СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Формирование личностных качеств студентов на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особая роль в развитии личности принадлежит литературному образованию, которое связано с поиском наиболее эффективных форм и методов преподавания в системе личностно-ориентированного подхода к обучению.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Формирование личностных качеств студентов на уроках литературы"»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ


Инновационные процессы в сфере образования являются показателем динамики современного общества. До недавнего времени в общественном сознании доминировал (и еще продолжает влиять на педагогическую практику) традиционный взгляд на смысл образования, согласно которому оно представляет собой поэтапный процесс приобретения знаний, направленный на подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с требованиями экономики. Подобная ориентация в образовании уже перестала отвечать условиям нового времени, требуется иное понимание образования как особой сферы, первоочередной задачей которой является обеспечение полноценного развития личности на основе стимулирования культа знаний, высокого уровня интеллектуального и творческого потенциала. В большей степени проблема развития личности является особо значимой в условиях техногенной цивилизации, так как возможный отрыв от гуманистических целей и ценностей может привести к разрушению основ человеческой жизни.

Особая роль в развитии личности принадлежит литературному образованию, которое связано с поиском наиболее эффективных форм и методов преподавания в системе личностноориентированного подхода к обучению. Принимая во внимание основную цель личностноориентированного образования – развитие личности учащегося, руководствуясь Концепцией литературного образования, ориентированной на изучение литературы как искусства слова, считаем, что общую цель личностноориентированных уроков по литературе можно сформулировать так: способствовать формированию эстетического вкуса, обогащению внутреннего мира школьника, развитию личностных качеств ребенка. Восприятие произведения литературы связано с наличием у человека эстетического вкуса, который проявляется тогда, когда человек в состоянии отличить прекрасное произведение от примитивного. Ориентация на эстетическое в литературе, т. е. на восприятие красоты слова писателя, гармонизирует человека, эстетическое начало тесно связано с нравственным, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек интуитивно тянется к добру. Таким образом, ориентируясь в преподавании на эстетическую сущность литературы, ее художественную специфику, учитель не только способствует обогащению внутреннего мира каждого ребенка, но и ненавязчиво формирует у школьников систему общечеловеческих нравственных ценностей, развивает личностные качества учащихся. Покажем эффективность такого подхода на примере изучения рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья».

Ведущими методами в предлагаемой системе по изучению эпического произведения А.П. Чехова являются эвристический, исследовательский, метод творческого чтения. Исследовательский метод в преподавании литературы характеризуется самым высоким уровнем самостоятельности учащихся, кроме этого, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. Исследовательская деятельность на уроках литературы связана с индивидуальной самостоятельной работой ученика над произведением, для чего используется такая форма деятельности ученика, как индивидуальные задания, в процессе которой школьник учится наблюдательности, размышлению.

Предлагаем ученикам следующие индивидуальные задания исследовательского характера: «Отношение Ольги Ивановны к своему мужу», «Один день из жизни Ольги Ивановны». Ученики самостоятельно анализируют эпизоды изучаемого произведения и в ходе исследования замечают, что Ольга Ивановна демонстрировала гостям своего мужа как некую экзотику: «…лицо бенгальского тигра, а выражение доброе и милое, как у оленя» (Чехов 1978, 180). Ребята приходят к выводу, что в характеристике, которую дает супругу Ольга Ивановна, все было наигранно, ненатурально, далеко от того, что составляло истинную сущность Дымова. Старшеклассники обращают внимание на произнесенное Ольгой Ивановной с восторгом выражение «Милый мой метрдотель!» (Чехов 1978, 180). Метрдотель – официант-распорядитель в ресторане – слово, никак не относящееся к Дымову, но Ольга Ивановна специально произносит эту фразу с восторгом, желая произвести на окружающих впечатление изысканной дамы, знающей французский язык. Не остается незамеченной и другая фраза, произнесенная героиней в адрес Дымова: «Не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье?» (Чехов 1978, 179). И в этих эпитетах сквозит явная претензия на оригинальность, эффектность. Более наблюдательные ученики обращают внимание на то, что героиня употребляет одинаковые слова, характеризуя Дымова, представляя его своим гостям, и молодого телеграфиста со станции, некоего Чикельдеева, на свадьбе которого она должна присутствовать: «Красивый молодой человек… и есть в лице, знаешь, что-то сильное, медвежье» (Чехов 1978, 183). Школьники считают, что такой повтор слов свидетельствует о неумении героини верно оценивать людей, равнодушии к ним. Рассуждая, чем занята Ольга Ивановна, ученики обращают внимание на повтор однородных сказуемых в описании ее дня: «Она пела, играла на рояле, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях» (Чехов 1978, 182). Повтор однородных сказуемых подчеркивает однообразие в жизни героини, праздность Ольги Ивановны. Она живет для своего удовольствия, превращая жизнь в сплошное развлечение.

После выступления учеников-исследователей уместен вопрос о том, почему же веселая беззаботность Ольги Ивановны не нравилась Чехову. Веселая беззаботность, по убеждению Чехова, губит душу. Никогда Ольга Ивановна и «необыкновенные» люди ее круга не станут отягощать себя осмыслением своих поступков. В этом нас убеждает следующий эпизод рассказа. Приехавший на дачу голодный, утомленный работой в городе и дорогой Дымов со свертком, «в который были завернуты икра, сыр, белорыбица», с веселой беззаботностью будет тут же отправлен обратно, чтобы успеть привезти к свадьбе случайного телеграфиста розовое платье, перчатки и цветы для жены. Для самостоятельной работы ученика над произведением в рамках исследовательского метода эффективным является такой методический прием, как сопоставление литературного произведения с его экранизацией. Изучение в старших классах произведений А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок активизирует восприятие учащихся, обогащает их представление о художественном мире писателя и своеобразии поэтики его произведений. Это объясняется тем, что кинематографическое «прочтение» произведения литературной классики не только представляет собой попытку режиссера постичь объективный смысл, заложенный в литературной первооснове, но и является зрительно-динамическим истолкованием поэтики словесного текста, осуществленным с помощью специфических изобразительно-выразительных средств языка. Поэтому сопоставление эпического произведения и соответствующего фильма-экранизации способствует созданию условий для превращения анализа литературного произведения в творческий процесс.

Для активизации воображения ребенка важно использовать на уроке литературы такой методический прием, как «стилистический эксперимент». «Стилистический эксперимент» основан на пропуске слова или изменении слова в тексте произведения с целью воссоздания авторского варианта. Беседуя об Ольге Ивановне и ее отношении к мужу, предлагаем учащимся вариант фразы, произнесенной героиней в адрес мужа: «Этот человек гнетет меня». Школьники должны сравнить этот вариант с авторским: «Этот человек гнетет меня своим великодушием» (Чехов 1978, 182). Выясняем значение глагола угнетать – «вызывать мрачные, тяжелые мысли, приводить в подавленное состояние». Учащиеся замечают, что глагол гнетет предполагает ассоциативные ряды, связанные с чем-то отрицательным: погода гнетет, болезнь гнетет, гнетут заботы, хлопоты. Великодушие как наличие высоких душевных качеств не может угнетать человека. В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что авторская фраза является эмоционально насыщенной, более точно характеризует героиню, которая любила произвести впечатление, увлекалась всем, по ее мнению, необычным, эффектным, но на самом деле была совершенно поверхностным человеком.

В этом учащиеся могут убедиться, анализируя душевное состояние героини в конце повествования, когда умирает Дымов. Чтобы выяснить, понимает ли Ольга Ивановна, что рядом с ней был великий человек, предлагаем учащимся измененный вариант следующего отрывка чеховского повествования: «Стены, потолок, лампа и ковер на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: “Не заметила! Не заметила!” Она с плачем бросилась из спальни, проскользнула мимо какого-то незнакомого человека и вбежала в кабинет к мужу». Школьники должны сравнить выделенные глаголы с авторскими (вместо «не заметила» – «прозевала», вместо «проскользнула» – «шмыгнула»). Рассуждая, школьники обращают внимание на разговорную окраску авторских глаголов, размышляют над тем, почему автор от своего лица использует такие эмоционально-оценочные слова. В ходе размышлений учащиеся еще раз открывают для себя художественное мастерство Чехова. Автор, приковывая внимание читателя к таким эмоциональным словам, помогает понять истинную сущность Ольги Ивановны: она любит только себя, ее эгоистичность, амбициозность подчеркивают эмоционально-оценочные слова «прозевала» и «шмыгнула». Благодаря такому наблюдению ученики чувствуют авторскую иронию, обращенную к героине: нельзя рассчитывать на какие-то изменения в ней, она была и останется «попрыгуньей», легко переходящей от одного увлечения к другому, она не способна на глубокие чувства.

Таким образом, ориентируясь в преподавании на эстетическую функцию литературы, учитель помогает учащимся не только уяснить особенности творческой манеры Чехова-прозаика (лаконизм повествования, роль в нем художественной детали, психологического подтекста), но и понять глубину философских размышлений писателя о жизни человека. Школьники осознают то, что Чехову чужды мещанские взгляды на жизнь Ольги Ивановны и ее друзей, их претензии на избранность, писатель противопоставляет ложным ценностям Ольги Ивановны истинные: любовь к ближнему, великодушие, трудолюбие. Эти выводы, сделанные самими учащимися, способствуют обогащению внутреннего мира школьников, развивают такие личностные качества учащихся, как отзывчивость, сопереживание, эмпатия. Основываясь на результатах проведенной нами экспериментальной работы, можно утверждать, что урок литературы, имеющий личностно-ориентированную направленность, оказывает положительное влияние на динамику литературного развития учащихся, способствует формированию у них воссоздающего воображения, навыков вдумчивого, внимательного чтения, появлению устойчивого познавательного интереса к творчеству А.П. Чехова. Метод творческого чтения и сопутствующие ему приемы эмоциональнообразного постижения текста (выразительное чтение, «стилистический эксперимент») занимают особое место в системе работы над художественным произведением, так как стимулируют личностное начало в восприятии текста, развивают воображение, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус.