Организация работы по формированию читательских компетентностей школьника
Задача литературы, как мы ее понимаем, через художественные модели бытия, отраженные в произведениях, свидетельствовать о жизни человека и человечества, а значит,
о каждом из нас.
Для нас оказалось плодотворным осваивать эту задачу с помощью УМК «Гимназия
на дому. Русская литература» под редакцией М.Г.Беловой, М.Б.Багге [1]. В этом учебном
пособии счастливо сочетаются новое содержание и инновационная технология обучения – проектная деятельность. Одним из главных достоинств УМК является системность. С 5-го
по 9-й класс вводится и постепенно наращивается представление об эволюции культуры. УМК нацеливает на формирование читательских компетентностей в области литературы и культуры в целом, осмысляя нравственную составляющую предмета, помогая становлению личности. Чтобы целостно охарактеризовать данный УМК, представим его с помощью словаря терминов: метод проектов из идеи свободного воспитания; целесообразная деятельность ученика, сообразованная с его интересом в этом знании; проблема из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка; самомотивирование, самостоятельный поиск информации, структурирование, преобразование информации учащимися; реальный ощутимый результат, представленный в отторгаемом проектном продукте (сборник-антология, портретная галерея, музыкальный, живописный коллаж, проект выставки и др.); возможность практически применять свои знания в полемике, в совместном планировании, действии; поисковая, исследовательская деятельность, достоверность, логическое выстраивание фактов, их анализ; опыт положительной коммуникации, эмпатии, толерантного диалога.
Формирование читательской компетенции начинается с отработки УУД. В центре внимания навыки аналитического чтения, которые позволяют осуществлять системный подход к изучению литературного произведения.
Рассмотрим организацию аналитического чтения на уроке литературы по роману
И.А.Гончарова «Обломов. Анализ фрагментов текста 9 главы должен позволить учащимся убедиться в том, что «Сон Обломова» есть ключ к пониманию образа главного героя, к идее всего романа, к выявлению основ русской жизни.
В поисках ответа на вопрос, какой же тип персонажа сформирован русским провин-циальным укладом Обломовки, осмысляем сказанное критиком В.А.Дружининым о «Сне Обломова»: «Сон… поясняет и просветляет то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения». Раскрывая понятие «тип Обломова», анализируем место
и время действия романа (домашнее задание 1-ой группы учащихся - представление топонимической карты-схемы Обломовки). Предполагаем, что Обломовка - это остров в чужом
мире, мире цивилизации. Выступление 2-ой группы учащихся по теме «Пробуждение
Илюшечки» подтверждает догадку: время в Обломовке будто остановилось, обитатели ее живут во внедосягаемом пространстве, словно в раю, славя Бога за каждый прожитый день. В результате аналитической работы над понятием «хронотоп» приходим к выводу. В Обломовке царят мир, тишина, покой, сон, сказка, миф, рай. В мире цивилизации – война, суета, явь, отсутствие тишины, чуда, жизнь без прошлого. Его, Обломова, все хотят разместить в мире цивилизации, а он спрашивает: «Зачем?» Ему говорят: наступило другое время, будь другим, а он спрашивает: «Зачем?» Ведь Обломов – голубиная душа, вылетевшая из райской обители, Обломовки. Обращаясь к анализу отрывка «Картины жизни Обломовки», ищем
ответ на главный вопрос текста: «Зачем дана жизнь?» По воле автора, знают об этом сами обломовцы:
- Бог ведает!
Закончив аналитическое чтение текста, приходим к выводу: «Сон Обломова» – идейный центр произведения, его основное зерно.
Пишем текст-рассуждение (С1): «Почему «Сон Обломова» является смысловым центром романа?» Читаем свои работы по кругу, заканчивает чтение учитель сочинением-образцом. Завершаем формулировку темы урока «Сон Обломова как ключ…», ключ к характеру главного героя, к идеалу, к пониманию авторской позиции.
Таким образом, аналитическая работа с текстом на уроках литературы закрепляет специальные читательские компетентности, необходимые для полноценной работы с текстом.
Ведущей моделью приобщения школьников к чтению сегодня стал Диалог [2].
Это обусловило необходимость обращения в рамках школьного предмета «Литература»
и за его пределами (речь идёт о надпредметных программах) к такому виду чтения, как
интертекстуальное. Каждая отсылка к чужому тексту создаёт для читателей ситуацию выбора: либо продолжить чтение, видя в интертексте лишь фрагмент данного текста, либо вернуться к текстам-источникам, предтекстам, чтобы осуществить связь между малыми мирами в рамках большого текста.
Уроки по теме «Аллюзии и реминисценции в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и романе Ф.М.Достоевского «Бедные люди» убеждают учеников-читателей в том, что у потомков Пушкина и Достоевского остались в наследство не просто тексты, а некие айсберги, видимая часть которых становится тем больше, чем просвещённее читатель.
Аллюзии на библейские сюжеты:
А.С.Пушкин «Станционный смотритель» | Ф.М.Достоевский «Бедные люди» |
Образ рая. Жизнь Дуни у отца Самсона Вырина. | Образ рая. Жизнь Девушкина со старушкой-хозяйкой и её внучкой. Детские годы Вареньки, жизнь в деревне. |
Сцена Страшного Суда. Слова о смотрителе мальчика, который провожает рассказчика до могилы Вырина. | Сцена Страшного Суда. Встреча Девушкина с «его превосходительством» |
Притча о блудном сыне. Судьба Дуни. | Притча о блудном сыне. Образ жизни Девушкина в Петербурге. |
Мотив соблазна, прельщения. Минский и Дуня. | Мотив соблазна, прельщения. Сватовство господина Быкова к Вареньке. |
Ветхозаветный герой Самсон. Самсон Вырин. | Адам и Ева. Девушкин и Варя. |
Фольклорно-литературные реминисценции:
А.С.Пушкин «Станционный смотритель» | Ф.М.Достоевский «Бедные люди» |
Пословицы и поговорки в речи Самсона Вырина. | Пословицы и поговорки в речи Макара Девушкина. |
Народные плачи. Рассуждение смотрителя о судьбе пропавшей дочери. | Народные плачи. Последнее письмо Девушкина. |
Эпиграф – отрывок из стихотворения П.А.Вяземского «Станция». | Эпиграф – отрывок из рассказа В.Ф.Одоевского «Живой мертвец». |
Сюжет. Карлгоф «Станционный смотритель». Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». | Сюжет. Гёте «Страдания юного Вертера». Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». |
Конфликт. Перекличка с одой Г.Р.Державина «Вельможа». | Конфликт. Перекличка с повестью Н.В.Гоголь «Шинель». |
Рассмотрим организацию интертекстуального анализа на уроке по теме «Роль интертекста в раскрытии социального конфликта». В повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель» включены реминисценциями из оды Г.Р.Державина «Вельможа». На станционном смотрителе при его первой встрече с рассказчиком сюртук с «тремя медалями на полинялых лентах». Ожидая Минского в передней, Самсон Вырин называет себя «старым солдатом».
В шестнадцатой строфе державинской оды читаем:
А там – на лестничный восход
Прибрёл на костылях согбенный
Бесстрашный, старый воин тот,
Тремя медальми украшенный,
Которого в бою рука
Избавила тебя от смерти,-
Он хочет руку ту простерти
Для хлеба от тебя куска.
Наложение одного текста на другой убеждает читателя в том, что социальный барьер никогда не позволял маленькому человеку достигнуть взаимопонимания в диалоге с «его высокоблагородием».
В романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» социальный конфликт усилен перекличкой с повестью Н.В. Гоголя «Шинель». Заметим, что Макар Девушкин изживает в себе черты Акакия Башмачкина и совершает поступки, характерные для Самсона Вырина. Достоевский, как и Пушкин, определяет сущность человека не по занимаемой им ступени социальной
лестницы (табель о рангах).
Проанализировав возникшие текстовые связи, приходим к выводу: классики призывают нас, читателей, увидеть в маленьком человеке личность, «найти человека в человеке» (Ф.М. Достоевский).
Осмысление интертекста, содержащегося в исходных текстах, помогает постичь авторский замысел во всей полноте и поместить произведение в контекст литературной традиции.
В выпускном классе актуальным, на наш взгляд, будет изучение интертекстуального курса для дополнительного образования «Классический текст в современной прозе» (составитель Т.Н. Редкошеева). Возможно включение отдельных тем курса в программу внеклассного чтения по предмету.
Рассмотрим особую форму работы в рамках данной программы – учебное исследование. Выбрав тему «Интертекстуальные связи в повести А.В. Битова «Фотография Пушкина» (1799-2099)», доказываем тезис: «Литература есть непрерывный (и не прерванный) процесс» (А.Г. Битов).
Выделяем текстовые сближения битовской повести с классическими произведениями русской литературы. Отмечаем, что наибольший процент сближений в повести Битова приходится на произведения А.С. Пушкина. Интертекстуальные отсылки к Пушкину характерны для заглавия, сюжета, композиции, образов героев повести Битова. Анализ их позволяет убедиться читателю в значимости культурной памяти для порождения нового в произведениях А.Г. Битова.
Интертекстуальная читательская компетенция основана на том, что в объеме памяти человека хранятся следы ранее прочитанного. Именно они призваны противостоять деструктированию системы культурно-исторического наследия [3], именно они могут дать возможность читателю свободно ориентироваться в литературной ситуации в большом целом.
Читательские компетенции формируются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. На протяжении многих лет школа №571 тесно сотрудничает с одной из старейших библиотек Невского района – Рыбацкой библиотекой №6. Библиографические уроки, встречи с поэтами и писателями, участие в мероприятиях поэтического салона для детей,
в краеведческих чтениях позволяют учащимся вырабатывать навыки работы с электронными каталогами, открывать для себя новые имена современных петербургских авторов, представлять своё литературное творчество, учиться защищать исследовательские работы.
Особая форма деятельности - разработка литературно-музыкальных композиций - даёт возможность моделировать условия, побуждающие к чтению и осмыслению текста, формирует умения подбирать материал в соответствии с заданной темой, создавать презентацию, выразительно, осмысленно озвучивать композицию, например, перед ветеранами Великой Отечественной войны.
Занятия в школьной театральной студии «Да!» и студии - театр на немецком языке «Bienen» погружают учащихся в мир литературы, учат юных актеров аналитически читать текст, постигать замысел автора.
Участие ребят в городских литературно-краеведческих конкурсах, например, конкурс ГДТЮ «Давно стихами говорит Нева…» стимулирует читательский интерес школьников, которые изучают литературные произведения, путешествуя по городу, знакомясь с жизнью, творчеством авторов, местом действия в их произведениях, проводя учебную исследовательскую работу.
Действенный способ приобщения ученика к чтению - занятия в литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского со старшим научным сотрудником Н.В.Черновой. Экскурсии по музею-квартире, выступление на семинарах, лекции, пешеходная экскурсия «По следам героев романа «Преступление и наказание» позволяют растить настоящего
Читателя.
Сотрудничество школы с филологическим факультетом РГПУ им. А.И. Герцена – важнейший шаг к формированию компетентного читателя. Цикл лекций по современной литературе читает для старшеклассников доктор филологических наук, профессор М.А. Черняк [4]. Формирование способности к художественному восприятию целостной картины мира,
осмысление историко-культурного контекста эпохи способствует процессу подготовки
ученика-читателя и к ЕГЭ по литературе.
Систематическая работа по формированию читательских компетенций на уроках
и во внеклассной деятельности позволяет нашим ученикам добиваться высоких результатов: 100 баллов за ЕГЭ по литературе, победа в Международном конкурсе чтецов «Живая классика», в Международной детско-юношеской конференции «Санкт-Петербург. Царское Село. Пушкин и культура», во Всероссийском фестивале литературного творчества учащихся,
в регионального этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе, в городском конкурсе сочинений в рамках проекта «Творчество Н.В. Гоголя глазами детей».
Организуя работу по формированию читательских компетентностей, всегда помним сказанное И.А.Ильиным: «По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов…» [5].
Литература
1. Белова М.Г., Багге М.Б. и др. Русская литература. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006-2010.
2. Галактионова Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. – СПб: Книжный дом, 2008. 3.
3. Рамзаева В.А. Русская проза рубежа XX-XXI веков в системе литературного образования учащихся старших классов: дис. канд. пед. наук: Самара, 2006.
4. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы) учебно-методические материлы.- М.: Эксмо-Пресс, 2007.
5. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. – Мюнхен, 1959. http://www.vtoraya-literatura.com
3