прямая функция семьи как социального института – обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа.
Но все это невозможно без систематического просвещения родителей. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Просмотр содержимого документа
«Статья "особенности формирования педагогической культуры у родителей в доу"»
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ У РОДИТЕЛЕЙ В ДОУ
Крячко Наталья Александровна, старший воспитатель.
Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад № 17»
Проблема педагогического просвещения родителей путем формирования педагогической культуры всегда была предметом внимания любого цивилизованного общества. Ею занимались выдающиеся педагога прошлого: Я. А. Коменскнй, К. Д. Ушинский и многие другие. Она стала объектом научной разработки и практической организации деятелей образования: П.П.Блонского, Ф.П.Каптерева, Н.К.Крупской, П.Ф.Лесгафта, А.В. Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, СТ. Шацкого.
Низкий уровень педагогической культуры родителей в настоящее время
является актуальной проблемой при возрастании числа родителей, ведущих
асоциальный образ жизни. Наряду с этим, исследователи отмечают и проблему возрастных родителей, которые окружают гиперопекой своих детей, а также проблему молодых родителей, испытывающих серьезные сложности в семейном воспитании. В связи с этим, встает вопрос о целенаправленной специальной организованной работе, направленной на формирование педагогической культуры у родителей в условиях дошкольной образовательной организации.
Важнейшим фактором, оказывающим влияние на формирование
значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, является создание единого образовательного пространства «семья – образовательная организация». В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании.
Проблема формирования педагогической культуры у родителей связана с тем, что готовность родителей недостаточно сформирована, особенно молодых, начиная с периода раннего детства, создать в семье благоприятные условия для развития и воспитания ребёнка. Это, прежде всего, зависит от уровня развития и глубины педагогических представлений самих родителей. Возможности создать в семье благоприятные условия для развития и воспитания ребёнка
дошкольного возраста зависят от уровня педагогической культуры самих родителей. При этом, важнейшим аспектом данной проблемы является знания родителей об особенностях воспитания детей дошкольного возраста.
В связи с этим, родителям, прежде всего, необходимо знать психологические особенности детей дошкольного возраста, так как в своей деятельности они должны (и это является необходимым условием) учитывать эти психологические особенности в процессе семейного воспитания, т.к. в разные возрастные периоды дошкольного детства особенности процесса взаимодействия родителя и ребенка существенно различаются.
В научной литературе, исследователи Л. С. Выготский и А. В. Запорожец
характеризуют старший дошкольный возраст как сложный многогранный процесс развития ребенка, за период которого ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. В структуре семейного воспитания ребенок осваивает правила адекватного взаимодействия с другими людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с семейными традициями и модели поведения близких для ребенка
взрослых. Исходя из того, что в настоящее время уровень педагогической культуры родителей, по мнению исследователей, недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности. В связи с этим, следует необходимость формирования педагогической культуры родителей в условиях дошкольной образовательной организации.
Таким образом, можно отметить, что прямая функция семьи как социального института – обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа.
Но все это невозможно без систематического просвещения родителей. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Список используемой литературы
1. Агавелян М. Г, Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с
родителями // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 7. - С. 127 – 129.
2. Алебастрова A. A. Справочник заведующего дошкольным образовательным
учреждением. М.: ВАКО, 2008. – 208 с.
3. Аралова М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний //
Воспитатель ДОУ. - 2007. - № 4. - С.17-18.
4. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление дошкольным
образовательным учреждением. - 2002. - №4. - 356 с.