Статья «Опыт, эксперимент, исследование»
Автор: Веселова Лариса Александровна
АНО «Павловская гимназия», Московская область
Аннотация: В данной статье повествуется о разнице между понятиями «опыт», «эксперимент» и «исследование» на базе интегрированного урока, проведенного в 7 классе Павловской гимназии.
Ключевые слова: опыт, эксперимент, исследование, интегрированный урок.
Тематическая рубрика: средняя школа
Все мы, конечно же, знакомы с понятиями «опыт», «эксперимент», «исследование». При этом часто происходит подмена терминов «опыт» и «эксперимент», так как многие считают их синонимами. На интегрированном уроке химии и ПИР, прошедшем в 7 классе Павловской гимназии, мы решили разобраться в сути этих понятий.
В начале разговора ребятам предложили перечислить понятия и действия, которые они используют, работая над своими исследовательскими работами. В числе прочего прозвучали и данные термины. Тогда им предложили представить эти понятия в виде кругов Эйлера, расположив круги с терминами относительно друг друга. Путем обсуждения мы пришли к единому мнению, после чего ребята прочитали точные определения этих понятий.
Далее ребятам предложили поучаствовать в химических экспериментах с целью определить, какой вид деятельности им предстояло выполнить: опыт, эксперимент или исследование.
Класс разделился на группы, которым необходимо было ознакомиться с выданными инструкциями и выполнить задание.
Семиклассники с неподдельным интересом включились в работу.
Выполнив задания, учащиеся аргументированно высказались и смогли определить, какой конкретно вид деятельности они осуществили. Интерес также вызвал вопрос о том, как можно дорастить опыт до эксперимента, а эксперимент – до исследования. Ребята предложили много разных и оригинальных вопросов.
Для закрепления полученных знаний ребятам было предложено в парах обсудить определенный исторический факт с целью определить: относится он к опытам, экспериментам или исследованиям.
Проанализировав текст, учащиеся уже с уверенностью смогли определить, к какому виду исследовательской деятельности относится каждый фрагмент, приводя фактические доказательства.
Подводя итоги занятия, можно сказать, что у ребят произошло не только первое знакомство с такой прекрасной наукой как химия, но также привитие навыков химического эксперимента и совершенно точное понимание сложных понятий «опыт», «эксперимент» и «исследование».
С помощью подобного интегрированного урока удалось достичь многих успешных результатов, таких как формирование синергического мышления учащихся, их интеллектуальных и практических умений, применение теоретических знаний на практике и в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. И, конечно же, все это сопровождалось благоприятной и позитивной атмосферой на уроке.
Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, сближают учеников с учителем, оживляют духом времени и наполняют смыслами.