СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Способы формирования орфографической грамотности у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка, основы которого закладываются у детей еще в период обучения грамоте.  Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий: умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Способы формирования орфографической грамотности у младших школьников"»

Способ формирования орфографической грамотности

у младших школьников

Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка, основы которого закладываются у детей еще в период обучения грамоте. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий: умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.

Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Всем известна истина: дети любят не просто учиться, а хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Такой способ я нашла в технологии комментируемого управленияэто открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников.

Успех комментирования зависит от проделанной предварительной работы, которая включает в себя следующие педагогические средства.

I. Система пропедевтической работы:

(работа, направленная на отработку необходимых для реализации комментируемого управления навыков: 1-звуковой анализ: (цель: создание условий для наглядной демонстрации орфографического и орфоэпического вариантов слов. Эта работа начинается с букварного периода. Важно показать детям неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь от звука к букве)

На это этапе используются игры, занимательные упражнения, что помогает сделать труд первоклассника мотивированным.

Вторым компонентом пропедевтической работы является:

2 - соотнесение сильной и слабой позиций слова:

(цель: уметь ставить ударение, выделять безударные части слова)

Практическое знакомство с ударением происходит на 4-ом уроке обучения грамоте. Ребятам предлагаются задания, основанные на наблюдении, сравнении, обобщении за ударной и безударной частями слова, что помогает им сделать выводы о сильной и слабой позиции в слове.

3. Третий компонент - морфемный анализ:

(это практическое знакомство с однокоренными словами, выделение их общей части в гнезде однокоренных слов) Необходимо: выделять среди группы однокоренных слов – проверяющие и проверочные слова и объяснить свою точку зрения

II. Выделение способов объяснения орфограмм основных видов:

(это работа по выработке у ребят умений видеть в словах орфограммы, т.е. уметь ставить орфографическую задачу и решать ее; важно построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для грамотного написания слов).

Важно: вооружить учащихся знаниями опознавательных признаков орфограмм; построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для грамотного письма.

III. Обогащение словаря: (работа направлена на обогащение словарного запаса учеников)

IV. Установление зависимости правописания слов от их формы:

(важно у ребят правильно сформировать понятия «однокоренные слова» и «корень слова»; предупредить ложные аналогии, основанные на звуковом сходстве корней, поэтому необходимо большое значение придавать словообразованию: например: примерять и примирять, с мечом и с мячом.

V. Моделирование содержания: (представление содержания в обобщенном виде; цель: создание условий для избавления от механического зазубривания правил, формулировок, помочь ученикам усваивать все понятия осмысленно). Опорные схемы – это краткая запись правила. Схемы помогают ученикам строить свои суждения, т.к. они являются опорами мысли. Алгоритм - совокупность операций, выполняемых по порядку, для решения определенной задачи. Он является опорой рассуждений.

VI. Диагностика сформированности орфографического навыка: (позволяет учителю организовать целенаправленную дифференцированную, индивидуальную работу учеников) На этом этапе можно использовать: контрольные карточки (дифференцированные, разноуровневые), картинные карточки (в период обучения грамоте), тесты - предметные, интегрированные, сигнальные карточки, программированный опрос).

Все эти средства важны для обучения комментированию, так как принцип

комментируемого управления подчиняется законам мышления (анализ, синтез) и объединяет три этапа действия:

I – мыслю – это прежде, чем написать и объяснить орфограмму, ученик должен проделать мысленно следующие операции:

1. Увидеть и определить вид орфограммы;

2. В зависимости от вида орфограммы составить алгоритм решения орфографической задачи;

3. Выполнить последовательно действия - решить орфографическую задачу.

II – говорю – это процесс устного комментирования, включение обоснований в процесс записи слов, предложений.

III – записываю - процесс записи слов, предложений ведущим учеником, который объясняет, доказывает и одновременно записывает содержание. Ученики класса в это время слушают объяснение, оценивают услышанное, в случае ошибочного мнения, исправляют, дополняют объяснение и записывают под управлением ведущего ученика. Учитель не принимает активного участия в этой работе, он следит за процессом управления. Так вырабатывается навык первичного самоконтроля.

Сам термин «комментирование» предполагает одновременность письма и комментирования. По замыслу, перерыва в письме с комментированием быть не должно. Поэтому нужно достичь такого темпа комментирования, чтобы обходиться без паузы.

Требования к комментированному письму:

  1. Не пропускать ни одной орфограммы, пунктограммы.

  2. Комментировать кратко и точно.

3. Комментировать в темпе письма, не отставая.

Для успешной реализации принципа комментируемого управления следует помнить:

  1. не следует отходить от цели проведения комментирования;

  2. задания для комментирования должны усложняться;

  3. систематичность и последовательность в работе.

В своей практике использую следующие виды комментирования: - устное (комментирование проводится на основе читаемого текста); - письменное; - выборочное (тематическое); - полное (сплошное);- кратковременное (комментирование коротких фраз, в которых есть рифма или похожие, часто встречающиеся звуки: например: Носит Сеня сено в сени. У Алеши новые калоши.

Итак: комментируемое управление обеспечивает осмысление письма, способствует переходу изученного материала из кратковременной памяти в долговременную, обеспечивает устойчивое внимание, вырабатывает правилосообразные ассоциации. По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное письмо переходит в доказательное комментирование – рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий, при решении задач, уравнений. Посредством комментируемого письма ученики достигают высокой произвольности и качества при работе над связным текстом. Ведь комментируя, младшие школьники учатся усваивать не только смысл формулировок и правил, но и строить мыслительную речь, удерживать ход основной мысли, что в свою очередь способствует формированию универсальных учебных действий. Мои ученики активно пользуются приобретёнными навыками и на других уроках, не только в начальной школе, но и на следующих ступенях получения образования, так как эта технология позволяет наиболее полно отразить все особенности комплексного подхода к формированию: личностных, метапредметных и предметных результатов.

Опыт работы по данной технологии может быть использован в массовой школе как учителями начальных классов, так и учителями русского языка и литературы.

-