А.Д. Герман
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н. А. Плутова
Использование информационных технологий в образовании
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Процесс этот сопровождается существенными изменениями в педагогике, связанныхс внесением корректив в содержание технологий обучения, последниедолжны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничномувхождению человекав информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать обязательной частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.Как отмечает большинство исследователей, тенденции к компьютеризации образования будут ускоряться независимо от условий. Однако, как полагают многие исследователи, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами
и используют компьютерную технику для развлечений.При этом познавательные и образовательныемотивыработы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом,для решения познавательных и учебных задач компьютер используется нев полной мере.Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли ещесвоего должного применения. В школах же, где уже ведется обучение детей на компьютере, реализуютсяне все его возможности. Многиеучителя и преподаватели не знакомы с новыми компьютерными технологиями и не имеют представлениео способах их использования в обучении, не осознавая, в полной мере, значимости использованияинформационных технологий. Урокив школес применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки,слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.Цельюданной работы сталоисследование значимости внедрения и использования информационных технологий в российском обществе и российском образовании. Для осмысления этой проблемынеобходимоознакомление с основными понятиями, вопросами данной темы, а также с системами, работающими в сфереобразования,и их компонентами.Информационные технологии–это системыметодов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.Выделяется три основных компонента информационных технологий:-комплекс технических средств —вычислительной, телекоммуникационной и организационной техники;-системы программных средств —общего (системного) и функционального (прикладного) программного обеспечения;-системы организационно-методического обеспечения.Информационные технологии посредством средств связи и носителей информации дают людям возможность быть информированными о событиях не только настоящего времени, но и прошлого.Областями применения информационных технологий являются практически все сферы жизни.Информационные технологии делятся надва вида:-аналоговые,ониоснованы на представлении информации в виде какой-либо непрерывной физической величины, например, напряжения или силы электрического тока;-цифровые, они основаны на дискретном способе представления информации в виде чисел (обычно в двоичной системе счисления), значения которых отображают содержание информации.По сравнению с аналоговой, цифровое представление информации обеспечивает значительно большую защищённость от помех, в том числепри передаче по каналам связи.Основные педагогические цели информационных технологий на занятиях состоят в: развитии личности обучающегося, включающее в себя: развитие творческого, конструктивно-поискового мышления, развитие коммуникативных способностей; развитии умения принимать неординарные решения в сложных ролевых ситуациях; совершенствовании навыков исследовательской деятельности
Потенциал информационных технологий в современной системе образования определяется широким спектром развития человеческой личности (эмоции, интеллект, мировоззрение, самостоятельное творческое и критическое мышление, эстетическое сознание и т.д.). Вопросы развивающего потенциала информационных технологий все больше привлекают внимание отечественных психологов и педагогов, работающих над концепцией «электронной педагогики», так какони считают,что информационные технологии предоставляют для развивающего обучения немало возможностей.
Среди основных условий развития процесса медиаобразования можно выделить:
общую ориентацию на развитие личности;
-учет психологических особенностей, спектра реальных интересов и предпочтений аудитории;
-разработку критериев развития медиавосприятия и способности к критическому, художественному анализу медиатекстов;
-совершенствование моделей, программ, методик, форм проведения занятийсо школьниками и студентами на медиаматериале (в том числе с использованием зарубежного опыта);
-модернизацию материально-технической базы процесса обучения;
-включение в образовательные программы курсов, предусматривающих изучение медиакультуры.
Система медиаобразования включает в себя:
1)целевые установки на развитие личности;
2)компонентность: составляющие системы –педагоги и воспитуемые; средства обучения и воспитания; педагогическая модель.
3)структурность (взаимосвязь компонентов системы, логическая обоснованность последовательности этапов модели);
4)функциональность;
5)коммуникативность (соотнесение модели, программы, методики с современной социокультурной ситуацией, с доминирующими психологическими аспектами медиавосприятия, с возможностями средств массовой информации и т.д.);
6)практическую реализацию и результативность
Важно отметить и дистанционные формы обучения, которые в этих условиях будут играть более значимую роль для учащихся сельских школ, чем для их сверстников из административных центров. Идея использования компьютеров в школах, где необходима частичная подмена учителя при совместном обучении в
начальных классах, либо в качестве компенсации профессиональной неподготовленности учителя-совместителя является не совсем новой, но не менее перспективной.Наличие школьного компьютера с выходом в Интернет позволит использовать образовательное учреждение в качестве местного центра открытой системы образования, что даст возможность выпускникам школы дистанционно продолжить свое образование в различных профессиональных и высших учебных заведениях
Ссылки на источники
https://e-koncept.ru/2016/86179.htm?ysclid=lwgcgjjokj265641773