Современный учитель в цифровом веке
Аннотация: Статья посвящена вопросу сохранения качественного традиционного образования путем оптимизации процесса обучения и неразрывной связи учителя и ученика, погруженных в век цифрового взаимодействия. Чтобы избежать негативных последствий и разрыва коммуникации, учителю необходимо уметь ориентироваться в запросах современного общества, где осведомленность и эмоционально-увлеченная подача материалов предмета являются залогом успеха не только при передаче опыта, знаний, но и в совместном сотрудничестве при практическом освоении полученных навыков, где у ученика появляется возможность расти и учиться у современных учителей. Уже сегодня мы рисуем портрет будущего выпускника цифровой школы, а учитель этого выпускника – из прошлого или из информационного пространства настоящего?
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили
вчера, мы украдем у наших детей завтра.
Джон Дьюи
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, разработанный в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», предусматривает обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приёмами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач. Объясняется это тем, что качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи.
Настоящий этап развития России характеризуется многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах деятельности общества. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный в качестве цели образования: создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентоспособная личность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие. И к педагогам, как к главным участникам образовательного процесса, предъявляются высокие требования. В XXI веке возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом. В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени?». Быстрый и перенасыщенный информацией мир меняет человека, меняются и требования к современному учителю-профессионалу. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования. Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества.
Учитель нового поколения – это личность, которая постоянно профессионально совершенствуется и адекватно отвечает на вызов времени. В настоящее время таким вызовом являются сетевые коммуникации.
Сегодня перед нами стоит проблема: «Как современными средствами реализовать системно-деятельностный подход в школьном образовании?» и те вопросы, которые обращены к современному педагогу:
Вы хотите, чтобы Ваши ученики предпочитали образовательную деятельность в сети Интернет?
Вам интересно создать свой электронный сетевой ресурс для организации проектной деятельности своих учеников?
Вы стремитесь удивить своих учеников необычными заданиями?
Для Вас важно научить детей формулировать проблему, планировать свою деятельность, анализировать результаты?
Вы хотите, чтобы Ваши ученики умели самостоятельно добывать знания и давать оценку своим успехам?
Среди основных факторов, способствующих повышению качества образования можно выделить следующие: уровень информатизации системы школьного образования, использование современных технологий, в том числе и компьютерных. Информатизация школы - это не просто внедрение соответствующих технологий в учебный процесс, а изменение содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации.
Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети Интернет?
Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразования, деятельность, связанная с повышением квалификации.
Принципы деятельности сетевого сообщества:
•активность;
• свободы выбора содержания обучения/воспитания и направления деятельности членов сетевого сообщества, демократизм в общении;
•определение ясной и понятной всем членам сообщества цели;
•интенсификации.
Сетевое образовательное сообщество – сообщество педагогов, работников системы дополнительного профессионального образования, методистов, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность образовательного характера средствами ИКТ. Цель сообщества - методическая поддержка и профессиональный рост педагогов посредством широкого использования ИКТ. Работа в данном направлении ориентирована на формирование и совершенствование профессиональных компетентностей педагогов посредством включения их в практику учреждения и расширения возможностей непрерывного образования за счет развития цифрового образовательного пространства. Сегодня развиваются очень активно и технологии дистанционного образования, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого преподавателя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному. Интеграция ИКТ в образование зависит от комплексной готовности преподавателя. Но как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин:
- психологическая неготовность определённой доли преподавателей к использованию ИКТ в образовательном процессе, отсюда низкий уровень компетентности использования ИКТ в обучении;
- недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы;
- отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения;
- низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).
- лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
Развивать, внедрять и сопровождать новую «электронную дидактику» могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим условием успешной модернизации образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что учитель должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность. Основной ожидаемый эффект интенсивного процесса информатизации образования сегодня – это непрерывное совершенствование профессионального мастерства педагогических работников, которое является главным источником качества современного образования.
Для того чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности. Это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи коммуникативных информационных технологий. Функции информационной компетентности:
- познавательная, которая направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;
- коммуникативная, которая раскрывается в процессах передачи и приема информации партнерами по общению;
- адаптивная, которая позволяет ребенку адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
- нормативная, которая проявляется как система моральных норм и требований
в обществе;
- оценочная, которая призвана активизировать способность ориентироваться в потоках разнообразной информации, оценивать значимые и второстепенные виды информации, достаточность и достоверность источников информации.
Информационная компетентность не ограничивается только умением работать с компьютером. Применение информационных технологий в процессе дает возможность активировать познавательную деятельность, мыслительную деятельность учащихся.
Информационные технологии дают возможность изменить формы и методы учебной работы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, как умение писать и читать. Информационные технологии предполагают умение ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, усвоение любого процесса, связанного с переработкой информации. Подводя итог, можно сказать, что учитель компетентен в области ИКТ, если
- ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов;
- участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня;
- разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек;
- создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств;
- применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях.
На сегодняшний день перед учителями стоит вызов сохранения качественного традиционного образования, но и в то же время, учитель не может игнорировать появление цифровых инструментов, позволяющих оптимизировать процесс обучения и сделать его более интерактивным, а, следовательно, и эффективным.
Атмосфера, которую создает учитель, говорит о его отношении к ученикам и о нем самом. Чтобы избежать негативных последствий и разрыва коммуникации, учителю необходимо уметь ориентироваться в запросах современного общества, где осведомленность и эмоционально-увлеченная подача материалов предмета являются залогом успеха не только при передаче опыта, знаний, но и в совместном сотрудничестве при практическом освоении полученных навыков, где у ученика появляется возможность расти и учиться у современных учителей.
Учитель должен уметь вести активный диалог, говорить о проблемах и ошибках ученика, работать над ними и причинами их появления, ощущать необходимость в обратной связи, получать рефлексию на каждом из этапов обучения, отслеживать и анализировать прогресс ученика, уровень его информированности и силу мотивации.
При частичном использовании Интернет-ресурсов или полностью дистанционном образовании есть риск потери личностного контакта, и, как следствие, потери мотивации и вовлеченности как стажёра-педагога, так и ученика. Современному учителю необходимо это учитывать и стремиться поддерживать контактность всевозможными инструментами, такими как проведение уроков или консультаций посредством видео связи, с необходимым техническим обеспечением, включая хорошее качество звука и видео. Но даже технически подготовленный специалист и профессионал своей области не сможет удержать у экрана монитора ученика, если подача его материала будет монотонной, без энтузиазма и без ощущения увлеченности своим предметом. Ученик, как и любой другой собеседник, легко улавливает состояние говорящего и в таком случае с большей вероятностью он предпочтет выключить свое устройство и изучить тему, самостоятельно прочитав конспект по теме урока.
Подводя итог, можно утверждать, что учитель способен сохранить и приумножить мотивацию ученика, используя не только свой авторитет и профессионализм, но и через подачу материала при помощи обширной палитры эмоций, использование техники и логики речи, учитывание индивидуальных особенностей и умение оперативно реагировать и решать возникающие проблемы, тем самым делая процесс обучения более эффективным в современных условиях цифровизации.
Литература и онлайн ресурсы:
Образовательные порталы и форумы для профессионального общения педагогов, сетевые профессиональные сообщества, интернет порталы и СМИ:
http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование.
http://www.fio.ru Портал Федерации Интернет Образования.
http://vio.fio.ru/vio_site/ Электронный журнал «Вопросы Интернет Образований».
http://center.fio.ru/som/ Сетевое объединение методистов.
http://www.oso.rcsz.ru Обучающие сетевые олимпиады.
http://www.ioso.ru/distant/ Лаборатория дистанционного образования РАО.
http://www.intergu.ru/ Интернет-государство учителей.
http://pedsovet.org/ Августовский Интернет-педсовет.
http://www.ito.su/ Международная ежегодная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании" (ИТО).
http://www.relarn.ru Сайт ассоциации "Relarn" (ежегодная конференция представителей региональных научно-образовательных сетей "RELARN").
http://www.school-sector.relarn.ru/ сайт "Школьный сектор".
http://www.bytic.ru/ Фонд новых технологий в образовании "Байтик" (Международная ежегодная конференция-выставка "Применение новых технологий в образовании").
http://www.online-educa-moscow.com Первая международная конференция по вопросам обучения с применением технологий E-learning.
http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей.
http://tm.ifmo.ru/ Всероссийская ежегодная научно-методическая конференция "Телематика".
http://www.1september.ru Издательский дом "Первое сентября".
http://www.infojournal.ru Журнал "Информатика и образование".
http://www.ou.tsu.ru/magazin.php Журнал "Открытое и дистанционное образование".
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://урок.рф
http://открытыйурок.рф
https://doc4web.ru
https://multiurok.ru
http://ped-kopilka.ru
http://biology-online.ru
http://1september.ru/ Первое сентября (издательский дом)
http://www.n-shkola.ru/ Начальная школа (Сеть творческих учителей)
4