СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему «Приемы работы с терминами (понятиями) на уроках истории и обществознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Приемы работы с терминами (понятиями) на уроках истории и обществознания»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мельничновская средняя школа»

Белогорского района Республики Крым
























Статья на тему :

«Приемы работы с терминами (понятиями) на уроках истории и обществознания»











Подготовила

учитель истории

МБОУ «Мельничновская СШ»

Эсатова Э.Р.













с. Мельничное, 2023г.


Умение работать с понятиями – проверяется на всех экзаменах. Оно подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей.

Мы все на уроках работаем с понятиями. Если на уроках ведётся пассивная работа учителя над терминологической грамотностью обучаемых, вырабатывается житейско-бытовое представление о терминах. Считая это нормальным, обучающиеся не стремятся расширять словарь терминов. Поэтому важно, чтобы работа с понятиями на уроках была систематизирована, велась постоянно - из урока в урок. Нельзя обойтись без новых слов (терминов), поскольку они встречаются постоянно в нашей жизни, а не только на страницах учебника.

Знания о терминах, полученные обучающимися в первые годы изучения истории, довольно быстро утрачиваются, а потому требуют периодического возвращения в терминологический запас старшеклассников, так как наличие названного недостатка не позволит им изучать новые темы.

Приемы работы с понятиями на уроках:

1) Прием объяснения.

Наиболее доступен, поэтому используется во всех классах. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Ученикам сообщается суть изучаемых событий и явлений, их связей в готовом, разъясненном виде, и им надо ее понять и запомнить. Таким образом, объяснение не требует от учеников поиска существенного, что ограничивает их самостоятельную познавательную деятельность и является минусом данного приема.

Для усвоения терминов и понятий важно уделять внимание происхождению слова.

Так, останавливаясь на происхождении слова царь, учитель поясняет, что оно произошло от латинского Цезарь - от имени Гая Юлия Цезаря. Со временем слово цезарь стало императорским титулом. Императоров Византии русские люди сначала называли цезарями, а потом царями.

Понять происхождение слова часто помогают однокоренные слова. Слово дворяне произошло от названия двора боярина, его дворовых людей; оброк значит обречь на выполнение чего-либо, навязать обязательства.. Смысловое значение слова: воевода - тот, кто водит воинов; вечевещать, говорить. Слово можно разъяснять по занятию: полюдье - сбор дани по людям; крепостной - крестьянин, крепко прикрепленный к земле. От занятий людей произошло слово деревня. Чтобы построить дома, надо было освободить место от деревьев и кустарников. Прилагая много усилий, их приходилось выдирать, драть (драть - деру ~ деревня).

2) Прием сопоставление – установления сходства и различия отдельных понятий.

При использовании данного приема соблюдаются два условия:

- сравнивать необходимо только однородные понятия: например, родовые общины и соседские общины, мануфактура и фабрика, мастерские и цех, республика и монархия и т.п.;

- сравнивать понятия надо по признакам, имеющим существенное значение.

3) Определение родового и видового в понятии.

Родовое понятие — понятие, выражающие существенные признаки класса предметов, который представляет из себя род каких-либо видов. Например, для понятий «монархия» «республика» понятие «форма правления» является родовым (соответственно, «монархия» — видовое понятие для «формы правления»). Одно и то же понятие в зависимости от того, рассматривается ли оно по отношению к подчиненному или подчиняющему понятию, может быть как видовым, так и родовым. Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными.

4) Классификация понятий.

Распределить слова по группам (темам). Дать характеристику группе понятий.

5) Формулировка понятий с опорой на текст.

Данный способ хорошо отрабатывать при подготовке к ЕГЭ при работе с Конституцией, которая и является главным помощником.

Также этот прием помогает формулировать понятие через характерные признаки либо выходить из определения на признаки.

6) Применение понятий.

Осмысленное применение понятий в тексте. Вставить пропущенное слово (из ЕГЭ).



Приемы работы с терминами на уроках истории и обществознания в разных классах:


Задание 1. Прием объяснение. 6 класс

Соотнесите понятия с его происхождением.

Термин

Происхождение

Дворяне

Оброк

Воевода

Царь

Вече

Крепостной

Деревня

Полюдье

Обречь на выполнение чего-либо, навязать обязательства.

Вещать (говорить).

Сбор дани по людям.

Крепко прикрепленный к земле.

Двор боярина.

Выдирать, драть.

Гай Юлий Цезарь.

Водить воинов.


Задание 2. Классификация понятий. 5 класс

  1. Разделите предложенные понятия на 2 группы: «Древний Египет» и «Древнее Двуречье».

  2. Подчеркни в каждой группе волнистой линией имена.

  3. Подчеркни в каждой группе сплошной линией термины, связанные с письменностью.

  4. Подчерни в каждой группе двойной линией названия городов.

  5. Обведи оставшиеся термины и дай им определение.


Мемфис Ур шадуф фараон клинопись

иероглифы Осирис Фивы шумеры вельможи

Ра Шамаш Тутмос III Хаммурапи Вавилон Иштар


Задание 3. Прием сопоставление. 5-6 классы

Рассмотрите иллюстрации и выполни задания.

Объединения людей в эпоху Первобытности

Родовая община

Соседская община


Задания:

1) Что общее между родовой и соседской общиной?

2) В чем различия родовой и соседской общины?

3) Вспомните определение родовой общины и по аналогии дайте определение термину «Соседская община».



Задание 4. Прием сопоставление. 7 класс

На основе таблицы сравни Ремесленную мастерскую и Мануфактуру.

  1. Установи сходство и различие двух типов предприятий.

  2. Дай определение термину «Мануфактура».

Вопросы для сравнения

Ремесленная мастерская

Мануфактура

Каков размер предприятия?

Небольшое помещение (комната)

Крупное предприятие

Кто работал на предприятии?

Мастер, подмастерье

и 1-2 ученика

Наемные рабочие

Количество работников

2-5 человек

Десятки, сотни человек

Какой труд применялся

Ручной

Ручной

Существовало ли разделение труда?

Нет

Да


Задание 5. Определение родового и видового в понятии.

I. Составь определение. 5-6 класс

Частное (видовое)

Общее (родовое)

Видовое отличие

Утюг

Электроприбор

Для глажения

Пылесос

Электроприбор

Для уборки

Солонка

Посуда

Для соли

Хлебница

Посуда

Для хлеба

Груша

Дерево

Растут груши

Персик

Дерево

Растут персики

Задания к таблице:

1) Пользуясь прилагаемой таблицей, составьте определения каждого электроприбора.

2) С опорой на прилагаемую таблицу, попробуйте в следующих определениях обобщающее понятие (род) и существенный признак (видовое отличие):

Диван – это предмет мебели, на котором можно не только сидеть, но и лежать.

Квадрат – это равносторонний прямоугольник.

Сказка – это произведение устного народного творчества.

3) Пользуясь данной таблицей как примером, попробуй составить определения к своей любимой вещи, любимому музыканту (музыкальной группе), любимому занятию (школьному предмету) либо другое. Должно быть составлено не менее трех определений понятий.


II. Перед вами два термина и их определения.9 класс

  1. Соотнеси термины с их определениями.

  2. Найди в каждом термине общее (родовое) и видовые отличия.

Термин

Определение

Монархия



Республика


Абсолютная монархия



Ограниченная монархия


Президентская республика



Парламентская республика

Форма правления, при которой высшая власть сосредоточена в одних руках и передается по наследству.


Форма правления, при которой органы власти выбираются.


Форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в одних руках, она ничем не ограничена и передается по наследству.


Форма правления, при которой высшая власть передается по наследству и ограничена парламентом либо Конституцией.


Форма правления, при которой государственная власть принадлежит парламенту, имеющему право формировать свое правительство и назначать премьер-министра, как правило, являющегося главой государства.


Форма правления, при которой государственная власть принадлежит президенту, который избирается народом и формирует свое правительство.


Задание 6. Формулировка понятий с опорой на текст.

Работа с текстом. 8 класс и 11 класс.

1) Выделите характерные черты социального государства.

2) С опорой на текст сформулируйте определение «социальное государство».

Статья 7 Конституции РФ:

«1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».


Познакомьтесь с несколькими определениями слова «дисциплина».

7 класс

  1. Прочитайте определения слова «дисциплина».

  2. Что между ними общее?

  3. Выделите и подчеркните характерные признаки дисциплины. Запишите их в тетрадь

  4. С опорой на выделенные черты дайте свое определение слову «дисциплина» и запишите его.

• Дисциплина – подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. /Словарь Ефремовой.

• Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. /Словарь Ожегова.

• Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. /Энциклопедический словарь.

• Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. А также выдержанность, привычка к строгому порядку. /Словарь Ушакова.


Работа с признаками понятия. 9 класс.

  1. Прочитайте признаки Права. Объясните как вы их понимаете.

  2. На основе предложенных признаков сформулируйте определение «Право».

Признаки права:

1. Устанавливается только государством.

2. Носит общеобязательный характер.

3. Гарантируется, охраняется и обеспечивается принудительной силой государства.

4. Выражается в государственных официальных источниках.

Задание 7. Применение понятий. 11 класс

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

***(А) - цена за труд, измеряемая в единицу времени - неделю или месяц. По формам оплаты она бывает ***(Б), повременная и аккордная. Повременная зарплата выдается ***(В) за фактически отработанное время, имеющее определенную единицу расценки. Различают также ***(Г) зарплату - вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег, и ***(Д) - сумма жизненных благ, которые можно приобрести на номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги.

Список терминов:

1) прибыль

2) зарплата

3) сдельный

4) работодатель

5) работник

6) номинальный

7) реальный

8) адекватный

9) конкурентный


Задание 8. Применение понятий. Внеурочная деятельность

  1. Прочитайте несколько словосочетаний с использованием слова «миссия».

  2. Найдите общее в этих словосочетаниях с помощью подбора синонимов к слову «миссия».

  3. Попробуйте дать определение слову «миссия».