СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: «Системно - деятельностный подход в учебном процессе »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья: «Системно - деятельностный подход в учебном процессе »

Просмотр содержимого документа
«Статья: «Системно - деятельностный подход в учебном процессе »»
















05-2023



Период публикаций:

c 30 января по 5 февраля 2023 года

ISSN: 2712-8792

УДК 37(050)

ББК 94.39

П24





Средство массовой информации "Социальное партнёрство в сфере образования "Педагогический альманах" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР). Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 75245 от 07.03.2019г.

Доменное имя: https://www.pedalmanac.ru Форма распространения: Сетевое издание

Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.





















П24 Педагогический альманах : сборник публикаций. - Выпуск №05-2023 [Электронный ресурс] / [коллектив авторов] // Педагогический альманах : [сайт]. - [Россия], 2023. - Режим доступа: https://www.pedalmanac.ru/collection/05-2023, свободный. - Загл. с экрана.

ISSN: 2712-8792

Сборник публикаций создан с целью стать одним из основных направлений развития единого информационного пространства образовательной системы, актуальность которого обусловлена необходимостью интеграции информационных потоков в рамках отраслевого тематического сетевого издания. Нацелен на повышение статуса Института развития образования, разработки механизмов, обеспечивающих обобщение и трансляцию педагогического опыта посредством статусных публикаций.

ISSN: 2712-8792

УДК 37(050)

ББК 94.39




© Социальное партнёрство в сфере образования "Педагогический альманах", 2023. Все права защищены.

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторская пунктуация и орфография сохранены.

Жерихова Л.С. «Системно — деятельностный подход в учебном процессе»


Жерихова Лариса Семёновна, Петрова Елена Анатольевна, Ляшкова Людмила Тимофеевна учителя начальных классов МБОУ «СОШ №50»,

г. Абаза, республика Хакасия

«Системно - деятельностный подход в учебном процессе »




В связи с введением новой версии Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям стал обязательным для всех учителей страны. Перед учителем становится задача формирования знаний в соответствии с новыми стандартами; универсальных учебных действий; формирование компетенций.

Термин «системно - деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

"Педагогический альманах" №05-2023 680

Жерихова Л.С. «Системно — деятельностный подход в учебном процессе»

Системно-деятельностный подход предполагает:



воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;


ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;


учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;


обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;


разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)


Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование УУД в начальной школе.


Личностные



Регулятивные



Познавательные



Коммуникативные



Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:



  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

"Педагогический альманах" №05-2023 681

Жерихова Л.С. «Системно — деятельностный подход в учебном процессе»

  1. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.


  1. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).


  1. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).


  1. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.


  1. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.


  1. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:



представить цели образования в виде ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;


на основание построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;


выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.


Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного

"Педагогический альманах" №05-2023 682

Жерихова Л.С. «Системно — деятельностный подход в учебном процессе»

материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по программе

«Школа России» дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.

Развивающее обучение по программе, (любой) должно формировать у школьников теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи.

На этом в обновленных программах построены логика и содержание учебных предметов и организация учебного процесса, в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и её субъекта. В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретному.

Итак, Системно - деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

































"Педагогический альманах" №05-2023 683

"Педагогический альманах" №05-2023







Понкратова О.Г.




С О Д Е Р Ж А Н И Е Коллективный творческий проект ансамбля современного танца «Сюрприз» на тему: «На балу у Золушки» 3 Поваляева Л.В., Уманец И.В. Функции детской литературы как искусства слова 52 Юркова О.Ю. Специфика произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 55 Бородкина Н.А. Конспект занятия «Кто прав?», блоки Дьеныша» 58 Мухаметзянова Г.Г. Орфограммы в корне 60 Барашкова Н.Н., Гоголева М.М., Семенова О.Д., Угарова Л.И. Финансовое мошенничество. Как защитить себя от мошенников? 64 Соколинская С.П. Рисование черепа человека 69 Брехова Е.А. «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального воспитания» 101 Полищук Г.А. Конспект урока «Внутренний мир русской избы» 5 класс 103 Афанасьева Э.Р. Оптимизация транспортной развязки района Стрелки г.Саратов 109 Абрамова О.В. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС 115 Потапова И.А. Новые образовательные технологии в преподавании 120

"Педагогический альманах" №05-2023





Кулешова А.А. Внеклассное мероприятие по теме «Рождество в Британии» для младших школьников 123 Пиляева А.А. Урок по русскому языку .Тема урока : Что такое глагол? 129 Шмырова Е.А. Система работы по формированию функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания 134 Курьян Т.В., Лашина Ю.В., Арасланова А.В. «Усвоение фонетической системы языка в дошкольном возрасте. Формирование правильного звукопроизношения (артикуляционная гимнастика)» 143 Пугина А.В. Использование ИКТ в образовательном процессе 145 Родина Л.А. Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности 148 Башкина Л.М. Использование инновационных технологий на уроках с целью повышения эффективности учебного процесса в начальной школе 152 Трачук М.В. Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО 157 Кайзер А.В. «В гости к сказке «Рукавичка» 162 Казарян Н.Ф. «Плюсы и минусы дистанционного обучения в начальной школе» 170

"Педагогический альманах" №05-2023





Сорокина Ю.А. Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР

««Направления коррекционно – образовательной деятельности учителя – логопеда с детьми с тяжелыми

нарушениями речи» 173 Антоненко Ю.Н. Как избежать утром слез перед дошкольным учреждением?! 179 Бутина Н.С. «Использование интерактивных игр в развитии навыков чтения у старших дошкольников» 180 Балдина Т.А. Проект «Усы, лапы, хвост или Что хочет сказать кошка» 183 Марушко Р.В. Развитие физического воспитания в школе 193 Балдина Т.А. Проект «Сказка ложь, да в ней намек» 200 Малых С.В. Патриотическая квест-игра «Зарница» для дошкольного возраста 205 Родина Е.В. Важность традиций в современных семьях 209 Травникова Т.В. Программа внеурочной деятельности «Юный турист» 213 Неустроева З.А. программа внеурочной деятельности » Мир профессий» 221 Борменцева Е.А. » Улицы имени Героев» 228 Пиляева А.А. Теоретические аспекты изучения детей с задержкой психического развития 243

"Педагогический альманах" №05-2023





Гордиенко Г.А. Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты русского языка» 251 Белова Т.В., учитель н.к. [email protected] 259 Моминова Е.А. Опыт применения иппотерапии в реабилитации детей с умственной отсталостью 267 Афанасьева О.А. СОВРЕМЕННЫЕ ЦВЕТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ 269 Реунова О.А. Конспект урока по литературе в 6 классе на тему «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» 272 Реунова О.А. Методические способы формирование читательского интереса 280 Саркисян Т.И. пособие «Организация деятельности социо-культурного клуба «Золотой ключик» для родителей детей, не посещающих ДОУ» 284 Халидова Е.П. Педагогический проект «Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием интерактивного оборудования» 303 Астафьева Я.В. Квест – игра по обучению грамоте «Сундук Волшебника» 315 Валегжанина Т.Е. «Перевёрнутый класс» как элемент технологии смешанного обучения в начальной школе» 320 Брагин С.Г. Нюансы ручного режима сварки титана в аргоне 324

"Педагогический альманах" №05-2023





Турчанинова В.С. Способы реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка 330 Суркова Н.М. «Число и цифра 3» 333 Лебедева Н.Н. Методика решения задач по сложным темам курса информатики для подготовки учеников к единому государственному экзамену 338 Проникова А.Е. ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫЙ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 346 Кулагина С.И. Этапы формирования УУД в проектной деятельности на уроках истории и обществознания 349 Воронцова М.А. Разработка методического пособия по формированию навыков читательской грамотности 358 Воронцова М.А. Разработка методического пособия для проведения урока согласно обновленным ФГОС на уроке в 5-м классе 369 Яковлева О.П. Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках биологии 375 Дзёх М.В. Внеклассное мероприятие по литературному чтению «Арбузник» 378 Дзёх М.В. «Использование интерактивных форм обучения в начальной школе» 387

"Педагогический альманах" №05-2023





Шугаева С.А. Обучающие и развивающие игры на уроках русского языка 389 Соболева О.В. МАСТЕР-КЛАСС «ГИРЛЯНДА ЗАЙКА» 391 Гоц Н.А. ИКТ-компетентность педагога как метод повышения качества обучения школьников 395 Дмитриева Е.А. Интеллектуальная игра «Впервые в истории» 397 Котмакова Н.В. Использование мнемотехники в логопедической работе 407 Поздняк О.В. Обучение математике по методу А.Н. Зайцева 410 Мамышева А.П. Роль отца в воспитании ребенка 432 Керимов М.К. «Многообразие органического мира» 434 Шевченко И.Н. «Развитие речи посредством театрализованной деятельности» 447 Тукова А.Ю. Курица и цыплята 449 Шерина Е.Р. «Дидактические игры на липучках как средство развития дошкольников» 456 Шулябкина П.С. Развивающая пропись с заданиями по счёту. Для обучающихся с ТМНР 460 Сегина М.Г. «Австралия: образ материка» 470

"Педагогический альманах" №05-2023





Краснова О.В., Иванова Л.П. Опытно-экспериментальная работа по формированию опыта совместной трудовой деятельности детей в условиях ДОО 485 Саенко Т.А. Урок по теме Н.Носов «Федина задача» 3 класс 504 Куликова М.Г. Использование инновационных технологий на уроках физической культуры для детей с ОВЗ в рамках ФГОС 512 Зинина Н.Г. «Использование технологии смешанного обучения в начальной школе с помощью образовательной платформы «ЯКласс» 513 Куксина О.Л. Формирование коммуникативной компетенции обучающися начальной школы на уроках английского языка 515 Гоц Н.А. Реализация внеурочной деятельности по математике в ходе введения ФГОС ООО 518 Талзи Е.Н. Особенности развития пространственных представлений у первоклассников с задержкой психического развития 521 Мазура О.А. «Моя малая Родина» 525 Селиванова И.П. Музыка в жизни человека 530 Дурова О.Д. Рабочая программа учебного предмета «Технология», 5 класс 532 Суколенко А.В. Учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы 545

"Педагогический альманах" №05-2023





Шамолюк П.Н.

«Какие музыкальные предметы подслушал у природы человек» 550

Капитонов В.А.

ФОКСИ (физкультурно оздоровительный комплекс

спортивных игр) 554

Кочанова Е.Ю.

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Рисуем на компьютере»

(стартовый уровень) 562

Малыхина Т.В.

Социальный эколого-просветительский проект КРАСОТА

КАК ФАКТ ТВОРЦА 580

Исламова О.В.

Эффективные методы обучения истории 612

Коковкина В.В.

«ОСОБЕННОСТИ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО

ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 615

Комарова Е.М.

Конспект занятия по художественно-эстетическому

развитию (рисованию) в средней группе «Грузовая машина» 641

Абрарова Е.В.

Экопластика как метор развития сенсомоторики

дошкольников 644

Кравченко И.Н.

Дерматология как область медицины. Морфология и физиология кожи. Основы диагностики и методы

обследования 645

Кравченко И.Н.

Задачи, принципы, виды и уровни самостоятельной

работы студентов 666

"Педагогический альманах" №05-2023





Кравченко И.Н. «Методы и формы отслеживания результативности воспитательного процесса» 671 Жерихова Л.С., Ляшкова Л.Т., Петрова Е.А. «Системно — деятельностный подход в учебном процессе» 680 Казаринова О.А. родительское собрание: «Феномен буллинга» 684 Начиненная Н.В. Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс. Тема: «Правописание приставок и предлогов» 693 Маркова А.В. Дидактическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Логокуб» 700 Сивякова Н.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕПБУКА ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗИМУЮЩИМИ ПТИЦАМИ 707 Гукова И.Н. Применение физкультурной паузы на уроках математики у старшеклассников 709 Хлопчур Л.С. Тематические прогулки в ДОУ 712 Попова В.А. «Причины формирования делинквентного поведения среди подростков» 726 Яшкова М.Н. «Технология смешанного обучения как основа продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса» 732

"Педагогический альманах" №05-2023






"Педагогический альманах"

Социальное партнёрство в сфере образования.

Сборник публикаций.

Выпуск №05-2023




Редакционный совет под управлением Главного редактора: Остапченко Владимира Григорьевича

Оформление: Чуц Заурбек Заурович

Верстка: Кравцова Наталья Ивановна




Над сборником работали:

Абрамова О.В., Абрарова Е.В., Антоненко Ю.Н., Арасланова А.В., Астафьева Я.В., Афанасьева О.А., Афанасьева Э.Р., Балдина Т.А., Барашкова Н.Н., Башкина Л.М., Белова Т.В., Борменцева Е.А., Бородкина Н.А., Брагин С.Г., Брехова Е.А., Бутина Н.С., Валегжанина Т.Е., Воронцова М.А., Гоголева М.М., Гордиенко Г.А., Гоц Н.А., Гукова И.Н., Дзёх М.В., Дмитриева Е.А., Дурова О.Д., Жерихова Л.С., Зинина Н.Г., Иванова Л.П., Исламова О.В., Казаринова О.А.,

Казарян Н.Ф., Кайзер А.В., Капитонов В.А., Керимов М.К., Коковкина В.В., Комарова Е.М., Котмакова Н.В., Кочанова Е.Ю., Кравченко И.Н., Краснова О.В., Куксина О.Л., Кулагина С.И., Кулешова А.А., Куликова М.Г.,

Курьян Т.В., Лашина Ю.В., Лебедева Н.Н., Ляшкова Л.Т., Мазура О.А., Малых С.В., Малыхина Т.В., Мамышева А.П., Маркова А.В., Марушко Р.В., Моминова Е.А., Мухаметзянова Г.Г., Начиненная Н.В., Неустроева З.А., Петрова Е.А., Пиляева А.А., Поваляева Л.В., Поздняк О.В., Полищук Г.А., Понкратова О.Г., Попова В.А., Потапова И.А., Проникова А.Е., Пугина А.В., Реунова О.А., Родина Е.В., Родина Л.А., Саенко Т.А., Саркисян Т.И., Сегина М.Г., Селиванова И.П., Семенова О.Д., Сивякова Н.С., Соболева О.В., Соколинская С.П., Сорокина Ю.А., Суколенко А.В., Суркова Н.М., Талзи Е.Н., Травникова Т.В., Трачук М.В., Тукова А.Ю., Турчанинова В.С., Угарова Л.И., Уманец И.В., Халидова Е.П., Хлопчур Л.С., Шамолюк П.Н., Шевченко И.Н., Шерина Е.Р., Шмырова Е.А., Шугаева С.А.,

Шулябкина П.С., Юркова О.Ю., Яковлева О.П., Яшкова М.Н., учитель н.к.





Подготовлено к изданию 06.02.2023. Формат PDF (© Adobe Systems).

Объем сборника 746 с.



Издатель: Социальное партнёрство в сфере образования “Педагогический альманах”

ОГРНИП/ИНН: 319237500412568/230906929798

Почтовый адрес редакции и издательства: 350002, Россия, г. Краснодар, ул. Садовая, д.

67, а/я 5777



© Социальное партнёрство в сфере образования "Педагогический альманах", 2023

Социальное партнёрство в сфере образования

"Педагогический альманах" Электронное образовательное СМИ. Свидетельство о регистрации СМИ выдано

Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций № ЭЛ № ФС 77-75245 от 07.03.2019г.

Адрес в Интернет: https://www.pedalmanac.ru e-mail: [email protected]

ИНН - 230906929798

ОГРНИП - 319237500412568


680 / 05-2023 от 06 февраля 2023 года.









СПРАВКА

о размещении материала в сборнике публикаций





Настоящим подтверждается, что Жерихова Лариса Семёновна, Ляшкова Людмила Тимофеевна, Петрова Елена Анатольевна предоставил(а) 05.02.2023г. в редакцию СМИ "Социальное партнерство в сфере образования "Педагогический альманах" для публикации в Сборнике статью: «Системно деятельностный подход в учебном процессе».

Указанный материал прошёл модерацию, получил положительную оценку редакционного совета под управлением главного редактора Остапченко Владимира Григорьевича, и опубликован в электроном Сборнике публикаций "Педагогический альманах" №05-2023. Дата выхода сборника: 06.02.2023г.



Публикации присвоено библиографическое описание на русском языке в соответствии с ГОСТ Р7.0.100–2018:

Жерихова, Л. С. «Системно — деятельностный подход в учебном процессе» / Жерихова Лариса Семёновна, Ляшкова Людмила Тимофеевна, Петрова Елена Анатольевна // Педагогический альманах : сборник публикаций. - Россия, 2023. - Вып. №05-2023. – с. 680–683. - ISSN: 2712-8792. - [https://www.pedalmanac.ru/collection/05-2023 : PDF]











Главный редактор Остапченко В.Г.