Роль и значение музыкального воспитания
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, - предупреждал В.А.Сухомлинский. -… Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».
Широко известны слова К.Маркса о том, что «для немузыкального уха самая прекрасная музыка лишена смысла». Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей.
Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все основные грани музыкального восприятия.
Активное восприятие музыкального образа предлагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.
У детей, не имеющих достаточного опыта общения с музыкой, субъективные представления не всегда адекватны самой музыке. Поэтому так важно научить учащихся разбираться в том, что объективно содержится в музыке, а что привносится ими самими; что в этом «своем» обусловлено музыкальным произведением, а что произвольно, надумано. Если в замирающем инструментальном заключении «Захода солнца» Э.Грига ребята не только услышат, но и увидят картину захода солнца, то только зрительную ассоциацию следует приветствовать, т.к. она вытекает из самой музыки. Но если Третьей песне Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова ученик заметил «капельки дождя», то в этом и в подобных случаях важно не просто сказать, что этот ответ неправильный, необоснованно придуманный, но и вместе со всем классом разобраться в том, почему он неправильный, почему необоснованный, подтвердив свои мысли доказательствами, доступными ребятам на данной ступени развития их восприятия.
Чудовище, от которого надо спасать современного ребенка, - это «штампующая» среда массовой культуры. Стандарт красоты - «Барби», стандартно леденящие кровь «ужасы», стандартный образ жизни...- что может противопоставить этому музыка? Бессмысленно, безнадежно просто «давать» воспитаннику в качестве альтернативы образцы высокой красоты и духовного образа жизни. Не воспитывая в нем свободного, способного противостоять культурному насилию человека. Никакого духовного очищения, глубокого познания музыки и ее сложных, противоречивых образов не произойдет, если детям просто начитать сведения о музыке, бессмысленно и бесчувственно исполнять музыкальные произведения и т. п.
Методы музыкального развития определяются как действия педагога, направленные на развитие воображения у ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия педагога-музыканта, подбирающего для слушания или пения музыку и ребенка.
Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться на музыку.
При подборе и сочинении вокальных произведений следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес, положительные эмоции и воспитывает общую культуру ребёнка.
Сочетая выразительную, яркую мелодию, насыщенную понятную гармонию, своеобразный ритм, композитор пишущий музыку для детей должен выражать свое мироощущение, свое отношение к окружающему, выражая яркий художественный образ. Своей музыкой Автор должен транслировать свой уже профессиональный опыт, но только на языке детей. Музыка должна быть доступна, понятна и логична по своей структуре. Но самое главное, музыка должна нести в себе общую эстетику, добро и благородство. Такие произведения должны обогащать всех тех, кто воспринимает их. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Слушая музыку, ребенок по-своему представляет художественный образ. С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.
Если говорить о занятиях ритмики, где музыка занимает одну из главных ролей, то освоение музыкально- теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия музыкальных произведений у детей на слух, практически неосознанно. Выбор произведений для сопровождения на занятиях, желательно подбирать опираясь на тот факт, что эта музыка будет иметь свою определённую воспитательную функцию. Поэтому подбор музыкальных произведений для хореографии должен тщательно отбираться: хорошо если дети буту слышать разножанровую, понятную, мелодичную музыку. Ведь эмоционально-образное содержание слушаемого произведения непосредственно отражается в движении детей. Иными словами, движение используется как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально- духовного к конкретно-физическому.
Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. «Т.С.Бабаджан обусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движение рассматривает, как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом». И, безусловно, музыка сопровождающая ритмические упражнения, должна быть яркой, ритмичной, выразительной, несложной для восприятия и, прежде всего, основанной на популярных (желательно классических) произведениях, чтобы одновременно расширять музыкальный кругозор и развивать хороший музыкальный вкус учащихся.
Курск 2008-09 год