СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Критерии и показатели проектной деятельности учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает основные критерии по оцениванию показателей проектоной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Критерии и показатели проектной деятельности учащихся"»

УДК

Е.В. Левицкая,

МБОУ « Лицей №15»,

Березовский ГО,Кемеровская обл.,

e-mail:levizkaya67@mail.ru


E. V. Levitskaya,

MBOU "Lyceum No. 15",

Berezovsky GUO, Kemerovo Region,

e-mail:[email protected]


Критерии и показатели проектной деятельности учащихся


Criteria and indicators of design activity of pupils


В статье рассматриваются основные критерии сформированности метапредметных умений учащихся 5-7 классов , через вовлечение их в проектную деятельность. Данные критерии сформированы с учетом возрастных особенностей, а оценить их можно через работу над ученического проектом.

In article the main criteria of formation of metasubject abilities of pupils of 5-7 classes, through their involvement in design activity are considered. These criteria are created taking into account age features, and it is possible to estimate them through work over student's the project.


Проектная деятельность, метапредметные умения, оценка ученического проекта.


Design activity, metasubject abilities, assessment of the student's project.


Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Ученики сегодня другие и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? В новых условиях, нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс, взаимоотношения между учителем и учеником. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться.

Проектная деятельность учащихся (ПДУ) – высокомотивированная самостоятельная поисково-познавательная деятельность учащихся, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя.

В системе оценки планируемых результатов освоения образовательной программы важное место занимает оценка метапредметных результатов учащихся. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Вначале необходимо определить, что и как оценивать. Неверная оценка (на этапе реализации деятельности, метода или итоговая) способна дискредитировать самую прекрасную идею.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

  • Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

  • Сформированность предметных знаний и способов действий проявляется в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой, использовать имеющиеся знания и способы действий.

  • Сформированность регулятивных действий проявляется, в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

  • Сформированность коммуникативных действий проявляется, в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности (будучи развиты) позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.

К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования относятся:

умение самостоятельно определять цели своего деятельности , ставить и формулировать для себя новые задачи;

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

умение осознанно использовать речевые средства, планирования и регуляции своей деятельности.

В основе методики оценки проектной деятельности учащихся лежат :

Примерная основная образовательная программа ОУ. Основная школа. ФГОС ООО. Основные аспекты оценки ПДУ и соответствующие им объекты оценивания приведены в таблице 1.

Через оценку ученического проекта, рассмотрим критерии сформированности метапредметных умений для учащихся 5-7 классов. Они приведены в таблице 2.

С критериями оценивания проектов  учащиеся  знакомятся  заранее. . .  Критерии  оценивания   являются   своего  рода  инструкцией  при  работе  над  проектом.  Кроме  того,  учащиеся,  будучи  осведомленными  о  критериях  оценивания  их  проектной  деятельности,  могут  улучшить  отдельные  параметры,  предлагаемые  для  оценивания,  тем  самым  получить  возможность  достижения  наивысшего  результата.

И в заключении, важно правильно и грамотно определить критерии оценки (факторы, которые подвергаются оцениванию), показатели (признаки, по которым производится однозначная оценка), использование адекватных им измерителей (инструментов, с помощью которых производится оценка: анкет, тестов, протоколов наблюдений и т. п.), так как это будет залогом верного оценивания любой деятельности. В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.

А самое главное, на мой взгляд, не так может и важно, чтобы ребенок достиг самого высокого уровня в проектной деятельности. Важно, чтобы он получил развитие познавательного интереса ,любознательности, эрудиции ,смекалки ,трудолюбия. Научился доводить начатое дело до конца и его пытливые глаза сверкали радостью от приобретенного жизненного опыта.







Таблица 1

Оценка проектной деятельности учащихся (ПДУ)

Аспект оценки

Объект оценивания

1

Продукт (объективированный, материализованный результат ПДУ).

Изделие, спектакль, стенд, изготовление макета и т.д.

2

Процесс (работа по выполнению проекта)

Защита проекта,

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.)

3

Оформление проекта

Пояснительная записка

Наглядность

4

Защита проекта

Процесс защиты проекта

Поведение учащегося- докладчика


Таблица 2

Оценка ученического проекта учащихся 5-7 классов


Перечень метапредметных умений

Перечень критериев оценивания проекта

Эталон работы для учащихся 5-7 - х классов с учетом возрастных особенностей

Количественный показатель по каждому критерию: 0 – не соответствует 1 – частично соответствует 2 – полностью соответствует

1.Сформированность предметных знаний и познавательных учебных действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий

1.Постановка цели и обоснование проблемы проекта

цель определена, ясно сформулирована четко обоснована;


2.Глубина раскрытия темы проекта

тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы


2.Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

3.Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников ;


4.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;


5.Планирование путей ее достижения

развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;


3. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно ответить на вопросы

6.Соответствие требованиям оформления письменной части

работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;


7.Качество проведения презентации

на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;


8.Качество проектного продукта

проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)




ИТОГО



Результат:

Проект выполнен на уровне

Базовом/повышенном

( подчеркнуть)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!