СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Принципы дистанционного обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В принципах обучения заключается исторический и педагогический опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния процесса обучения. Принципы обучения выражают подготовку специалистов через дидактическую систему, в которой они выступают как единое целое,  отражая некоторую концепцию.

Просмотр содержимого документа
«Статья Принципы дистанционного обучения»

Принципы дистанционного обучения.

Преподаватель высшей категории

Основы микробиологии

и иммунологии Ломакина М.И.


Принципами обучения (дидактическими принципами) принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе.

Дидактические принципы выступают в качестве ориентировочной основы преподавания.

Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения:

  • Научности;

  • Системности;

  • Связи теории с практикой;

  • Сознательности обучения;

  • Единства конкретного и абстрактного;

  • Доступности;

  • Прочности знаний;

  • Соединения индивидуального и коллективного.

Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы.

В принципах обучения заключен исторический и педагогический опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния процесса обучения». Принципы обучения определяют подготовку специалистов через дидактическую систему, в которой они выступают как единое целое, отражая некоторую концепцию. Естественно поэтому, что каждый ученый в области дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему принципов обучения, пытаясь найти ответы на вопросы: для чего, как и чему учить.

Исследования, проведенные М.Г.Гаруновым , показывают, что можно выделить группы стратегических принципов  обучения в высшей школе, синтезирующих все существующие принципы, это:

  • соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

  • ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

  • рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

  • оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

  • соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности.

Эти общие стратегические принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения (СДО), но требуют дополнения и детализации, исходя из специфики ДО.

Анализ процессов в системе дистанционного обучения (СДО) показывает, что этих хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно для СДО. Эмпирический опыт отечественного и зарубежного ДО и проведенные исследования по изучению структуры деятельности ОУДО и содержания обучения, позволили сформулировать специфичные принципы, присущие дидактической системе дистанционного обучения. Они составляют концептуальный фундамент ДО.

В основе ДО лежат два принципа:

  • свободный доступ, т.е. право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

  • дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу».

Из общих принципов применительно к ДО наиболее значимым и объемным становится принцип гуманизации ДО. Это следует даже из перечисления потенциальных потребителей ДО в числе которых присутствуют инвалиды и раненые в результате боевых действий в горячих точках, офицеры, увольняемые в запас и стремящиеся получить гражданское образование и др. Сам процесс обучения гуманистичен к личности т.к., например, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою траекторию обучения, опираясь на потенциал различных вузов, выбирая различные дисциплины для изучения. Он может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того сама процедура приема в систему ДО является «открытой» со свободным доступом.

Рассмотрим теперь специфические принципы ДО. Эти принципы не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии ДО.

Принцип стартовых знаний

Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных ус-луг при ДО) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.

Принцип интерактивности

Особенность этого принципа в СДО состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов, студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Опыт показывает, что в процессе ДО интенсивности обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.



Принцип идентификации

Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО пре-доставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.

Принцип индивидуализации

Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

Принцип регламентности обучения

Часто встречается мнение, что, так как время обучения в СДО жестко не регламентировано, то для студента нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых

информационных технологий .

Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуща «детская болезнь» увлечения средствами НИТ, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие - к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать российский опыт сетевого обучения. Так, опыт Санкт-Петербургского технического университета показал, что оптимальное соотношении различных средств ДО, выглядит следующим образом: печатные материалы - 40:50%, учебные материалы на WWW-серверах - 30:35%, компьютерная видео-конференцсвязь - 10:15%, другие средства- 5:20%.

Принцип открытости и гибкости ДО

Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений (ОУ), а также отечественных, говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны ОУ ДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям, а также сближение содержания образовательно-профессиональных программ военных гражданских вузов.

Информационно-предметная среда базового дистанционного обучения обычно включает в себя:

  • курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных сайтах;

  • виртуальные библиотеки;

  • базы данных образовательных ресурсов;

  • веб-квесты, предназначенные для целей обучения;

  • телекоммуникационные проекты;

  • виртуальные методические объединения учителей;

  • телеконференции, форумы для учителей и учащихся;

  • консультационные виртуальные центры (для учителей, школьников, родителей);

  • научные объединения школьников.

При этом важно так организовать учебный процесс дистанционного обучения, чтобы у учащихся была возможность:

  • получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретных познавательных или практических проблем;

  • обсуждать со своими партнерами (в том числе, в ряде случаев и с зарубежными) возникающие в процессе познавательной деятельности проблемы;

  • работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательной задачи;

  • вести наблюдения, ставить самостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные, доступные им Интернет–технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающих проблем;

  • иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность.















Литература.


1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального

образования от 17 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 234 экс/сп.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ

«МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

3. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. – Ростов

н/Д: МарТ, 2002. – 217 с.

4. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы

студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед.

наук: 13.00.08 теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т.

 Ростов-н/Д, 2001.  23 c.


  • https://sites.google.com/site/infortechvobrazovanii/globalnaa-komputernaa-set-internet-i-ee-ispolzovanie-v-obrazovatelnyh-celah/principy-funkcionirovania-distancionnogo-obucenia



  • https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_obucheniya/principy_distancionnogo_obucheniya/



  • https://nsportal.ru/vu/distantsionnoe-obuchenie-shkolnikov/printsipy-distantsionnogo-obucheniya



  • http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/30673/principy_distancionnogo_obucheniya_v_vysshey_shkole_i_ih_realizaciya_v_sisteme_moodle.pdf?sequence



  • http://www.scherbakov.biz/main/distant/principles.htm






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!