СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о сценическом движении

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит данные как овладеть сценическим движением в самом начале пути. 

Просмотр содержимого документа
«Статья о сценическом движении»

А. Д. Соколова

ГБПОУ КК КПК г. Краснодар, Краснодарский край

Сценическое движение и танец как неотъемлемые элементы актерского мастерства актёра.

«Учить творческому применению движения нельзя,
а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении,
особенно выгодном для сценической работы».

К.С. Станиславский

Действие – это основа основ актёрского искусства. Именно поэтому, помимо способности к глубоко личностному переживанию судьбы своего героя, для актёра неоценимо важны способы пластического, внешнего выражения богатого внутреннего содержания. Искусство владения своим телом на сцене предполагает чистоту движений, их смысловую определённость, строгую количественную и качественную отобранность. Всё должно быть в них точно и конкретно: смысловые оттенки движений, их скорость, сила, величина [1, c.1].

Сценическое движение. Зрелищность театра в первую очередь достигается через актера, его тело, пластику, и только потом прилагается к нему художественное и музыкальное оформление. И такие качества как лёгкость, гибкость, внутренняя и внешняя подвижность, эластичность мышц, чувство формы - все это должно быть присуще современному актеру. Познать свое тело, изучить его, научиться «думать» телом и уметь выполнить любую задачу, поставленную режиссёром - такова цель предмета «сценическое движение». В.Э. Мейерхольд стремился найти законы выразительного движения актёра на сцене. Он писал: «…Искусство актёра заключается в организации своего материала, то есть в умении правильно использовать выразительные средства своего тела. Поскольку задачей игры актёра является реализация определённого задания, от него требуется экономия выразительных средств, которая гарантирует точность движений, способствующих скорейшей реализации задания…[3]

Сценическое движение - одна из важнейших дисциплин, воспитывающих внешнюю технику актера. Сценическое движение предполагает работу над осанкой и походкой, базовыми элементами акробатики, сценическими падениями, техникой сценических переносок, сценическим боем, работу с предметом, фехтованием, пантомимой, стилевыми особенностями поведения и этикетом и т.д. [ 2 ]

Напряжение – физическое и психическое проявление чувства воли. Говоря понятным языком, контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения – не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно.

Осанка и походка. Совершенствование пластики включает в себя упражнения, вырабатывающие хорошую осанку, походку, эстетичные позы сидя. Упражнения такого типа должны быть в каждом уроке. О руках не нужно думать: их положения возникают непроизвольно и почти всегда соответствуют обстоятельствам жизни. Однако не следует закладывать руки в карманы (брюк, пальто, жакета и т.д.). Эта поза явно некрасивая. Положения ног у мужчин в позах сидя отличаются от женских только тем, что колени могут быть несколько расставлены.

Акробатика. Акробатика (лат. akrobateф - «хожу на цыпочках» - лезу вверх). Основные задачи акробатических упражнений - развитие координации движений, тренировка быстроты реакции, развитие смелости и решительности. Для тренировки актеров применяются в основном различные формы кувырков. Выполнение кувырков на полу приучает актера к некоторым болевым ощущениям (воспитание воли), а это важно при дальнейшем освоении техники сценических падений.

Сценические падения. На сцене актерам иногда приходится изображать падающего человека. Бывают эпизоды, когда герою приходится падать нарочно, чтобы спастись от внезапной опасности. Существует два основных биомеханических принципа падений. Первый состоит в том, что мускулатура тела постепенно расслабляется, так бывает при потере сознания. Второй состоит в том, что тело падает напряженно, как бывает от воздействий внешнего характера, например от внезапного сильного толчка; мускулатура в этом случае напрягается, так как падающий хочет удержаться на ногах. Вторая схема не представляет больших трудностей в сценическом выполнении: в ней можно пользоваться разнообразными физическими приспособлениями - приземлением на руки, поворотами, увертками, т.е. техникой, применяемой акробатами. Основной принцип обеспечения безопасности в том, чтобы приземляться только на мягкие части тела, беречь от ударов и сотрясений голову, крестец, колени, локти. По существу, все виды сценических падений первого типа являются выполнением последовательных движений, при которых тело организованно укладывается на пол, но выполняются эти движения столь быстро, что зрителю кажется, будто человек не лег, а упал.

Фехтование. Освоение техники фехтования - наиболее сложный вид двигательных упражнений. Эти упражнения в высокой степени развивают пластичность, ловкость, быстроту реакции.

Пантомима. (от др.-греч. (pantomimos)) -- вид сценического искусства, основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов. Как вид театрального искусства пантомима существует с древнейших времён.

Танец. Танец как учебная дисциплина играет важную роль в системе воспитания актера. По словам Аркадия Николаевича Торцова класс танца не является основным при развитии тела будущих артистов. Однако это не исключает большого значения, которое Торцов придает танцам при физическом развитии. В первую очередь студент должен ознакомиться с первоначальными азами классического танца. Они не только выправляют тело, но и раскрывают движения, расширяют их, дают им определенность и законченность, что очень важно, так как укороченный куцый жест несценичен. Класс танцев отлично выправляет руки, ноги, спинной хребет и ставит их на место. Балетная станковая гимнастика отлично выправляет недостатки. [ 2 ]

Список использованных источников

  1. И. Э. Кох «Основы сценического движения», Изд. «Лань Спб», 2010 г.

  2. Студенческая библиотека онлайн - [электронный ресурс] https://studbooks.net/519601/kulturologiya/stsenicheskoe_dvizhenie_tanets_neotemlemye_elementy_akterskogo_masterstva_artista_operetty

  3. 4brain [электронный ресурс] https://4brain.ru/blog/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя