СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Коррекция и профилактика асоциального поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Асоциальное поведение-нарушение норм и правил, принятых в обществе. Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников речи не было. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать полицейские наряды, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой-асоциальным поведением детей.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Коррекция и профилактика асоциального поведения"»

Коррекция и профилактика асоциального поведения

Ткаченко Марина Геннадьевна,

учитель истории

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Новоселицкий район, с. Падинское

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов личность рассматривается как целостная система. Благодаря психическим механизмам саморегуляция этой системы осуществляется эффективная адаптация человека к постоянно меняющимся условиям внешнего мира. Человек живет так, чтобы ему было комфортно и его самооценка, Я - концепция были положительными. В начале 19 века особый вклад в развитие педагогики и психологии внесли представители «немецкой классической философии». Э. Кант провозглашал: человек может стать человеком только через воспитание. Он подчеркивал социальную необходимость воспитания как способа выделения ребенка из животно-дикого состояния. Именно Э. Кант первым указал на социальную значимость филантропических идей И.Б. Базедова. Основная задача воспитания, по Канту-воспитание социальной дисциплины, прививание навыков, приобщение к культуре, моральное воспитание.

Воспитание как способ установления преемственности между поколениями рассматривал Ф. Щлейермахер. При этом особое внимание он уделял социальной обусловленности воспитания.

«Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию», - считал Г.Гегель. Личность формируется во взаимодействии с окружающей средой, а благодаря воспитанию она активно приобщается к культуре, к социуму. Одной из ведущих задач воспитания Гегеля считал формирование чувства собственного достоинства ребенка.

Педагоги и психологи разных времен и теоретических направлений придерживались различных, иногда диаметрально противоположных взглядов на структуру личности, акцентируя важность того или иного компонента этой структуры для развития ребенка, успешного преодоления трудностей и решения жизненных задач, построения гармоничных отношений с окружающими. Как отмечает Г.А. Берулава, каждая такая теория имеет в своей основе идеал личности, приближение к которому можно достичь совместными усилиями. Но, к сожалению, в настоящее время мы наблюдаем в обществе так называемое «разложение» личности, как среди взрослых, так и среди детей. Детство-подготовка к взрослой жизни. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернется нелегкой судьбой. Тяжелое детство не всегда самое плохое. Плохое детство - беспризорное, неласковое, в котором ребенок потерялся, как ненужная вещь.

Асоциальное поведение-нарушение норм и правил, принятых в обществе. Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников речи не было. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать полицейские наряды, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой-асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень помолодела. Асоциальное поведение младших школьников - закономерный результат деформированной социально—экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также бездуховности и низкого культурного уровня семьи.

Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным? Их много: грубость, нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя, наркотиков и др. Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка, пораженного ими, называют трудным, а потом асоциальным. Асоциальный-значит, почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения, затем - «шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах-от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.

Вначале ребенок становится трудным. Раньше это слово писали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но и первую очередь для себя. Трудный ребенок-страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. На фоне нравственной инфантильности детей легко образовались и другие асоциальные «наросты» -грубость, пропуски занятий, хулиганство и т.д.

Трудно самому ребенку. Это его неудовлетворенная потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, еще больше отдаляет их от других людей. Традиционно главным критерием причисления ребенка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребенка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учебы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе. Таким образом, то, что должно быть первостепенным для учителя-внутренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребенка, - зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия. Отсюда и формальное зачисление ребенка в категорию трудных, а на самом деле-непознанных.

К трудным относят обычно тех детей, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершаю кражи, грабежи и даже убийства.

Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но и зачастую свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению.

Рабату с такими детьми необходимо начинать с тщательного изучения их индивидуально-психологических особенностей, чтобы понять, что же толкнуло их на путь асоциального поведения, каковы причины столь серьезных изменений их поведения, каковы причины столь серьезных изменений их личности. Исследования показывают, что общая причина развития у ребенка отрицательных форм поведения-допущенные на предыдущих этапах ошибки в его воспитании. Даже если первые острые реакции, тяжелые переживания уже исчезли и ребенок ведет себя как будто лучше, как будто успокоился, все равно мы должны понимать, что его отрицательное поведение явилось результатом острых переживаний, вызванных когда-то ошибками воспитания.

Основная причина асоциального поведения-неблагополучие в семье: бытовая и социальная распущенность, нечистоплотность; семейные отношения, где существуют ссоры между родителями, а порой и полный распад семьи. Профессор А.Б. Сахаров в работе «Правонарушение подростка и закон» отмечает, что 90% несовершеннолетних правонарушителей-это те, кто рос и воспитывался в неблагоприятной семейной обстановке, где родители не уделяли должного внимания ребенку, баловали, покрывали недостойный поступки, где процветали мещанство и обывательщина, грубость и деспотизм, пьянство и нравственная нечистоплотность. В таких семьях дети видят дурной пример родителей, развиваются без семейного надзора, представлены сами себе, легко попадают под дурное влияние. Словом, как говорят педагоги и психологи, трудные дети-это чаще всего дети «трудных» родителей.

Как помочь трудным? При коррекции асоциального поведения детей необходимо:

  1. Применять принципы, стратегию и тактику личностно-ориентированного воспитания. Известно, что воспитательные меры, с успехом примененные к одному школьнику, могут не дать ожидаемого эффекта по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом.

  2. Подключать к воспитанию весь класс. Воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива нужно восстанавливать в полном объеме.

  3. Знать и учитывать побудительные причины (мотивы) поступков. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным проступком ученика.

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно работе с взрослыми, его окружающими, - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин асоциального в работе с взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

-изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

-изменение стиля взаимодействия с другими;

-расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Самое важное-создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры асоциального поведения.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей и педагогов владеть собой.

В таблице представленной ниже, даны общие «рецепты» избавления ребенка от гнева, которые будут полезны всем родителям.

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

Содержание

Пути выполнения

1

2

1.Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

-Слушайте своего ребенка;

-проводите вместе с ним как можно больше времени;

-делитесь с ним своим опытом;

-рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;

-если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

- Отложите совместные дела с ребенком;

-старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3.Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

- Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате»

4 В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

-Примите теплую ванну, душ;

-выпейте чаю;

-послушайте любимую музыку

5Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

- Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите;

- не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

6. В некотором особо важным событиям

следует готовиться заранее

-Изучайте силы и возможности своего ребенка;


Для работы в классе

Диагностическая методика

Название: Что скажешь?

Форма, метод: Практическая ситуация.

Цель: Диагностика склонности к нечестному поведению.

Оборудование: Ручка.

Реализация: Незаметно положить на парту ребенка ручку. Наблюдать, как он будет себя вести, когда ее обнаружит. Возьмет и спрячет? Скажет учителю? Спросит детей, чья ручка?

Вариации: С любыми привлекательными для ребенка предметами

Обработка результатов: Мы очень любим ставить детей в вымышленные ситуации

Выводы: Только для предварительного диагностирования. Не торопитесь с обвинениями. Объясните себе, почему ребенок поступил так.

Делая выводы нужно отметить, трудный школьник - это не отрицательная характеристика. Трудный-это не значит плохой, испорченный, негодный или тем более безнадежный. Трудный-это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания, которому необходимо индивидуально сориентированное воспитание. Коррекция трудного поведения включает множество способов разнопланового влияния на все сферы жизни ребенка.



Список использованной литературы:

  1. Горбунова М.Ю. Социальная психология-М. – 2006. – №4. – С. 77–85.

2. Медведева Н.И., Н.Г. Тормосина. Аутодеструктивное поведение подростков: генезис, психологическая диагностика и профилактика [Текст] // Монография — Ставрополь, 2011. — С. 55-70.

3. Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности. Теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа – Волгоград., 200981-83 с.

4. Подласый И.П. Курс по коррекционной педагогике: Учеб. Пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений.-М.:2003 С.192-209

5.Шинкаренко Н.Ф. История становления и развития социальной педагогики. – Ставрополь 2010. – С. 69-70.

6.Челышева Ю.В., Зотова М.В. Основы несовершеннолетних. М.: Перо, 2015 92 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!