СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проектная деятельность и деловая игра как средство формирования коммуникативной культуры учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным моментом воспитательной деятельности является обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектная деятельность и деловая игра как средство формирования коммуникативной культуры учащихся"»

Проектная деятельность и деловая игра

как средство формирования коммуникативной культуры учащихся


С.И. Григорьева

МБОУ «Заиграевская СОШ»

учитель начальных классов


Концепция модернизации российского образования так определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В этом свете важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. А от решения этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.

Конечно же, школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания. Основной целью обучения и воспитания является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников.

Конечной целью обучения и воспитания является научение свободному ориентированию в окружающей среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению, так как общение – фактор развития, источник коллективных отношений. Становление человека происходит под воздействием деятельности и общения. Вся наша жизнь – личная и общественная, наша производственная и научно-теоретическая деятельность строится на общении, на коммуникации.

Основным моментом воспитательной деятельности является обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.

Существуют разнообразные формы, методы, технологии формирования коммуникативной культуры учащихся – технологии сотрудничества, ролевые игры, проектные технологии, ИКТ, деловая игра и другие.

Классными руководителями широко применяется проектная технология как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания в различных областях. Учащиеся расширяют свой кругозор, учатся слушать и слышать друг друга, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении.

Одной из форм командных технологий являются игры. Применение различных игр обеспечивает большую плотность общения. В игре может самореализоваться даже слабый ученик. К тому же подобные мероприятия позволяют раскрывать творческий потенциал личности учащегося, формировать коммуникативные, социальные и политические компетенции, активизировать познавательный интерес.

В играх между учащимися формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.

Деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирование умений, но и способом к профессиональному общению.

Учащиеся учатся в школе для своей личностной творческой самореализации, для сотворения своей судьбы. Что и будет, в конечном счете, той отдачей, которой ожидает от школы и от каждого ученика общество: чем полнее ученик сможет реализовать себя в жизни, тем счастливее сложится его судьба, тем больше и значительнее будет его вклад в бытие общества и государства. Таким образом, ученик учится в школе не только для овладения определенной суммой знаний и для поступления в ВУЗ, но и для активного участия в современной жизни, для готовности быть и чувствовать себя гражданином, носителем нравственных и конституционных ценностей общества. Но самое главное, для того, чтобы гармонично строить свои отношения с окружающими людьми.