СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Ментальные карты

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о методе "Ментальные карты" из личного педагогического опыта. 

Просмотр содержимого документа
«Статья Ментальные карты»

«Ментальные карты – как один из способов достижения образовательных результатов»

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
Александр Пятигорский, русский философ

Введение федерального государственного стандарта второго поколения требует переосмысления педагогической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способны к сотрудничеству;
Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
Одним из способов повышения качества знаний является метод ментальных карт , который я использую на уроках биологии и химии ГБОУ школа № 1400.
Ментальные карты (Mind Mapping) — это способ систематизации знаний с помощью схем; это технология изображения информации в особом графическом виде [1].

Ментальная карта позволяет открыть путь для творческих мыслей ребенка, выразить себя, своё отношение, показать, как работает мозг.

Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для ребенка являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать информацию.

В ходе работы я выявила следующие преимущества ментальных карт:
- представленная информация меньше по объему, ее легко фиксировать и анализировать;
- видно структуру, взаимосвязи, логику, иерархию
- помогает готовиться к экзаменам, зачётам, промежуточной аттестации, Всероссийским проверочным работам, контрольным.
Но есть и недостатки:
- Человеку, не составляющему карту и увидевшему ее в первый раз достаточно трудно понять ее содержание (карта полезна только для тех, кто ее разрабатывал).
В основном ментальные карты используются мной на практике при изучении нового материала , при создании проектов и научно –исследовательских работ, при подготовке к контрольным, Всероссийским проверочным работам, промежуточной аттестации. Но их использование перспективно и может распространяться и на написание рефератов, конспектов, для анализа прочитанных книг, а также при постановке личных целей, а в будущем и при создании бизнес – проектов.

Проанализировав практику использования метода ментальных карт на уроках биологии и химии, можно выделить следующие результаты:

- учащиеся делают предварительный выбор в пользу сдачи экзаменов именно по данным предметам;

- в результате итоговой аттестации справляемость по данным предметам составила 100%, а качество выше 50%.

- выход на конференции различного уровня с проектами по данным предметам.

Список используемой литературы:

  1. Балан И. В. Использование ментальных карт в обучении // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 58-59.