СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Математические представления. Количественное сравнение предметов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые шаги в познании ребенком математики начинаются с работы по различению множеств.

Обучая процессу счета, необходимо придерживаться следующих правил:

 

1. Согласовывать каждое числительное с одним предметом и одним движением.

2. Согласовывать числительное и существительное в роде, числе, падеже.

3. После каждого числительного существительное не повторяем (чтобы процесс счета шел абстрактно).

4. После называния последнего числительного необходимо обвести всю группу предметов круговым жестом и назвать итоговое число.

5. Называя итоговое число, произносим соответствующее существительное.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Математические представления. Количественное сравнение предметов"»

Математические представления. Количественное сравнение предметов.


Первые шаги в познании ребенком математики начинаются с работы по различению множеств. Важно использовать раздаточный материал. Это могут быть пластиковые стаканчики наполненные карандашами, плодами каштана (или жёлуди), гороха (фасоли), счетными палочками и т.п..



Применение в работе прозрачных пластиковых ёмкостей и сыпучих материалов даёт возможность ребёнку легче соотносить реальный предмет и графической образ.

Для зрительного восприятия слов «много», «мало» желательно использовать карточки-схемы.

«много» «мало»


Весь материал раскладывается на две группы. Первая группа стаканчиков наполненных полностью. Вторая группа – стаканчики, наполненные по 3-5 крупных предмета (карандаши, каштан, палочки) и на 1/3 часть от объёма горохом (желудями).

1 шаг. Перед ребенком выставляются поочередно каждое множество однородных предметов. Много карандашей. Много палочек. Много гороха (полный стакан). Акцентируя внимание на множестве (итоговом числе), необходимо сопровождать называние его обобщающим жестом (объединение группы предметов двумя руками (много)) и именовать (т. е. произносить название самого предмета). Демонстрировать карточку-схему «много».

2 шаг. Выделяется один предмет из множества, отодвигается в сторону, и говорится: «Один карандаш». Далее необходимо указательным пальцем коснуться выделенного предмета, поднять палец вверх и произнести: «Один».

Сопряжённо взрослому, ребенок повторяет действие.

Затем обращается внимание на оставшиеся карандаши и говорится: «Много карандашей» (карточка-схема «много»). После этого ребенок сам выделяет один предмет из множества, показывает и называет образовавшиеся множества. Аналогичным образом проводится работа на других предметах демонстрационного материала.

3 шаг. Организуя сравнение двух совокупностей предметов, в одной из которых 1 предмет, а в другой много, образуется промежуточное пространство. (Важно, чтобы эти совокупности располагались на одной линии, напротив друг друга: один карандаш много карандашей.) В это пространство предъявляют множество, резко контрастное по количеству – «мало».


Вновь перед ребенком выставляются множества предметов. Мало карандашей. Мало палочек. Мало гороха (в стакане чуть-чуть). Акцентируется внимание детей на множестве. Называние сопровождается обобщающим жестом (объединение группы предметов одной рукой (горсть)) и именуется (т. е. произносится название самого предмета). Демонстрируется карточка-схема «мало».

4 шаг. Выполняются практические действия на понимание и сопоставление множеств: «Дай (принеси) много (один) предмет», «Возьми (покажи где) мало».

Речь сопровождается жестами, зрительными образами.



Обучая процессу счета, необходимо придерживаться следующих правил:


1. Согласовывать каждое числительное с одним предметом и одним движением.


2. Согласовывать числительное и существительное в роде, числе, падеже.


3. После каждого числительного существительное не повторяем (чтобы процесс счета шел абстрактно).


4. После называния последнего числительного необходимо обвести всю группу предметов круговым жестом и назвать итоговое число.


5. Называя итоговое число, произносим соответствующее существительное.