СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие читательской компетенции младших школьников в образовательном процессе" (статья)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие читательской компетенции младших школьников в образовательном процессе" (статья)»

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Горлина Ольга Алексеевна, студентка 3 курса

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им.М.Горького»

Научный руководитель: Осипова Марианна Сергеевна


Аннотация.

В статье подробно рассматривается понятие «читательская компетенция» в качестве одной из важных составляющих компетентностей человека. Представлены виды деятельности, которые входят в читательскую компетенцию. Предлагается приём «ментальная карта», как один из способов формирования читательской компетенции. В статье рассматривается суть и свойства этого метода, а также этапы работы с ним.

Ключевые слова. Чтение/ читательская компетенция / ментальная карта/ интеллект-карта/ интерпретация / извлечение смысла.


Не так важно научить детей читать,

намного важнее научить детей обдумывать то,

что они читают!

Джордж Карлин


Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В 2021 году Российская государственная детская библиотека проводила Всероссийский опрос «Отношение российских детей и подростков к чтению». По итогам анализа был сделан вывод о том, что за последние 15 лет ситуация с детским чтением значительно ухудшилась. Увеличилось количество детей, которые вовсе не любят читать книги и считают чтение скучным занятием (20% из опрошенных), произошёл значительный отток читателей из библиотек: почти 13% среди детей и около 21% среди подростков. 

Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с партнёрством «Российский книжный союз» была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки детского и юношеского чтения». Данная концепция программы поддержки чтения была утверждена правительством Российской Федерации и будет реализовываться до 2026 года. «Основной целью данной программы является повышение статуса чтения, читательской активности и качества чтения, развитие культурной и читательской компетенции детей и юношества» [4].

В условиях современного, быстро изменяющегося мира школа должна обеспечить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе вне школы). Современный ребенок редко становится субъектом собственной читательской деятельности, так как в настоящее время повсеместно внедряют компьютерные инновации. Вместе с этим достаточно остро стоит проблема формирования читательской компетенции.

Обратимся к понятию «читательская компетенция». «Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов» [1; 19].

В читательскую компетенцию входят такие виды деятельности как: восприятие, понимание, прогнозирование, интерпретация, извлечение смысла информации, оценка прочитанного текста, диалог с автором, - готовность использовать извлеченную информацию в собственном личном опыте, в различных социокультурных ситуациях, свободно ориентироваться в современном мире.

Именно такие виды деятельности применяются в методе «Ментальная карта».

Интеллект ̶карта, или ментальная карта – это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал [2].

Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.

Автор метода Тони Бьюзен утверждал: «Чтобы мозг лучше воспринимал и усваивал информацию, рекомендуется оформлять все записи по-разному, с помощью различных цветов или форм, с использованием картинок и иных изображений».

Свойства ментальных карт: наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество [3]. Данный метод способствует обучающимся вникнуть в читаемый текст, остановиться на важных деталях, увидеть смысловые образы, выйти на тему и идею.

Работу по составлению ментальных карт необходимо начинать поэтапно:

1 этап- знакомство учащихся с понятием «ментальной карты» и алгоритмом их построения. Для этого ученикам можно предложить следующую памятку (при необходимости может дополнятся информацией):

1. Возьмите чистый лист бумаги.

2. Начните с центральных образа, явления, предмета.

3. Главные темы вокруг центрального рисунка, как заголовки в книге.

4. Начните добавлять второй уровень (ключевые слова, несущие основной смысл).

5. Добавьте третий или четвертый уровень данных.

6. Добавьте к слову или изображению рамки, чтобы сделать заметными.

7. Читайте карту по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла.

8. Делайте каждую карту содержательной, красочной, оригинальной.

2 этап - анализ готового образца. Использование собственных ментальных карт в качестве наглядного пособия с целью изучения или закрепления нового материала (рис.1). Некоторые можно создать на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.

3 этап - совместное составление ментальных карт на уроке.

4 этап - работа в группе (паре).

Пример оформления ментальных карт в процессе изучения литературного чтения на тему «Александр Сергеевич Пушкин».

Работа осуществляется по следующему плану:

1. В центре – имя писателя, годы жизни, портрет.

2. Выявление основных этапов жизни писателя (детство, лицейские годы, творчество, наследие) – это ключевые ветви будущей ментальной карты. Они задают структуру ментальной карты.

3. Для дальнейшей работы необходимо класс разделить на группы. Каждой группе необходимо подобрать и оформить материал в ответвлениях ментальной карты.

Учитель может предложить систему подобранных заданий, статьи из учебника, дополнительный материал, просмотр видеофильмов и т.д.

Расшифровка ключевых признаков на карте отображается добавлением соответствующих ответвлений. Так постепенно выстраивается ментальная карта.

Такая работа способствует формированию логических учебных действий: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Метод ментальных карт созвучен содержанию деятельностного подхода в обучении, составление ментальных карт является способом формирования универсального учебного умения – моделирования.

С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею.

Ментальные карты нельзя составить при беглом чтении произведения. Нужно вдумчивое чтение, направленное на более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. Одной из задач данного метода является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, т.е. ученик при необходимости повторно перечитывает части текста, с намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе.

Цели ФГОС НОО можно реализовать с помощью использования разных методов обучения, которые способны формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся. Одним из таких методов является ментальная карта. Её применение в образовательном процессе является эффективным средством формирования читательской компетенции. Благодаря этому методу обучающиеся смогут строить устные и письменные высказывания, у них развивается смысловое чтение, происходит работа с информацией, структурирование знаний, формируются многие метапредметные результаты.

При самостоятельном создании ментальных карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен современному ученику.


Список литературы

1. Баранов, С.Ю. Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы [Текст] / С.Ю. Баранов.- Вологда, 2016. – 80 с.

2. Бьюзен Т. Научите себя думать! / Т. Бьюзен. – Попурри, 2004. – 200 с.

3. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] /О.А. Карабанова// Управление начальной школой. 2009. № 12. – С. 9-11 с.

4. Правительство Российской Федерации. Распоряжение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf . – (Дата обращения: 03.12.2022).