А так же факторы, мешающие заниматься исследовательской деятельностью (Рис.2, Рис.3).












Рис.2 Факторы, способствующие включению в исследовательскую деятельность











Рис.3 Факторы, мешающие заниматься исследовательской деятельностью

Совершенствование организации образовательного пространства в направлении учебного исследования требуют совершенствование системы управления методической работой школы.

В структуру методической службы школы входит традиционный методический комплекс, включающий методическую, информационную, экспериментальную и диагностическую составляющие, а так же новую структуру – научно-методический центр, работающий в направлении PR-сервиса и школы совершенствования мастерства учителей. Задачей PR-сервиса является накопление банка передового опыта и его популяризация через организацию творческих мастерских, семинаров, педагогических советов, публикаций (печатных, электронных). Работа школы профессионального самоопределения строится по степени развитости педагогического мастерства: группа становления мастерства, школа совершенствования мастерства, мастер-класс (Рис.4).

Рис. 4 Модель методической службы школы

Подводя итог, хочется сказать, что учебно-исследовательская деятельность – это и средство повышения учебной мотивации, творческого, личностного развития обучающегося через сотрудничество учителя и ученика, и фактор развития школы, как инновационного учебного заведения.

Библиографический список

  1. Развитие навыков учебно – исследовательской деятельности в форме интеграции учебных предметов. Ковалевская Е.В. http://rudocs.exdat.com/docs/index-24027.html

  2. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников http://www.abitu.ru/researcher/practice/practice_org/

  3. http://festival.1september.ru/articles/314040/

  4. Положение о НСОУ, Положение о школьной научно-практической конференции и др. локальные акты МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!