Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Цель школы создать условия для развития высокой социально активной, духовноразвитой с позитивными ценностями и качествами личности.
На современном этапе развития российского образования национальный идеал воспитания гражданина России включает патриотизм как наиболее важное и приоритетное качество личности, формирование которого становится основной задачей современной школы.
В рамках государственных стандартов (ФГОС), с моей точки зрения, нагрузка по патриотическому воспитанию детей, подростков и взрослых обучающихся должна объедить в едином усилии семью-школу-государство. Нет в этой работе мелочей, не должно быть фрагментарных, эпизодических занятий. Здесь должны быть задействованы и преподаватели гуманитарного цикла, и специалисты естественнонаучных, творческих дисциплин, классные руководители и педагоги-организаторы. Новая должность в школе Советник директора по воспитанию – не должна быть «оторвана от народа» - ожидается помощь в расширении взаимодействия во многих направлениях.
«Разговоры о важном», стартовавшие с сентября 2022 года во всех школах страны, еженедельное поднятие флага – уверена, оставят свой полезный след, но этого сразу не произойдет. Нужно время. Постепенно придет желание внести посильный вклад в развитие и прославление Родины. И чем раньше мы начнем вести единую воспитательную линию, тем раньше получим желаемые плоды.
Считаю, что в начальной школе мы должны заложить основные моральные ценности, нормы поведения, помочь сформировать навыки творчества, воспитать чувства любви к своей семье, родному дому. Потому что изначально патриотизм появился как чувство самосохранения человека, своей семьи, своей территории. Формирование патриотизма – сложное педагогическое явление, связанное с передачей знаний от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека.
Эти задачи успешно решаются на всех уроках как гуманитарного цикла, так и естественнонаучного. С первых уроков в «Азбуке» видется знакомство с историе страны, символами, великими соотечественниками, прославивших нашу Родину на весь мир.
В курс Литературного чтения, например, включены произведения о Родине, подвигах, о людях и их взаимоотношениях. Это, на мой взгляд, не случайно сделано: детям нужно помочь в ходе анализа произведений почувствовать в какой великой стране они живут, как она могуча и прекрасна. Слушания записей произведений в исполнении профессиональных актеров, учителя – способствуют лучшему эмоциональному восприятию. Но ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение! Умело подвести, направить, но не навязать!
Что делаем мы с моими ребятами:
- тематические классные часы, беседы;
- рассказы детей о ценностях и традициях их семей, семейных реликвиях (родители помогают в подготовке, это объединяет и сплачивает членов семей);
- уроки русского языка напрвлены на отработку не только орфографических навыков, но на развитие внимания к своей речи, чужой речи. Именно знание языка воспитывает у обучающихся любовь к Родине:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
И под небом синим-синим
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Как дом родной называют отчим домом, так Родину называют ещё Отчизной. Любовь человека к Родине, русский народ выразил не только в стихах, песнях и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:
Я предлагаю вам собрать пословицу.
(Каждая пара получит пословицы о России)
1.Одна у человека мать, одна у него и Родина.
2.Родная сторона – мать , чужая –мачеха.
3.Всякому мила своя сторона.
4.Где родился, там и пригодился.
5.Кто Родине изменяет, того народ презирает.
6.Кто за Родину горой – тот истинный герой.
- уроки окружающего мира – это и гордость за достижения в различных областях науки, техники; знакомство с несметными полезными ископаемыми нашей страны, историческим прошлым, городами – полными достопримечательностей, известных всему миру и т.д.
- активно участвуем в конкурсах различной направленности на уровне как школы, так и федеральном. Это повышает мотивацию не только обучающихся, но и родителей.
Главным для себя, как учитель начальных классов, считаю научить детей быть добрыми и отзывчивыми, честными и искренними, сохранить здоровье и укрепить разум.
Развитие и воспитание патриотизма подрастающего поколения ценностная характеристика образования. Важность работы в данном направлении, как цель по формированию высокой социальной активности, гражданской ответственности обучающихся отмечалась на всех этапах реформирования образования, не только современными ФГОС.