Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мельничновская средняя школа»
Белогорского района Республики Крым
Статья на тему :
«Приемы работы с терминами (понятиями) на уроках истории и обществознания»
Подготовила
учитель истории
МБОУ «Мельничновская СШ»
Эсатова Э.Р.
с. Мельничное, 2023г.
Умение работать с понятиями – проверяется на всех экзаменах. Оно подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей.
Мы все на уроках работаем с понятиями. Если на уроках ведётся пассивная работа учителя над терминологической грамотностью обучаемых, вырабатывается житейско-бытовое представление о терминах. Считая это нормальным, обучающиеся не стремятся расширять словарь терминов. Поэтому важно, чтобы работа с понятиями на уроках была систематизирована, велась постоянно - из урока в урок. Нельзя обойтись без новых слов (терминов), поскольку они встречаются постоянно в нашей жизни, а не только на страницах учебника.
Знания о терминах, полученные обучающимися в первые годы изучения истории, довольно быстро утрачиваются, а потому требуют периодического возвращения в терминологический запас старшеклассников, так как наличие названного недостатка не позволит им изучать новые темы.
Приемы работы с понятиями на уроках:
1) Прием объяснения.
Наиболее доступен, поэтому используется во всех классах. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Ученикам сообщается суть изучаемых событий и явлений, их связей в готовом, разъясненном виде, и им надо ее понять и запомнить. Таким образом, объяснение не требует от учеников поиска существенного, что ограничивает их самостоятельную познавательную деятельность и является минусом данного приема.
Для усвоения терминов и понятий важно уделять внимание происхождению слова.
Так, останавливаясь на происхождении слова царь, учитель поясняет, что оно произошло от латинского Цезарь - от имени Гая Юлия Цезаря. Со временем слово цезарь стало императорским титулом. Императоров Византии русские люди сначала называли цезарями, а потом царями.
Понять происхождение слова часто помогают однокоренные слова. Слово дворяне произошло от названия двора боярина, его дворовых людей; оброк значит обречь на выполнение чего-либо, навязать обязательства.. Смысловое значение слова: воевода - тот, кто водит воинов; вече — вещать, говорить. Слово можно разъяснять по занятию: полюдье - сбор дани по людям; крепостной - крестьянин, крепко прикрепленный к земле. От занятий людей произошло слово деревня. Чтобы построить дома, надо было освободить место от деревьев и кустарников. Прилагая много усилий, их приходилось выдирать, драть (драть - деру ~ деревня).
2) Прием сопоставление – установления сходства и различия отдельных понятий.
При использовании данного приема соблюдаются два условия:
- сравнивать необходимо только однородные понятия: например, родовые общины и соседские общины, мануфактура и фабрика, мастерские и цех, республика и монархия и т.п.;
- сравнивать понятия надо по признакам, имеющим существенное значение.
3) Определение родового и видового в понятии.
Родовое понятие — понятие, выражающие существенные признаки класса предметов, который представляет из себя род каких-либо видов. Например, для понятий «монархия» «республика» понятие «форма правления» является родовым (соответственно, «монархия» — видовое понятие для «формы правления»). Одно и то же понятие в зависимости от того, рассматривается ли оно по отношению к подчиненному или подчиняющему понятию, может быть как видовым, так и родовым. Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными.
4) Классификация понятий.
Распределить слова по группам (темам). Дать характеристику группе понятий.
5) Формулировка понятий с опорой на текст.
Данный способ хорошо отрабатывать при подготовке к ЕГЭ при работе с Конституцией, которая и является главным помощником.
Также этот прием помогает формулировать понятие через характерные признаки либо выходить из определения на признаки.
6) Применение понятий.
Осмысленное применение понятий в тексте. Вставить пропущенное слово (из ЕГЭ).
Приемы работы с терминами на уроках истории и обществознания в разных классах:
Задание 1. Прием объяснение. 6 класс
Соотнесите понятия с его происхождением.
Термин | Происхождение |
Дворяне Оброк Воевода Царь Вече Крепостной Деревня Полюдье | Обречь на выполнение чего-либо, навязать обязательства. Вещать (говорить). Сбор дани по людям. Крепко прикрепленный к земле. Двор боярина. Выдирать, драть. Гай Юлий Цезарь. Водить воинов. |
Задание 2. Классификация понятий. 5 класс
Разделите предложенные понятия на 2 группы: «Древний Египет» и «Древнее Двуречье».
Подчеркни в каждой группе волнистой линией имена.
Подчеркни в каждой группе сплошной линией термины, связанные с письменностью.
Подчерни в каждой группе двойной линией названия городов.
Обведи оставшиеся термины и дай им определение.
Мемфис Ур шадуф фараон клинопись
иероглифы Осирис Фивы шумеры вельможи
Ра Шамаш Тутмос III Хаммурапи Вавилон Иштар
Задание 3. Прием сопоставление. 5-6 классы
Рассмотрите иллюстрации и выполни задания.
Объединения людей в эпоху Первобытности
| |
Родовая община | Соседская община |
Задания:
1) Что общее между родовой и соседской общиной?
2) В чем различия родовой и соседской общины?
3) Вспомните определение родовой общины и по аналогии дайте определение термину «Соседская община».
Задание 4. Прием сопоставление. 7 класс
На основе таблицы сравни Ремесленную мастерскую и Мануфактуру.
Установи сходство и различие двух типов предприятий.
Дай определение термину «Мануфактура».
Вопросы для сравнения | Ремесленная мастерская | Мануфактура |
Каков размер предприятия? | Небольшое помещение (комната) | Крупное предприятие |
Кто работал на предприятии? | Мастер, подмастерье и 1-2 ученика | Наемные рабочие |
Количество работников | 2-5 человек | Десятки, сотни человек |
Какой труд применялся | Ручной | Ручной |
Существовало ли разделение труда? | Нет | Да |
Задание 5. Определение родового и видового в понятии.
I. Составь определение. 5-6 класс
Частное (видовое) | Общее (родовое) | Видовое отличие |
Утюг | Электроприбор | Для глажения |
Пылесос | Электроприбор | Для уборки |
Солонка | Посуда | Для соли |
Хлебница | Посуда | Для хлеба |
Груша | Дерево | Растут груши |
Персик | Дерево | Растут персики |
Задания к таблице:
1) Пользуясь прилагаемой таблицей, составьте определения каждого электроприбора.
2) С опорой на прилагаемую таблицу, попробуйте в следующих определениях обобщающее понятие (род) и существенный признак (видовое отличие):
Диван – это предмет мебели, на котором можно не только сидеть, но и лежать.
Квадрат – это равносторонний прямоугольник.
Сказка – это произведение устного народного творчества.
3) Пользуясь данной таблицей как примером, попробуй составить определения к своей любимой вещи, любимому музыканту (музыкальной группе), любимому занятию (школьному предмету) либо другое. Должно быть составлено не менее трех определений понятий.
II. Перед вами два термина и их определения.9 класс
Соотнеси термины с их определениями.
Найди в каждом термине общее (родовое) и видовые отличия.
Термин | Определение |
Монархия Республика Абсолютная монархия Ограниченная монархия Президентская республика Парламентская республика | Форма правления, при которой высшая власть сосредоточена в одних руках и передается по наследству. Форма правления, при которой органы власти выбираются. Форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в одних руках, она ничем не ограничена и передается по наследству. Форма правления, при которой высшая власть передается по наследству и ограничена парламентом либо Конституцией. Форма правления, при которой государственная власть принадлежит парламенту, имеющему право формировать свое правительство и назначать премьер-министра, как правило, являющегося главой государства. Форма правления, при которой государственная власть принадлежит президенту, который избирается народом и формирует свое правительство. |
Задание 6. Формулировка понятий с опорой на текст.
Работа с текстом. 8 класс и 11 класс.
1) Выделите характерные черты социального государства.
2) С опорой на текст сформулируйте определение «социальное государство».
Статья 7 Конституции РФ:
«1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Познакомьтесь с несколькими определениями слова «дисциплина».
7 класс
Прочитайте определения слова «дисциплина».
Что между ними общее?
Выделите и подчеркните характерные признаки дисциплины. Запишите их в тетрадь
С опорой на выделенные черты дайте свое определение слову «дисциплина» и запишите его.
• Дисциплина – подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. /Словарь Ефремовой.
• Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. /Словарь Ожегова.
• Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. /Энциклопедический словарь.
• Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. А также выдержанность, привычка к строгому порядку. /Словарь Ушакова.
Работа с признаками понятия. 9 класс.
Прочитайте признаки Права. Объясните как вы их понимаете.
На основе предложенных признаков сформулируйте определение «Право».
Признаки права:
1. Устанавливается только государством.
2. Носит общеобязательный характер.
3. Гарантируется, охраняется и обеспечивается принудительной силой государства.
4. Выражается в государственных официальных источниках.
Задание 7. Применение понятий. 11 класс
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
***(А) - цена за труд, измеряемая в единицу времени - неделю или месяц. По формам оплаты она бывает ***(Б), повременная и аккордная. Повременная зарплата выдается ***(В) за фактически отработанное время, имеющее определенную единицу расценки. Различают также ***(Г) зарплату - вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег, и ***(Д) - сумма жизненных благ, которые можно приобрести на номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги.
Список терминов:
1) прибыль 2) зарплата 3) сдельный | 4) работодатель 5) работник 6) номинальный | 7) реальный 8) адекватный 9) конкурентный |
Задание 8. Применение понятий. Внеурочная деятельность
Прочитайте несколько словосочетаний с использованием слова «миссия».
Найдите общее в этих словосочетаниях с помощью подбора синонимов к слову «миссия».
Попробуйте дать определение слову «миссия».