Коллективно-творческоЕ делО КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
А.В. Юргинсон
Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Научный руководитель: Е. В. Комиссарова
Современное общество России испытывает потребность в таком гражданине, чьи главные качества будут включать духовную глубину, желание творить добро, чувство сопричастности к судьбе своей малой Родины, любовь к своей стране, заботу о природе, инициативность, настойчивость в достижении целей, гражданскую активность, а также заботу о родных и собственном здоровье.
Цель статьи заключается в теоретическом обосновании использования коллективных творческих дел в патриотическом воспитании младших школьников.
Существует несколько факторов, которые могут способствовать формированию чувства патриотизма. Изучение истории своей страны и её культуры является необходимым условием для развития патриотических чувств. Учитель может укреплять патриотические убеждения, используя разные методы, в том числе экскурсии, викторины, тесты. Празднование Дня Независимости, Дня Победы, и других национальных праздников, является благоприятной институционной средой для формирования чувства гордости за страну. Эти факторы, а также другие социальные и личные инициативы, могут способствовать формированию чувства патриотизма у школьников. Необходимы только конкретные примеры и организация коллективной творческой деятельности.
В исследованиях, касающихся воспитания патриотизма, акцентируется на активном и деятельном характере патриотизма, проявляющемся в действиях человека, направленных на благо своей страны и службу Отечеству. Введение элемента воли в понимание патриотизма объясняется тем, что в процессе своей деятельности индивид действует осознанно, контролирует свои действия и преодолевает возникающие трудности, что свидетельствует о проявлении воли. Патриотическая деятельность, связанная с высшими моральными ценностями, требует значительных волевых усилий как в повседневной жизни, так и в более значимых моментах [6, с. 113].
Патриотизм выражается не только в чувствах, но и в конкретных действиях, имеющих целью улучшение жизни в стране, что делает важным акцент на активном участии человека в общественной жизни и его осознанном выборе служить своей Родине. Таким образом, глубокое понимание патриотизма включает в себя волевые усилия и моральные ориентиры, отражающие лучшие качества гражданина.
Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) «устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России [2, с. 16]».
Федеральная рабочая программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности [3, с. 3].
«Патриотизм — это не просто любовь к Родине. Это — готовность преодолевать со страной любые испытания (защищать её от врагов, поднимать из руин, отстаивать честь и права государства на мировой арене), уважение к своим истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам страны (приносить пользу, брать на себя ответственность, работать на благо Родины (двора, города, страны) для себя, близких, соседей, волгоградцев, россиян…). Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту [4, с. 616]».
Не менее важным является, что обучающиеся в настоящее время достаточно знают о специальной военной операции, о Великой Отечественной войне, но ученики все еще не понимают, для чего добровольцы ухаживают за памятниками участников военных действий, не понимают зачем и как помогать не только ветеранам, но и тем пожилым людям, которые были тружениками тыла, детям войны. Школьники не до конца осознают ценность участия в таких акциях, например, как «Блокадный хлеб».
Очень часто представление и знание младших школьников о героях своей страны и их подвигах – родного города, края, ограничено. В основном они владеют информацией о широко известных защитниках Отечества, но не знают своих земляков, стоявших на защите Родины. Именно поэтому крайне важно уже с первого класса организовывать воспитательную работу по формированию основ патриотического воспитания у обучающихся для формирования чувства сопричастности к событиям современного времени - формирование у обучающихся любви к своей Родине, родному городу и постоянной готовности к их защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе.
Над формированием данных качеств обучающихся работают педагоги в школах. Как показали исследования современной молодежи, проведенные авторами книги «Патриотизм в XXI веке: примеры проявления», на вопрос «что такое патриотизм?» отвечали в основном, что патриотизм – это любовь к Родине. Около 5 % опрошенных людей вообще не смогли дать определение понятию «патриотизм». На просьбу перечислить известных героев чаще всего называли героев Великой Отечественной войны. На вопрос о том, есть ли герои в ХХI веке, 30 % опрошенных сказали, что их нет. Участники опроса, которые согласились с утверждением, что герои все-таки есть, приводили всего одну-две фамилии [4, с. 616-618].
Педагогические наука и практика сегодня активно обращаются к средствам воспитания младших школьников. Коллективно-творческое дело является одной из используемых педагогами технологий в данном направлении.
Младший школьный возраст уникальный период для закладки фундамента патриотического воспитания. В этот период активно развивается познавательная сфера ребёнка: появляется жажда новых знаний, стремление к достижениям, удовольствие от процесса обучения. Это делает младших школьников особенно восприимчивыми к формированию чувства гордости за свою Родину. Их мышление ещё конкретно и образно, поэтому абстрактные понятия о патриотизме требуют опосредованного, наглядного представления. Именно поэтому коллективно-творческая деятельность является одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания на данном этапе.
Коллективные проекты позволяют детям не только получить новые знания о своей стране, её истории, культуре и природе, но и развивают важные социальные навыки: сотрудничество, взаимопомощь, умение работать в команде, терпимость к различным мнениям. Например, создание макета исторического памятника, подготовка презентации о выдающихся соотечественниках, участие в школьных театральных постановках на историческую тематику, создание коллективного плаката или альманаха – все это способствует не только усвоению фактов, но и формированию эмоциональной связи с Родиной.
Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в педагогику Игорем Петровичем Ивановым. «КТД — это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. Коллективная творческая деятельность является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяет создать в детских учреждениях широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге и о себе много нового» [5, с. 68].
Данная технология позволит каждому участнику деятельности определить свою часть работы, самостоятельно подбирать, анализировать информацию, внести свой вклад в коллективное дело. Использование коллективно – творческого дела для формирования основ патриотического воспитания у обучающихся будет иметь продуктивных характер и поможет решить обозначенную проблему.
Коллективное творческое дело позволяет организовать комплексное воспитание – не словесно, а в конкретной коллективной, творческой деятельности, направленной на заботу о людях. Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективных основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру.
Результатом или продуктом КТД могут являться: написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи или песни, посвященные защитникам Отечества; демонстрируемые на сцене спектакли, миниатюры; выставки творческих работ прикладного характера, которые организуются во время проведения КТД; альбомы памяти.
Данные продукты коллективно-творческого дела помогут обучающимся прочувствовать сопричастность к современным событиям, помогут сформировать у школьников любовь к своей Родине, родному городу, активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе.
Существует большое количество коллективно – творческих дел, направленных на патриотическое воспитание. Рассмотрим КТД «Книга памяти». Целью данного дела является создание условий для организации деятельности обучающихся по формированию патриотической воспитанности с помощью создания «Книги памяти» через расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Основные этапы данного дела: 1 этап – подготовительный. На данном этапе организуется анкетирование и анализ анкет, поиск и сбор информации о членах своей семьи, живших во время войны, подбор фотографий. 2 этап – основной. Предполагает создание листовок о членах своей семьи – участниках войны, оформление тематического стенда и его использование для проведения классных часов и бесед с учащимися начальной школы. 3 этап – заключительный. На данном этапе предполагается соединение разрозненных рассказов воедино, оформление и презентация проекта «Книга памяти»
Работа над реализацией коллективно – творческого дела «Книга памяти» расширяет представление обучающихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти: родителям, бабушкам, дедушкам и другим. Таким образом, данное КТД способствует формированию патриотизма, чувства гордости за свою страну, уважительного отношения к Отечеству.
Технология КТД позволяет каждому участнику деятельности определить свою часть работы, самостоятельно подбирать, анализировать информацию, внести свой вклад в коллективное дело. Использование коллективно – творческого дела для формирования основ патриотического воспитания у обучающихся будет иметь продуктивных характер и поможет решить проблему патриотической воспитанности.
.
Библиографический список
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (Редакция от 08.08.2024).
2. Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286.
3. Федеральная рабочая программа воспитания. https://институтвоспитания.рф/upload/medialibrary/aef/orxve66kt39augto500oy0ozcgnmrc2e.pdf
4. Давыдова, М. Ю. Патриотизм в XXI веке: примеры проявления / М. Ю. Давыдова, С. Н. Сурков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 616-618.
5. Пантюшина А.Ю. Создание структуры понятия КТД в сфере дошкольного образования/ А.Ю. Пантюшина // Мировая наука. — 2020. №10 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-struktury-ponyatiya-ktd-v-sfere-doshkolnogo-obrazovaiya
6. Сергеева, В.П. Методика воспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования // В.П. Сергеева. Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. — 6-е изд., доп. — М. Издательский центр «Академия». — 2015. — 384 с.
4