Роль самостоятельной работы на уроках математики в формировании самостоятельности обучающихся
Аннотация. В данной статье рассматривается связь между самостоятельной работой на уроках математики и развитием самостоятельности учащихся в целом.
Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная работа.
Чарухова З. Х., учитель математики
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л. Н. Толстой
Сущность современного образования заключается в становлении творческой личности, умеющей самостоятельно принимать решения, регулярно обновлять и совершенствовать уровень своих знаний. Это подразумевает развитие и формирование у учащихся самостоятельности как важного личностного качества. Поэтому одной из задач урока является развитие у школьников способности к реализации самостоятельной учебной деятельности, а самостоятельная работа на уроках математики – один из инструментов развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности ученика.
Самостоятельная работа – это средство борьбы учащихся за глубокие и прочные знания, средство формирования у них активности и самостоятельности как черты личности, развитие их умственной способности.
Говоря о развитии у школьников самостоятельности на уроках математики, имеют в виду две близко согласованные между собой задачи. Первая из них состоит в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности и научить их самостоятельно овладеть знаниями; вторая – в том, чтобы научить учеников самостоятельно использовать имеющиеся знания в практической деятельности.
Главной функцией самостоятельной работы учащихся на уроках математики является развитие культурной личности, так как лишь в самостоятельной интеллектуальной деятельности развивается человек.
Определяющая цель самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики – научить школьников думать, анализировать и систематизировать учебный материал без помощи учителя.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.
Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся.
"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью", - сказал Л. Н. Толстой". И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие. Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно? Выход один: нужно дать ребенку возможность самому искать ответ - искать, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить его думать. Результат совместной работы обязательно скажется: научившись думать самостоятельно, наши ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы. Учитель не может быть всегда с ними рядом, они окончат школу и уйдут, но навыки самостоятельной деятельности у них останутся. Ученик, получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может сам вырабатывать пути решений поставленных проблем. В сохранении активности мыслительной деятельности учащегося к тому, что он делает на уроке и дома, большую роль играет интерес. Правильная организация учебного труда - самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся.
Академик Николай Евгеньевич Введенский писал: "Устают и изнемогают не оттого, что много работают, а оттого, что плохо организуют свою деятельность".
Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности у учащихся. Поэтому нужно использовать различные приемы работы с учениками. На занятиях ориентироваться на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного. Регулярное использование разнообразных самостоятельных работ позволяет добиваться успехов по математике.
Исходя из опыта работы, можно сказать, что:
1. Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ.
2. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.
3. Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач.
4. Контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления школьников. Самостоятельность - это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас. [3,35] Самостоятельность – это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. [1, 73]
Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. Чтобы найти выход.
Заключение. Хотя самостоятельная работа по математике ещё не решает проблемы развития самостоятельности учащихся в целом, всё же эта работа является важным этапом в её достижении. При решении любой задачи, при выполнении каждого упражнения ученик осуществляет хотя бы элементарный перенос знаний, актуализирует необходимый способ действий, определяет путь решения. Результативность самостоятельной работы определяется чёткой её постановкой и систематичностью. Важным при этом является возбуждение интереса к ней, использование методов стимулирования познавательной деятельности и организация контроля за самостоятельной работой учащихся.
Список литературы:
1. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961. – 105с.
2. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 1984. – 304 с.
3. Васильева, Р.А.; Суворова, Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.: Педагогика, 1975. –118 с.