Взаимодействиержсемьиржиржшколы:ржактуальныержстратегииржиржформы
Взаимодействиержсемьиржиржшколыржпредставляетржсобойржпроцессржсовместнойрждеятельностиржпоржсогласованиюржцелей,ржформржиржметодовржсемейногоржиржшкольногоржвоспитания.ржЦенностнаяржосноваржтакогоржвзаимодействиярж–ржсозданиержусловийрждляржуспешнойржсамореализацииржребенка,ржегоржличностногоржроста,ржформированияржмотивацииржкржучению,ржсохраненияржфизическогоржиржпсихическогоржздоровья,ржсоциальнойржадаптации.ржТакжержсотрудничестворжсемьиржиржшколыржнаправленоржнаржгармонизациюржвзаимоотношенийржмеждуржпедагогами,ржучащимисяржиржродителями,ржсвоевременноержвыявлениержпроблемржсемейногоржвоспитания,ржупреждениержсемейногоржнеблагополучияржиржэффективнуюржсоциально-педагогическуюржиржпсихологическуюржподдержкуржсемьи,ржповышениержответственностиржродителейржзаржвоспитаниерждетей.
Вржреальнойржпрактикержвзаимодействиержсемьиржиржучрежденияржобщегоржсреднегоржобразованияржможетржбытьржуспешным,ржеслиржпредставляетржсобойржчеткоржвыстроеннуюржсистему,ржкотораяржможетржвключатьржследующиержнаправления:
изучениержсемейржучащихся,ржихржобразовательныхржиржинформационныхржпотребностейржиржзапросов,ржвоспитательногоржиржкультурногоржпотенциала;
использованиержразличныхржформржвзаимодействия,ржнаполнениержихржсовременнымржсодержанием;
созданиержусловийрждляржвключенияржродителейржврждеятельностьржучрежденияржобщегоржсреднегоржобразованияржкакржравноправныхржсубъектов;
повышениержпедагогической,ржправовой,ржинформационнойржкультурыржсубъектовржобразовательногоржпроцесса;
организацияржродительскогоржвсеобуча;
формированиержединогоржинформационногоржпространства,ржспособствующегоржнеконфликтномуржвзаимодействиюржпедагогов,рждетей,ржродителей.
Наржсовременномржэтапержразвитияржобщегоржсреднегоржобразованияржможноржвыделитьржнесколькоржстратегийржвзаимодействияржшколыржиржсемьи.
Стратегияржразвитияржоткрытогоржсообществаржшколыржиржсемьиржпредполагаетржорганизациюржоткрытогоржвзаимодействия,ржвыстраиваниерждлительныхржвзаимоотношений,ржнаращиваниержпрактикиржиржопытаржустойчивыхржпедагогическихржтрадиций.
Стратегияржбыстрогоржреагированияржнаправленаржнаржоперативноержвмешательстворжвржжизньржребенкаржиржсемьи,ржоказавшихсяржвржсоциальноржопасномржположении.ржХарактеризуетсяржприменениемржподдерживающихржтехнологий,ржсоциальнойржнаправленностьюрждеятельностиржспециалистовржсоциально-педагогическойржиржпсихологическойржслужбыржучрежденийржобразования.ржРеализуетсяржвржсоответствииржсржпринятымиржвржРеспубликержБеларусьржнормативнымиржправовымиржактами.
Стратегияржсмешанногоржтипаржвключаетржэлементыржпервойржиржвторой,ржаржтакжержпредполагаетржреализациюржкомплексногоржподходаржкржрешениюржактуальныхржпроблемржразвитияржличностиржучащегося,ржегоржближайшегоржокружения.
Вржпостроенииржсистемыржвзаимодействияржсемьиржиржшколыржможноржвыделитьржтриржэтапа.
Знакомство
Определяютсяржобщиержцели,ржобщиержценностиржиржресурснаяржбазаржсторон.ржНаличиержобщихржцелейрж–ржважныйржфакторрждляржпостроенияржвзаимодействия.ржБольшоержзначениержимеетржиржопределениерж«взаимнойржполезности»ржучастников,ржт.рже.ржизучениержвозможностейрж(ресурсов)рждругрждруга,ржпозволяющихржраспределитьржусилияржсторонрждлярждостиженияржжелаемогоржэффектаржвржсовместнойржработе.ржЗдесьржадминистрацииржшколыржцелесообразноржактуализироватьржпотенциалржпедагогическогоржколлектива,ржчтобыржродителиржзналиржоржтом,ржчторжвржучрежденииржобщегоржсреднегоржобразования,ржнапример,ржработаютржуникальныержспециалисты,ржчторжшколаржучаствуетржвржинтересныхржпроектахржилиржчторжзначительнаяржчастьржеержвыпускниковрждобиласьржуспехаржврждальнейшейржжизни.
Вржэтойржсвязиржнаржпервомржэтапержнеобходиморжпровестиржкакржминимумрждваржмероприятия:ржмониторингржродительскихржзапросовржиржресурсовржиржсобственныйрж«ценностныйржаудит».ржОсновнымржитогомржпервогоржэтапарждолжноржстатьржжеланиержродителейржосуществлятьржсовместнуюрждеятельностьржсржучреждениемржобщегоржсреднегоржобразования.
ржПланированиержсовместнойрждеятельности
Планированиержвоспитательнойржработыржсржсемьейржвржусловияхржклассаржпредставляетржсобойржсовместнуюрждеятельностьржклассногоржруководителя,ржродителейрж(приржнеобходимостиржиржучащихся),ржвржходержкоторойржвыявляютсяржактуальныержпроблемыржобразования,ржопределяетсяржсмыслржиржсодержаниержвзаимодействия.ржТакогоржродаржсотрудничестворжпозволяетржсовместнымиржусилиямирждостигатьржпоставленныхржцелей,ржнаходитьржсоответствующийржбалансржинтересовржиржвозможностей;ржучитыватьржимеющиесяржресурсыржиржпотенциалржвсехржзаинтересованныхржсторон,ржформироватьржчувстворжразделеннойржответственностиржсемьиржиржшколыржзаржпроцессржвоспитанияржличностиржучащегося.
Планированиержработыржсржсемьейржвржусловияхржучрежденияржобразованияржвржцеломржвключает:
планированиержработыржродительскогоржкомитета,ржзаседанийржпопечительскогоржсовета;
проведениержобщешкольныхржродительскихржсобраний;
взаимодействиержсржпредприятиями-шефами,ржобщественнымиржорганизациями.
Всержэтиржобязательныержкомпонентыржгодовогоржпланаржреализуютсяржсржучетомржактуальныхржпроблемржразвитияржличностиржучащегося,ржусловийржсемейногоржвоспитания,ржзадачржобразовательногоржпроцесса.
Вржпроцессержналаживанияржсовместнойрждеятельностиржособуюржактуальностьржприобретаютржтакиержпонятияржкакрж«обратнаяржсвязь»ржирж«открытостьржканаловржкоммуникации».ржПедагогамржнеобходиморжрегулярноржизучатьржмнениержродителейржоржкачествержданногоржпроцессаржиржегоржрезультатах.ржОсновнымржитогомржвторогоржэтапарждолжноржстатьржумениержродителейржучаствоватьржвржсовместнойрждеятельности,ржт.рже.ржихржопределеннаяржкомпетентность,ржоснованнаяржнарждоверииржкржучреждениюржобщегоржсреднегоржобразования.ржДоверие,ржвржсвоюржочередь,ржпорождаетржиржжеланиержпродолжатьржсотрудничестворжвржтехржформах,ржкоторыержприемлемырждляржконкретнойржсемьи.
Непосредственноержвзаимодействие.
Взаимодействиержсовременныхржучрежденийржобразованияржсржсемьейржхарактеризуетсяржширокимрждиапазономржформ,ржметодов,ржсодержанияржшкольно-семейногоржвоспитания.ржВржотечественнойржиржзарубежнойржпедагогическойржпрактикержужержнакопленржопределенныйржопытржработыржшколыржсржразличнымиржкатегориямиржсемейрж(Е.П.ржАрнаутова,ржЕ.В.ржБондаревская,ржВ.С.ржБогословская,ржЕ.В.ржГребенников,ржВ.В.ржМартынова,ржМ.П.ржОсипова,ржЕ.К.ржПогодина,ржВ.В.ржЧечетрждр.).ржОнржнаправленржнаржповышениержпсихолого-педагогическойржиржправовойржкультурыржродителей,ржусвоениержгуманистическихржценностейржиржихржреализациюржвржсистемержсемейногоржвоспитания,ржформированиержсемейно-педагогическойржобщности,ржпредупреждениержсемейногоржнеблагополучияржиржповышениержответственностиржродителейржзаржвоспитаниерждетей.
Необходимымржусловиемржпартнерскихржотношенийржвржсистемерж«семьярж–ржшкола»ржявляетсяржихрждобровольность,ржкотораяржпонимаетсяржкакржналичиержсвободыржиржосознанностиржвыбораржвржразныхржформахржвзаимодействия.ржОсознанностьржвыбораржпоявляетсяржтам,ржгдержродителиржподготовленыржкржтакомуржвыборуржиржреальноржоцениваютржсвоиржвозможностирж(педагогическуюржкомпетентность,ржресурсыржразногоржродаржиржт.ржд.).
Вторымржусловиемржэффективногоржвзаимодействияржсемьиржиржшколыржявляетсярждолговременностьржотношений,ржт.рже.ржнацеленностьржучастниковржнаржпродолжительныйржиржнеоднократныйржхарактерржвзаимодействия.
Третийржпризнакржэффективныхржотношенийрж–ржвзаимнаяржответственность,ржосноваржкоторойржзакладываетсяржвржсамомржначалержсовместнойрждеятельности.ржОченьржважноржпонимать,ржчторжнержвсегдаржродительскаяржответственностьржпоявляетсяржсразу:ржонаржвоспитываетсяржтакржже,ржкакржиржлюбоержкачестворжличности.
Актуальнойржзадачейрждеятельностиржучрежденийржобщегоржсреднегоржобразованияржявляетсяржразработкаржиржвнедрениержмоделиржвзаимодействияржсемьиржиржшколы,ржоснованнойржнаржсовременныхржподходах.
Структураржтакойржмоделиржможетржпредставлятьржсобойржсочетаниержчетырехржнаправлений:
диагностикаржиржизучениержсемьи;рж
просветительскаяржработа,ржобучениержродителей;рж
включениержродителейржвржвоспитательныйржпроцесс;рж
подготовкаржучащихсяржкржсемейнойржжизни.
Подобнаяржмодельржможетржбытьржвнедренаржкакржнаржуровнержучрежденияржобразования,ржтакржиржнаржуровнержкласса.ржСржеержпомощьюржклассныйржруководительржможетржкомпетентноржосуществлятьржсвоиржфункциональныержобязанностиржвржотношенииржсемьиржкаждогоржучащегося.
ОченьржважнымржнаправлениемржработыржпоржреализацииржданнойржмоделиржявляетсяржПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯржДИАГНОСТИКАржкакржинструментарийрждляржвыявленияржобъективнойржоценкиржразвитияржличностиржучащегося,ржналичияржилиржотсутствияржуржпедагогов,ржучащихсяржиржихржродителейржчувстваржудовлетворенностиржжизнедеятельностьюржучрежденияржобщегоржсреднегоржобразованияржиржрезультатамиржпроцессаржвоспитания.
Сржцельюржизученияржзапросовржродительскойржобщественностиржпоржорганизацииржобразовательногоржпроцесса,ржпсихологическогоржмикроклиматаржсемьи,ржмненияржродителейржобржучрежденииржобщегоржсреднегоржобразованияржмогутржбытьржиспользованыржследующиержметодики:
выявленияржмненияржродителейржобржоказанииржобразовательныхржуслуг;ржпедагогическойржподдержкиржиржнеобходимогоржпедагогическогоржпросвещения;
исследованияржудовлетворенностиржродителейржработойржшколы.
Используярждиагностическийржинструментарий,ржучреждениержобщегоржсреднегоржобразованияржполучаетржвозможностьржобъективноржоценить:
профессионализмржиржкомпетентностьржпедагогическогоржколлективаржвржсферержсотрудничестваржсржсемьей;
Запросыржродителейржпоржпсихолого-педагогическомуржпросвещениюржиржоказаниюржобразовательныхржуслуг;
взаимоотношенияржвзрослыхржирждетей,ржсемьиржиржучрежденияржобразования.
Результатырждиагностикиржопределяютржстратегиюржпоржоптимизацииржвзаимодействияржсемьиржиржшколыржвржтечениержвсегоржпериодаржобученияржребенка.
ВажнымржнаправлениемржвзаимодействияржшколыржиржродителейржявляетсяржработаржпедагогическогоржколлективаржпоржПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУржПРОСВЕЩЕНИЮржРОДИТЕЛЕЙ.
Формированиержпозицииржответственногоржиржосознанногоржродительстварждолжнаржразвиватьсяржвржпроцессержоткрытогорждиалогаржшколыржиржсемьи,ржучастияржродителейржвржпланированииржвоспитательнойржработыржклассаржиржшколы,рждеятельностиржоргановржсамоуправлениярж(родительскогоржкомитета,ржсоветаржобщественностиржпоржместуржжительства),ржобщественныхржклубовржиржассоциаций,ржаржтакжержприржвключенииржврждругиержсовместныерждела.
Современнымржродителямржнержхватаетржнавыковржпомощиржребенкуржприржосвоенииржобразовательныхржпрограмм;ржнавыковржэффективногоржобщенияржсржребенком;ржправовыхржзнанийржвржобластиржобразованиярж(государственныержобразовательныержстандарты,ржправиларжприемаржвржучрежденияржобщегоржсреднегоржобразованияржиржвузы,ржформыржучастияржродительскойржобщественностиржвржжизнедеятельностиржучрежденияржобщегоржсреднегоржобразованияржиржт.д.).ржВржэтойржсвязиржможноржвыделитьржтриржнаправленияржобученияржродителей:
какржвоспитателя;
какржучителяржсвоегоржребенка;
какржсоюзника,ржпартнера.
Педагогическаяржнаукаржиржпрактикаржнакопилиржбогатыйржметодическийржарсеналржпоржпроведениюржработыржсржродителямиржвржданныхржнаправлениях.
Родительскоержсобраниерж–ржосновнаяржформаржработыржсржсемьей,ржпроводитсяржсржцельюржпросвещения,ржобучения,ржоказанияржиндивидуальнойржпомощиржродителям.ржПредполагаетржобсуждениержактуальныхржпроблемржвоспитанияржсржпривлечениемржспециалистовржсоциально-педагогическойржиржпсихологическойржслужбыржучрежденияржобразования,ржсоциально-педагогическихржцентров,ржцентровржсоциальнойржзащиты,ржучрежденийржздравоохранения,ржправоохранительныхржорганов,ржпредставителейржзаинтересованнойржобщественности.
Консультациярж(индивидуальнаяржиржгрупповая)рждляржродителейрж–ржсоветы,ржразъясненияржпоржкакому-либоржвопросуржвоспитанияржиржразвитияржличностиржребенка.ржМогутржноситьржпсихологический,ржпедагогический,ржюридический,ржмедицинскийржхарактер,ржсочетатьсяржсрждругимиржформамиржработыржсржродителями.
Встречаржсржадминистрацией,ржучителямиржклассаржпроводитсяржежегодно.ржНаржэтойржвстречержпедагогическийржколлективржзнакомитржродителейржсоржсвоимиржтребованиями,ржнормативнымирждокументами,ржцелямиржиржзадачамиржвоспитания.ржВыясняютсяржзапросыржродителейржиржвозможностиржсотрудничества.
Деньржоткрытыхрждверейрж–ржоткрытоержмероприятиержвржобразовательномржучреждении,ржкотороержпозволяетржродителямрж(друзьям,ржродственникам)ржнепосредственноржзнакомитьсяржсржусловиямиржобразованиярждетейржвржшколержвржходержразличныхржвидовржпедагогическойрждеятельностирж(проведенияржфакультативныхржзанятий,ржзаседанийржклубов,ржтренировокржспортивныхржсекциях,ржзанятийржвржобъединенияхржпоржинтересамржирждр.).
Родительскийржденьрж–ржоткрытоержшкольноержмероприятиерждляржродителей,ржкотороержчасторжявляетсяржсинонимомржДняржоткрытыхрждверей.ржПозволяетржродителямржучащихсяржпознакомитьсяржсржработойржшколы,ржпоучаствоватьржвржмастер-классахржилирждругихржмероприятиях.ржНаржсовременномржэтапержразвитияржинформационногоржобразовательногоржпространстварждействуютржпросветительскиержсайтырж«Родительскийрждень»,ржорганизованыржстраницыржнаржсайтахржучрежденийржобразования,ржкоторыержсодействуютржсамообразованиюржродителейржиржрешениюржактуальныхржпроблемржвоспитания.ржИхржработаржпозволяетржродителямржпознакомитьсяржсржразличнымиржаспектамиржразвитияржличностиржребенка,ржаржтакржжержобсудитьржихржсржединомышленникамиржнаржфоруме.
Родительскийржвсеобучрж–ржформаржработыржсржширокимржохватомржродителей,ржпроводитсяржсржцельюржповышенияржихржпсихолого-педагогическойржкультуры,ржответственностиржзаржвоспитаниерждетей,ржпредупрежденияржилиржпреодоленияржактуальныхржпроблемржвоспитанияржвржсемье,ржобученияржиржразвитияржличностиржучащегося.ржПредполагаетржпрограммуржсистемныхржпоследовательныхрждействийрж(мероприятий)ржиржприменениержсоответствующихржтехнологийржвржусловияхржреальногоржилиржвиртуальногоржобразовательногоржпространстварж(интернет-ресурсы).
Вечерржвопросовржиржответоврж-ржформаржработыржсржродителями,ржкотораяржпроводитсяржнаржосновержопросаржродителей,ржсржучетомржвыявленныхржпроблемыржпоржразличнымржаспектамржвоспитанияржучащихся.
Диспутрж–ржобсуждениержпедагогамиржиржродителямиржвржнеформальнойржобстановкержпроблемржвоспитаниярждетей.
Досугржродителейржирждетейрж(совместный)рж–ржформаржработы,рждающаяржвозможностьрждетямржиржродителямржвржсвободноержвремяржзаниматьсяржразнообразнойрждеятельностьюржпоржсвоемуржвыборуржнаржосновержперечняржвозможныхржвржданномржучрежденииржобразованияржилиржпредусмотренныхржсовместнымржпланированием.ржКржподобнымржвидамрждеятельностиржможноржотнестиржсемейныержпраздники,ржДеньржименинников,ржДеньржсемьи,ржДеньржздоровья,ржрыцарскиержтурниры,ржспортивныержсостязаниярж«Папа,ржмама,ржярж–ржспортивнаяржсемья»,рж«Всейржсемьейрж–ржнаржстарт!»,ржсемейныержток-шоу,ржколлективныержтворческиержделарж(«Праздникржтруда»,рж«Салатныйржпир»,рж«Семейныйржколлаж»),ржконкурсыржиржфестивалиржтворчестваржродителейржирждетейржнаржразличныержтемы,ржКВН,ржвикториныржирждр.
Лекторийрждляржродителейрж–ржформаржпедагогическогоржпросвещения,ржкотораяржспособствуетржознакомлениюржсржтеориейржиржпрактикойржвоспитанияржнаржсовременномржэтапе,ржповышениюржихржпедагогическойржкультуры,ржвыработкуржконструктивныхржподходовржкржвоспитаниюрждетей.ржЛекторийржпроводитсяржпоржспециальноржразработаннойржпрограмме.ржДляржчтенияржлекцийржиржконсультацийржмогутржпривлекатьсяржузкиержспециалистыржиржнаиболеержподготовленныержпедагоги.
Родительскийржуниверситетрж–ржпредставляетржсобойржсистемный,ржкомплексныйржподходржкржпроблемержпсихолого-педагогическогоржпросвещенияржродителей.ржВржходержсистематическихржзнанийржучастникиржполучаютржразносторонниержзнанияржоржразвитииржребенка,ржособенностяхржвоспитанияржиржобучения.ржПриржэтомржорганизаторырждолжныржширокоржиспользоватьржмультимедийныержтехнологиирж(цифровыержиржаналоговыержаудио-,ржвидеоустройства)рждляржпросмотровржвидеосюжетов,ржфотоматериалов,ржпрезентаций,ржвоспроизведенияржлекций,ржвыступленийржизвестныхржученых,ржпрактиковржирждр.
Школарждляржродителейржможетржобъединятьржучастниковржвржгруппыржвржзависимостиржотржпроблем,ржсржкоторымиржсталкиваютсяржродители,ржвозрастаржучащихся,ржналичияржилиржотсутствияржопытаржвоспитаниярж(школаржмолодыхржродителей,ржшколарждляржродителейржбудущихржпервоклассников,ржшколарждляржродителейржодаренныхрждетей,ржшколаржотцовржиржт.д.).
Вржрамкахржшколырждляржродителейржмогутржработатьржпедагогическиержмастерские,ржкоторыержпозволяютржвржактивной,ржтворческой,ржинтереснойржформержосваиватьржсложныержпсихолого-педагогическиержпонятия,ржнеобходимыержзнания,ржсправлятьсяржсржактуальнойржпроблемойржвоспитанияржребенкаржвржсемье.
Клубырждляржродителейрж-ржобъединенияржактивныхржродителейржпоржинтересамржсржцельюржобщения,ржобсужденияржактуальныхржпроблемржвоспитаниярждетейржвржсемье,ржорганизациирждосуга,ржсовместнойрждеятельности.
Круглыйржстолрж-ржформаржобсужденияржактуальныхржпроблемржвоспитанияржучащихся.ржВоржвремяржтакихржвстречржродителиржиржпедагогиржнаржравныхржоказываютсяржзаржобщимржстолом.ржПредполагаетсяржограниченноержчислоржнаиболеержактивныхржучастников,ржвыступающихржсрждокладом.ржВедущийржобеспечиваетржусловиярждляржэффективногорждиалога,ржсохранностьржсмысловойржконвыржмероприятияржвржходержобсужденияржзлободневныхржпроблем;ржвысказываниержразличныхржточекржзрения,ржмнений,рждляржпоискржвозможныхржпутейржвыходаржизржсложныхржситуаций.
Информационныйржбюллетеньрж-ржпериодическоержиздание,ржпосвященноержсобытиям,ржпроизошедшимржвржшколе,ржадресованноержпедагогам,ржродителям,ржпредставителямржадминистрации.ржОсновнымиржзадачамиржизданияржявляются:ржрасширениержинформационно-образовательногоржпространства,ржинформированиержоржвозможностяхржиржрезультатахржучастияржсемьиржвржобразовательномржпроцессе.
Виртуальнаяржгостинаярж-ржформарждистанционногоржсамообразованияржиржвзаимодействияржсржсемьей,ржэторжинтерактивнаяржиржкреативнаяржсреда,ржкотораяржявляетсяржвариантомржвиртуализацииржвзаимодействияржшколыржиржсемьи.
Гостиныержмогутржвключатьржвржсебяржрядржактуальныхржразделов,ржбытьржсвоеобразнойржвиртуальнойржшколойрждляржродителей,ржродительскимржуниверситетом,ржпедагогическойржмастерской,ржфорумомрждляржвопросовржиржответовржнеформальногоржобщения,ржпрезентативнойрждоской,ржвиртуальнойржконсультациейржирждр.
ПедагогическийржколлективржучрежденияржобщегоржсреднегоржобразованиярждолженржприкладыватьржбольшиержусилиярждляржВКЛЮЧЕНИЯржРОДИТЕЛЕЙржВржВОСПИТАТЕЛЬНЫЙржПРОЦЕСС.ржЭтаржработаржтрадиционноржактивизируетсяржвржпериодржтематическихржнедельрж(Неделяржматери,ржНеделяржсемьи),ржнаканунержДняржзащитниковржОтечества,рж8ржМарта.ржПопулярныржсредиржродителейржспортландии
«Папа,ржмама,ржярж–ржспортивнаяржсемья»,ржспортивныержсоревнованияржсржучастиемржродителейржпоржпионерболу,ржмини-футболу,ржволейболу,ржнастольномуржтеннисуржирждр.ржВржходержтакихржмероприятийржучреждениержобщегоржсреднегоржобразованияржсоздаетржусловия,ржкогдаржирждети,ржиржродителиржиспытываютржудовольствиержотржобщениярждругржсрждругом.ржТакимржобразомржобогащаетсяржирждосуговаяржсфераржсемьи.
Родителирж–ржспециалистыржвржразличныхржобластяхрж–ржмогутржактивноржвовлекатьсяржвржинформационно-просветительскую,ржпрофориентационнуюржработу,ржнапример,ржвржпроведениержтематическихржлекториеврж(вржтомржчисле,ржкинолекториевржпоржздоровомуржобразуржжизни,ржправовомуржпросвещению),ржпривлекатьсяржкласснымиржруководителямирждляржпроведенияржинформационныхржчасовржирждругихржвоспитательныхржмероприятий.
Разностороннеержразвитиержличностиржучащегосяржтребуетржединства,ржсогласованностирждействийржсемьиржиржшколыржвржпроцессержвоспитания.ржАктуальнаяржзадачарждеятельностиржучрежденияржобщегоржсреднегоржобразованиярж–ржобеспечитьржвзаимополезныйржсоюзржсемьиржиржшколы,ржвржцентрержвниманияржкоторогорждолжныржнаходитьсяржинтересыржребенка.
Литература
Инструктивно-методическоержписьморж«Особенностиржорганизацииржсоциальной,ржвоспитательнойржиржидеологическойржработыржвржучрежденияхржобщегоржсреднегоржобразованияржврж2020/2021ржучебномржгоду».
Концепцияржвоспитаниярждетейржиржучащейсяржмолодежирж/ржВыхаваннержірждадатковаяржадукацыя.рж–рж2015.рж-рж№рж10рж–ржС.рж3–22.
Катович,ржржН.ржржК.ржржФормыржржиржржметодыржржвзаимодействияржржсемьиржржиржржшколы:
пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования /
Н.ржК.ржКатович,ржТ.ржП.ржЕлисеева.рж–ржМинскрж:ржНациональныйржинститутржобразования,рж2011.рж–рж208ржс.
Методическийржинструментарийржклассногоржруководителя:ржпособиерждляржпедагоговржучрежденийржобщегоржсреднегоржобразованияржсржбелорусскимржи
русским языками обучения / Н. К. Катович [и др.] ; под ред.
К.ржКатович.рж–ржМинскрж:ржНациональныйржинститутржобразования,рж2020.рж–рж192ржс.рж:ржил.
Осипова,ржМ.П.ржПедагогическоержвзаимодействиержсржсемьей:ржпособиерждляржпедагоговржучрежденийржобщегоржсреднегоржобразованиярж/ржМ.ржП.ржОсипова,ржЕ.ржД.ржОсипов.ржМинскрж:ржИВЦржМинфина,рж2015.рж–рж192ржс.
Чечет,ржВ.ржВ.ржПедагогикаржсемьи:ржпособиерж/ржВ.ржВ.ржЧечет.рж–ржМинскрж:ржБГПУ,
2015.рж–рж176ржс.