Методические рекомендации по работе с исторической картой.
Работа с исторической картой на уроках истории очень важна и для улучшения знаний учащихся и по истории и для более качественной подготовки к урокам истории. Работа с исторической картой на уроке истории является необходимым компонентом в ходе процесса обучения. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Для наиболее успешной работой исторической картой следует понимать, что она коренным образом отличается от географической. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт — раскрытие динамики событий и процессов. На географической карте все статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов и т.д. Данные перемещения на карте обозначены с помощью условных знаков.
Общие правила работы с исторической картой на уроках истории
1. Важно объяснить учащимся значение легенды карты и особенности условных обозначений, свойственных именно для исторических карт.
2. Карта должна присутствовать на каждом уроке истории, что, конечно, не означает обязательности продолжительной и глубокой работы с ней на каждом уроке, а означает необходимость локализации в пространстве тех событий, явлений, процессов, о которых идет речь на уроке.
3. Серьезная работа с картой в целях формирования соответствующих умений может включать в себя следующие виды деятельности учащихся:
- самостоятельное выполнение заданий учащимися на локализацию отдельных исторических событий, объектов (интересна форма работы, когда учащемуся не называется событие, которое он должен найти на карте, а, например, предлагается прочитать фрагмент источника, определить событие, а затем показать его на карте);
- чтение исторической карты (такие задания могут, например, предполагать рассказ учащегося об определенном военном походе с синхронным показом его на карте);
- выполнение заданий, предполагающих использование исторической карты как источника знаний (например, выявление с помощью карты незнакомых учащимся деталей какого- либо исторического события);
- заполнение контурной карты.