СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Система оценивания учебных достижений младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье поделилась опытом работы. Современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребёнка, является актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого учащегося, нацеленная на личностный рост и развитие.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Система оценивания учебных достижений младших школьников"»

Система оценивания учебных достижений младших школьников

А.А. Бадмацыренова

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой и изменение системы оценивания, которая предусматривает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.

Одним из условий обновления содержания начального образования явились внедрение и апробация новых учебно-методических комплектов, которые являются развивающими. В нашей школе имеют место быть:11 комплектов начальных классов. Из них:

«Начальная школа 21 века» - 8 классов

«Школа России» - 3 класса;

«Школа 2100» - 1 класс;


При этом становится важным вопрос использования современных технологий: методов, форм, приёмов работы, адекватных целям и задачам начального образования. С учётом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребёнка, является актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого учащегося, нацеленная на личностный рост и развитие.

Согласно Закону РФ "Об образовании" ст. 15,п. З образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

Учителя начальных классов на МО разработали и приняли следующие критерии оценок.

В 1-2 классах безотметочное оценивание. Чем это объясняется?

Во-первых, первоклассник еще не понимает значения отметки как способа оцен­ки его деятельности, поэтому часто принимает ее как отношение учителя к себе, а не как результат своего учебного труда.

Во-вторых, темп обучаемости первоклассников очень разный (их стартовые возможности различны), эффект проявляется в разное время. Поэтому учитель факти­чески оценивает у одних школьников уже сформированные знания-умения, а у других -процесс их формирования.

В-третьих (и это особенно важно), отрицательная отметка (а она в начале про­цесса обучения достаточна, распространена) разрушает ситуацию успеха, снижает по­ложительное отношение школьника к учению.

Контролирующая деятельность должна, прежде всего, определять уровень дос­тижений школьника на данный момент обучения, отвечать на вопрос «Чему ты научился?» (а не «Что ты не умеешь?»). Такой акцент контролирующей деятельности обеспечит для учащегося ситуацию успеха и оптимистический взгляд на собственную деятельность. В то же время постепенно будет формироваться и критическая оценка своей деятельности.

В педагогической литературе я не нашла понятия "форма учета учебных достижений". А поскольку потребность в создании иных форм учета существует, то я решила попытаться реконструировать уже существующие формы учета учебных достижений школьников в условиях модернизации образования. Под формами учета мы понимаем совокупность документов, констатирующих результативность обучения школьника.

В связи с этим, в своей практике я разработала и использую дневник ученика, который называется: "Дневник моего роста". (Портфолио) Этот дневник заменяет другие документы ребёнка, в которых фиксируются результаты его обучения. Для нас этот дневник является специальным образовательным пространством, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

Обратимся к нашему «Дневнику»

Система оценок по уровням

Превосходно_______________________________8 баллов

Отлично___________________________________7 баллов

Весьма хорошо_____________________________6 баллов

Хорошо___________________________________5 баллов

Средний___________________________________4 балла

Ниже среднего______________________________3 балла

Низкий____________________________________2 балла

Не справляется с поставленной задачей__________1 балл

Невозможно определить уровень_______________0 баллов


Здесь дана система оценок по уровням 8-бальная с расшифровкой. Если в 1 классе ребята очень затруднялись оценивать, приходилось помогать в расшифровке оценок, то в 3 классе ребята справляются с интересом самостоятельно, в некоторых ситуациях возникали споры, но всегда приходили к единому мнению.

Обратите внимание в разделе «Социальное становление» есть такие критерии навыков:

Навыки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

май

сент.

май

сент.

май

сент.

май

Демонстрация самооценки

4б.

4б.

4б.

4б.

5б.

5б.


Сотрудничество

4б.

5б.

5б.

5б.

7б.

7б.


Независимость в работе

6б.

6б.

6б.

6б.

8б.

8б.


Работа в сотрудничестве со сверстниками

4б.

5б.

5б.

5б.

8б.

8б.


Адекватность поведения в игре

5б.

5б.

5б.

5б.

7б.

7б.


Адаптация к школе

5б.

5б.

6б.

8б.

8б.

8б.


Готовность идти на контакт

4б.

5б.

6б.

6б.

6б.

6б.


Уважение к окружающим

4б.

5б.

6б.

6б.

6б.

6б.



В графах «Работа в сотрудничестве со сверстниками», «Адекватность поведения в игре»,например у Маши Б. в начале 3-го класса было 5 баллов, то в конце 8 баллов. Сама Маша поставила 6 баллов, что означает (весьма хорошо), но после некоторых дискуссий пришли к выводу, что 8 баллов (весьма превосходно) является истиной оценкой.

В следующих разделах (учебных) есть такие критерии.

Литература

Навыки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

Интерес к чтению

5 б

6 б

6 б

6 б

6 б

7 б

7 б


Участие в обсуждении

4 б

5 б

6 б

6 б

6 б

6 б

6 б


Умение слушать товарища

5 б

5 б

6 б

6 б

6 б

6 б

6 б


Умение выразить чувства и проявить воображение

4 б

4 б

4 б

4 б

5 б

6 б

6 б


Техника чтения

7 б

7 б

5 б

6 б

6 б

7 б

8 б


количество слов

24

48

37

77

70

98

105



Окружающий мир

Навыки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

Проявление любознательности в познании окружающего мира

4 б

4 б

5 б

6 б

6 б

6 б

7 б


Склонность к обмену впечатлениями

4 б

4 б

5 б

6 б

6 б

6 б

7 б


Формулирование вопросов по существу дела

4 б

4 б

5 б

6 б

6 б

6 б

7 б


Понимание концепций к ключевым положениям

4 б

4 б

5 б

6 б

6 б

6 б

6 б


Умение рассуждать

4 б

4 б

5 б

6 б

6 б

6 б

6 б




Физическая готовность ученика

Навыки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

Рост ученика (в см)

119,5

121

126

129

132

135

136


Вес ученика (в кг)

22

24

25,2

26,8

28,3

29,6

30,1


Зрение









№ парты относительно доски

4

2

2

4

5

3

4


Группа физ подготовки

осн

осн

осн

осн

осн

осн

осн


Наличие заболеваний, вид хроники









Выполнение ребенком предлагаемых нормативов









Участие в соревнованиях











Оценивается также, сначала оценку ставит сам ученик, затем одноклассники.

Заполняются листы достижения по математике, русскому языку и технике чтения.



Математика

Контрольные работы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итог

Вход

Итог

Вход

Итог

Вход

Итог

к/р





5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5




































За четв





5

5


5

5

5

5


5

5

5


Итог за год






5





5









Русский язык

Контрольные работы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итог

Вход

Итог

Вход

Итог

Вход

Итог

к/д





5/5

5/5

5/4

5/5

н

5/5

5/5

4/5

5/5

4/5

5/5




































За четв





5

5


5

5

5

5


5

5

5


Итог за год






5





5





















Обратите внимания ещё на одну карту «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха». Эту карту мы заполняем один раз в год. Хочу отметить, что в 1-2 классах дети оценивают себя с родителями, а в 3-4 классах несколько изменены графы «Я оцениваю себя», «Меня оценивают одноклассники».

Несколько другая система оценивания 5 – бальная, где средний бал и является условным определением.

«Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха»

1 класс

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

  • мне интересно учиться;

  • я люблю мечтать;

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

  • мне нравится выполнять домашнее задание;

  • я стремлюсь получить хорошие отметки



5

2

5



4

5



5

4

5



4

5



4,4

  1. Трудолюбие:

  • я стараюсь в учебе;

  • я внимателен;

  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;

  • мне нравиться помогать в семье выполнять домашнюю работу;

  • мне нравиться дежурство в школе.



5

3

4



3

4



5

3

4



3

4



3,2

3. Бережное отношение к природе:

  • к земле;

  • к растениям;

  • к животным;

  • к природе.



2

4

5

4



4

4

5

4



4

4. Мое отношение к школе:

  • я выполняю правила для учащихся;

  • я добр в отношении с людьми;

  • я участвую в делах класса и школы.



5

5

5



5

5

5



5

  1. Красивое в моей жизни:

  • я аккуратен в делах;

  • я опрятен в одежде;

  • мне нравиться все красивое вокруг меня;

  • я вежлив в отношении с людьми.



3

3

5

4



4

4

5

5



4

6. Как я отношусь к себе:

  • я самоуправляю собой;

  • - я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;

  • - у меня нет вредных привычек.



2

5

2



3

5

2



3,3



4 класс

Я оцениваю себя сам(а)

Меня оценивают одноклассники

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

  • мне интересно учиться;

  • я люблю мечтать;

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

  • мне нравится выполнять домашнее задание;

  • я стремлюсь получить хорошие отметки


5

4


4


5

4


5

4


5


5

5


4,6

  1. Трудолюбие:

  • я стараюсь в учебе;

  • я внимателен;

  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;

  • мне нравиться помогать в семье выполнять домашнюю работу;

  • мне нравиться дежурство в школе.


4

4


4


5

5


5

5


5


5

5


4,7

3. Бережное отношение к природе:

  • к земле;

  • к растениям;

  • к животным;

  • к природе.


3

4

5

5


5

5

5

5


4,6

4. Мое отношение к школе:

  • я выполняю правила для учащихся;

  • я добр в отношении с людьми;

  • я участвую в делах класса и школы.


5

5

5


5

5

5


5

  1. Красивое в моей жизни:

  • я аккуратен в делах;

  • я опрятен в одежде;

  • мне нравиться все красивое вокруг меня;

  • я вежлив в отношении с людьми.


4

4


5

5


5

5


5

5


4,8

6. Как я отношусь к себе:

  • я самоуправляю собой;

  • - я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;

  • - у меня нет вредных привычек.


4


5

3


5


5

5


4,5


Характер принятия школьниками оценки зависит от степени сформированности у них самооценки. Вот здесь также формируются умения оценивать свои результаты, сравнивать их, знать требования к работам разного вида. Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения, дискуссии в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Я считаю, что наличие такой формы самооценки и самодиагностики позволяет сделать оценивание учебных достижений младших школьников оптимистичным. Что касается начальной школы то, на мой взгляд, такая форма оценивания детей должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а "инструментом", с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.





Алла Александровна Бадмацыренова

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5 г. Гусиноозерска