СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по адаптации.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по адаптации студентов проживающих в студенческом общежитии.

Просмотр содержимого документа
«Статья по адаптации.»

Адаптация студентов Кяхтинского медицинского колледжа проживающие в общежитии.

 Процесс адаптации студентов в условиях общежития непосредственно связан с социальными изменениями в современном обществе различных аспектов жизнедеятельности. Главным компонентом адаптации являются новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая роль, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на процесс приспособления студентов. Процесс адаптации студентов имеет свои механизмы и сложности.

            В психолого-педагогической литературе адаптация трактуется как многосторонний динамический процесс, обусловленный взаимодействием психологических, субъективных и объективно-социальных факторов. Адаптация связана с трудностями принятия новых норм, установления и поддержания определенного статуса в новом коллективе. Сам процесс адаптации предполагает осознание статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений. Будем определять адаптацию как процесс включения студента в новую среду.

           При заселении в общежитие студент заполняет анкету, которая содержит очень важные сведения: сколько детей в семье, где и кем работают родители, чем в свободное время любит заниматься студент. Воспитатель и актив общежития берут все на заметку, чтобы заинтересовать танцами, спортом, оформлением стендов и т.д. Задача воспитателя заключается в том, чтобы сохранить желание студента заниматься чем-то полезным.

          При первом знакомстве воспитатель знакомит студентов с правилами проживания и активом общежития. Он старается определить, на кого будет  можно, потом положиться в дальнейшем, кто может помочь. В общежитии «ГАПОУ Байкальском базовом медицинском колледже» организованы центры, которые входят в совет общежития. Центр «Учение» помогает в учебе, контролирует посещаемость занятий и успеваемость. Приобщение к ведению здорового образа жизни, укрепление физической и нравственной закалки молодежи, контроль за регулярным посещением уроков физической культуры, спортивных мероприятий, поддержание порядка в общежитии и близлежащей территории контролирует центр «ТОС Энтузиаст».

           Процессы адаптации происходят постепенно, т.к. непрерывно возникают изменения и в условиях нашего существования и в нас самих. Наши студенты попадают иногда под несколько вариантов адаптации:

- вживание в иную культурную среду;

-новый коллектив;

-проживание в общежитии;

-любовь.

           Для нас должны быть значимыми все варианты адаптационного процесса, которые связаны с резкой ломкой стереотипов вчерашних школьников при поступлении в новую для них социальную среду с новым статусом - студента.

          Очень важным элементом является первое поручение для студента. Здесь проявляется целый комплекс воспитательных моментов. Для одних – боязнь плохо справиться с порученным делом. Для других – возможность показать себя, свои способности, выделиться среди остальных. Происходит формирование первых профессиональных умений и навыков, отношения к выполнению, понимание важности и необходимости этого поручения. Отношение к труду у студентов не очень хорошее. Вот здесь-то и приходится проявлять свои способности воспитателю. Доказывать, что качественное выполнение задания является обязательным для студента, это часть воспитательного процесса. Для студентов из сельской местности, особенно из дальних районов, процесс адаптации, вживание в новую среду, особенно тяжел. Хоть и бытует мнение, что в деревнях и селах молодежь трудолюбивая, из своего опыта скажу, некоторые не умеют самых элементарных вещей: заправить постель, помыть посуду, приготовить еду. То есть не имеют навыков самообслуживания. С такими девушками работает не только воспитатель, но и студенческий актив – это старосты и их заместители.

              На этапе вхождения в новую социальную среду общения с окружающими людьми происходит адаптация личности к определенным образцам поведения, действующими в данной микросфере, подчинение требованиям и контролю.

            Студенчество является самой веселой и важной частью в жизни человеку. Это переход от беспечного школьника к самостоятельному человеку, уверенного в себе и отвечающего за свои поступки. Приехавших в город учиться студентов ждет очень много соблазнов, то, что раньше запрещали родители, они могут себе позволить и попробовать «запретный плод». И в этот момент самое главное выбрать правильный путь и не свернуть на скользкую тропинку. Во всех ситуациях оставаться твердым, решительным и принимать правильные решения, независимо от обстоятельств.

          Самые страшные соблазны – это курение и алкоголь. Студенты оказываются беспомощными и не подготовленными к каким-либо трудностям и от бессилия перед проблемой теряются и не найдя нужного решения, выбирают тот путь, который принуждает их прибегнуть к легкому, как им кажется, решению проблемы, и эта необдуманная слабость приводит их к совершению глупостей. С этими пороками борется коллектив, воспитатель и студенческий актив, который выявляет таких студентов и проводит с ними определенную работу. Кстати сказать, что иногда слова сверстников перевешивают слово воспитателя. Желание быть своим в определенной группе и определяет дальнейшие поступки студентов, т.е. пробуются сигареты, алкоголь. Такие студенты заносятся в группу риска, а их родители приглашаются для беседы.

          Общение является составной частью воспитательной деятельности, кроме того, потребность в неформальном общении с воспитателями и со своими сверстниками, понимание и признание, составляет отличительную особенность юношеского возраста.

          Мы знаем также, что период адаптации может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, а также возникновение ряда трудностей студентов, таких как:

- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

- неумение регулировать поведение, усугубляемое отсутствием контроля со стороны родителей;

- отсутствием навыков самостоятельной работы;

- неумение конспектировать, писать лекции, работать с книгой;

- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

- налаживание быта самообслуживания при переходе из домашних условий в условия общежития.

            Основной трудностью, возникающей на первых порах пребывания в студенческом коллективе, является неумение общаться и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми.

           В первые дни учебы психолог проводит тестирование. Цель тестирования – определение степени сознательности, гражданственности, зрелости студентов. Затем проводится беседа психолога с воспитателем, где психолог советует обратить внимание на студентов с повышенным уровнем тревожности.

          Первый курс, это особый курс, здесь происходит проверка сил, способностей, настойчивости студентов в овладении знаниями, умениями, выявляется уровень нравственных и волевых качеств и навыков общения. Адаптируясь, студент подбирает поведение к конкретным событиям. Результатом адаптации становится изменение личностных черт.

          К трудностям адаптации сами студенты первого курса относят:

- не проявление инициативы, ощущение стеснения и неуверенности в новом коллективе;

- утомление и нервное перенапряжение;

- большой объем и трудное усвоение материала;

- резкое увеличение нагрузки;

- новые условия проживания в общежитии.

         Студенты старших курсов отмечают, что им помогло в свое время справиться с этими проблемами: занятия спортом, активное участие в жизни общежития.

         Воспитание духовной нравственности у студентов общежития проводится по принципам: системности, вариативности, гражданственности и принципа личностного подхода. Целенаправленная, систематическая деятельность позволяет воспитывать компетентного специалиста и социально-активного гражданина.

       




 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008.- 378с.

2.  Александровский, Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация. - М.: Эксмо, 2006 - 448 с.

3. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации подростков. 3-е переизд. доп. Литерт - Свердловск, 2008.- 359с.

4. Иванкина Л.И., Раточка Л.А., Солодовникова О.М. Как помочь первокурснику стать студентом. Методическое пособие и психологический практикум куратора. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 38с.

5. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, 2007. - 688 с.

6.Лифшиц А.М. Психологическое сопровождение формирование личности студента в средних специальных учебных заведений: Методическое пособие для педагогов-психологов. М: изд-во ИПР СПО, 2005. - 107с.

7. Мельник С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, - Студенческий научный журнал Т.1. № 6, 2010.С. 80 - 94.

8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).- М.: Гардарики, 2005. - 394с.