Организация самообразовательной деятельности педагога
Важным направлением методической работы является самообразование, которое определяется как специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность педагога, направленная на достижение запланированных личностно-профессиональных целей. Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.
Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.
Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.
Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).
Наивысший уровень самообразования присущ таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Важным условием является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.
Зачем нужно самообразование?
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.
В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек,
- музеев, выставок, театров, клубов,
- экскурсий,
- научных, технических, художественных, спортивных обществ,
- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
- общения с учеными, интересными людьми,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.
Что такое самообразование?
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человек; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь,создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью (А.Г. Мысливченко, И.Л. Наумченко)
Эти статьи Вам помогут
Киреева, М.В. Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников // Методист. – 2006.–№6.–С.54–58
Кривенко, В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007.–№1.–С.99–116.
Самсонов Ю.А. Основы управления образованием и самообразованием руководящих работников школ//Образование в современной школе. –2001.–№7.– С.66–72.
Цели самообразования
Самоцельное самообразование – это определенный вид деятельность, который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии и др.
Попутное самообразование. Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.
Целенаправленное самообразование, связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в анализе результатов.
Технология организации самообразования учителя
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: необходимо делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
АЛГОРИТМ
работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой)
Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.
Программа по самообразованию может быть стратегической и тактической.
Программа саморазвития педагога предполагает отражение следующих моментов:
1. Учитель должен знать
- историю возникновения технологии;
- теоретическое обоснование новых результатов;
- проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;
- результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;
- методы и приемы, использующиеся в данной технологии;
- методы и приемы работы учащихся;
- этапы освоения технологии учителем и учащимися.
2.Учитель должен уметь разработать:
- вариант учебной программы;
- календарно – тематическое планирование;
- планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;
- содержание учебных проектов;
- задания для учеников к учебным проектам;
- новые тексты разноуровневых заданий для контроля, тестовые контрольные задания и др.
3. Учитель должен уметь применять на практике:
- методы и приемы новой технологии;
- проводить учебные занятия различных типов;
- анализировать занятия и вскрывать недостатки;
- обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;
- проводить самоанализ;
- оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педдиагностики;
- осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА
Ты никогда не будешь знать достаточно,
если не будешь знать больше, чем достаточно.
У.Блейк
Методическая тема - это внешнее оформление той проблемы, которую решает педагог. Методическая тема направлена на совершенствование системы обучения.
Выбор формы, способа разработки методической темы
Форма, способ изучения | Вид оформления работы | Место защиты, предъявления |
Изучение источников Анализ собственной деятельности. Апробация новых подходов. Изучение теории и практики применения. Разработка моделей уроков. Разработка собственных средств наглядности. Разработка в творческой группе, паре. Поиск ключевой идеи. Постановка проблемы. Разработка гипотезы. Определение условий реализации разработки. | Реферат. Доклад. Стендовый доклад Статья. Аннотация. Видеоматериал. Модифицированная (авторская) программа. Цикл лекций по методике преподавания. Цикл открытых уроков. Методические рекомендации. | Открытые уроки (область, город, школа) Методическое объединение. Научно-методический совет. Педсовет. Научно-практическая конференция Методическая конференция Практический семинар Банк передового педагогического опыта (область, город, школа) Научно-методический журнал. Конкурс профессионального мастерства |
Документация по теме самообразования
План работы по теме самообразования
Теоретическая часть
Выступления по теме самообразования
Разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки, связанные с темой самообразования
Список литературы по теме самообразования
Выводы и рекомендации по применению (исключению) элементов новых педагогических технологий на своих уроках и в практике других учителей школы, города и т.п.

Этапность в работе над темой
Тема по самообразованию подразумевает поэтапность в работе. Первое - это планирование самообразования на пять лет. В плане должны быть отражены этапы по годам, аналитическая работа, презентации наработанного материала на МО, семинарах, конференциях, в печатных изданиях по предмету, результативность.
1-й год - определение темы, знакомство с ППО, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; фиксация библиографии по данной теме; постановка целей и задач. | Выступление с сообщением на МО. |
2-й год - выборка теоретического материала; формирование научной основы будущей работы; подбор методов практической части. | Выступление с докладом на педсовете. |
3-й год - адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование. | Выступление на городском МО, семинаре. |
4-й год - создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации. | Выступление на городской, республиканской конференции, открытые уроки. |
5-й год - систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите | Выступление на городской, республиканской конференции, открытые уроки. Представление собственного педагогического опыта: выступление педагогического опыта - выступление на городской, республиканской конференции, печать в специализированных научно-методических журналах, мастер-классы для педагогов. |
Индивидуальные формы методической работы:

Разработка собственной программы самообразования.
Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес.
Анализ собственной деятельности.
Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию.
Создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок.
Разработка собственных средств наглядности.
Разработка заданий, тестов для проведения самоконтроля с целью изучения результатов обучения и воспитания учащихся.
Подготовка планов работы на год и отчётов о достигнутом - в конце года.
Посещение занятий и воспитательных мероприятий у коллег.
Выполнение индивидуальных заданий при поддержке руководителя МО, МС.
Постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога.
Схема планирования работы по самообразованию
Планирование самообразовательной работы
Индивидуальный план самообразования на _____год
Учителя _____________________________________
Самообразовательная работа над темой:
1. Общешкольная тема.
2. Индивидуальная тема самообразования.
3. Когда начата работа над темой.
4. Когда предполагается закончить работу над темой.
5. Цели и задачи самообразования по теме.
6. Основные вопросы, намечаемые для изучения.
Этапы проработки материала.
7. Литература по теме, по годам.
8. Чей опыт предполагается изучить по данной теме.
9. Творческое сотрудничество по теме самообразования.
10. Практические выходы (доклады, рефераты).
11. Изучение передового опыта (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий).
12. Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте.
13. Выводы по окончании работы.
Примерная памятка по самообразованию
Возможная проблема | Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования | Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные. |
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе | Подбор литературы: Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме Включите современные взгляды на проблему Используйте опыт работы других педагогов |
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал | По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. | Составьте план или схему полученных при изучении материалов. Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий. |
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. | |
Копилка мудрых мыслей
Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.
Рубакин Н. А.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.
Рубакин Н. А.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
Дистервег А.
Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях.
Д.И.Писарев
В деле воспитания процессу самообразования должно быть отведено самое широкое место. Человечество всегда успешнее развивалось только путем самообразования.
Г. Спенсер
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.
А. Дистервег
Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг.
Н.А.Рубакин
...Я чувствую себя вправе сказать:
Да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.
К. И. Чуковский
Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.
Г.М.Коджаспирова
…Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд.
В.А.Сухомлинский