СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "развитие системы теории непрерывного образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о возникновении теории и дальнейшем развитии непрерывного образования

Просмотр содержимого документа
«Статья "развитие системы теории непрерывного образования"»

РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шурова Олеся Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 гор. Кемерова

Впервые концепция "непрерывного образования" была представлена на форум ЮНЕСКО (1965г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом. Эта концепция вызвала огромный теоретический и практический резонанс. В 70-е гг. появились работы, посвященные исследованию генезиса и содержания концепции непрерывного образования (Гуммель, 1977; Даве, 1976 и др.). Одновременно началась реализация этой концепции в ряде стран. В национальном масштабе концепция непрерывного образования осуществляется во Франции (Закон 1971г.), Швеции (Закон 1977г.). В это же время ее частично использовали в США1.

В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека, устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.

По сути, такой взгляд на человека и его жизнь мы находим уже в трудах античных авторов. На идее о том, что человек должен учиться всегда, построены нравственные законы в Библии, Коране, Хадисах, которые определяют всю историю человеческой цивилизации. Толчком для создания теории непрерывного образования образовательного общества явилась глобальная концепция "единства мира" (“global vision”), согласно которой все структурные части человеческой цивилизации взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом человек является главной ценностью и точкой преломления всех процессов, происходящих в мире.

Основной для теоретического, а затем и практического развития концепции непрерывного образования явилось исследование Р. Даве, определившего принципы непрерывного образования. Он определяет 25 признаков, которые характеризуют непрерывное образование. Эти признаки можно рассмотреть как итог первой фундаментальной фазы научного исследования в данной области. Из 25 признаков можно выделить наиболее важные: охват образованием всей жизни человека; понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование; горизонтальная интеграция: между изучаемыми предметами; вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным)2.

Эти теоретические положения легли в основу реформирования национальных систем образования в мире (США, Япония, Германия, Великобритания, Канада, страны "третьего мира" и Восточной Европы, включая бывший СССР)3. Таким образом, учеными была накоплена значительная теоретическая база по развитию концепции непрерывного образования, которая в свою очередь была взята за основу реформирования образования многими странами мира.

Литература

  1. Захаров Ю.А., Касаткина Н.Э., Невзоров Б.П., Чурекова П.Н. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского Государственного Университета. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. – 276с.

  2. Непрерывное образование как условие развития творческой личности. – Новокузнецк, 2001. – 150с.

  3. Новиков В.Д. Научные основы лицейского образования // Образование – 2001. - № 1.






1 Захаров Ю.А., Касаткина Н.А., Невзоров Б.П., Чурекова П.Н. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского Государственного Университета. – Кемерово, 2001.- С. 30


2 Захаров Ю.А., Касаткина Н.А., Невзоров Б.П., Чурекова П.Н. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского Государственного Университета. – Кемерово, 2001.- С. 33.

3 Там же.- С. 34


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!