СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Целеполагание на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Целеполагание на уроках математики"»

Целеполагание на уроках математики: от осмысления к деятельности.
Г.Н. Фролова, учитель математики ГБОУ гиназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга


«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

К.Д. Ушинский


Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

На уроке главными являются дети, а учитель только направляет и помогает. Сегодня урок математики – не только занятие по решению математических примеров и задач. Урок математики учит детей ставить конкретную цель, прогнозировать результат своей учебной деятельности.

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организация данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих обучающихся на предстоящую деятельность.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания можно классифицировать на:

  • Тема-вопрос

  • Подводящий диалог

  • Работа над понятием

  • «Яркое пятно»

  • Исключение

  • Домысливание

  • Проблемная ситуация

  • Группировка.

  • «Собери слово»

  • Проблема предыдущего урока.

При выборе приемов целеполагания необходимо использовать следующие условия: учет уровня знаний и опыта обучающихся; доступность. Следует отметить, что все приемы строятся на диалоге. Поэтому учителю необходимо грамотно формировать и выстраивать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них.

Приведу примеры приёмов целеполагания, которые часто применяю на своих уроках.

1)Урок математики в 6 классе. «Решение уравнений» (Приложение презентация слайды 4-7)

Кто из вас любит путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие во времени. На чём мы отправимся? (На машине времени)

Что надо сделать с машиной времени? (Включить)

-8

Для этого составьте и вычислите примеры. (Дети составляют примеры, вычисляют их.)

-2

-1


:(-4)


4


32



Прием “Группировка”. Суть этого приема заключается в обоснованном разделение на группы ряда объектов. Основанием классификации будут внешние признаки.

- Сравните записи на слайде








Что заметили? Что общего, чем отличаются эти записи? Распределите на группы.

Как называются эти группы? (Уравнения и выражения)

Что возьмём с собой в путешествие, почему?

Дети формулируют тему урока «Решение уравнений».

Учащиеся формулируют цель и задачи урока.

Прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога могут быть побуждающими и подводящими. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает обучающихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

2)Урок математики в 6 классе. «Окружность». (Приложение. Презентация. Слайды 8 – 10)

Начнём наш урок с небольшого виртуального путешествия по любимому городу. Назовите достопримечательности, изображённые на картинках.

- Казанский собор; станция метро Горьковская (космическая), Дом компании Зингер, академия художеств.

Что объединяет все эти здания? (Дети выказывают предположения.)

Предлагаю эпиграфом сегодняшнего урока выбрать фразу Игоря Фёдоровича Шарыгина «Окружность – душа геометрии».

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Окружность.

3)Урок математики в 6 классе. «Пропорция». (Приложение. Презентация. Слайды 11-12)

Учитель предлагает детям вычислить отношения.

-Что вы заметили? (Дети выказывают предположения. Предложены пары равных отношений.) Учитель объясняет, что равенство двух отношений называется пропорцией.

-Как вы думаете. Какова тема сегодняшнего урока? Дети формулируют тему урока.

4)Урок математики в 6 классе. «Умножение целых чисел». (Приложение. Презентация. Слайды 13-15)

Учитель просит детей предложить различные способы вычисления примера

(- 11) + (- 11) + (- 11) + (- 11) + (- 11) + (- 11) + (- 11) + (- 11) + (- 11) =

Дети предлагают в то числе (- 11) • 9, но сталкиваются с проблемой, так как не умеют умножать положительные и отрицательные (целые) числа.

-Какая тема сегодняшнего урока? Дети формулируют тему и цели урока.

Приём «Домысливание»

5)Урок геометрии в 7 классе. «Сумма углов треугольника». (Приложение. Презентация. Слайды 16-17)

Учитель предлагает обучающимся построить произвольный треугольник. С помощью транспортира измерить углы треугольника. Найти их сумму. Дети называют свои ответы. Делают предположение, что сумма углов треугольника равна 180⁰. Учитель просит сформулировать тему урока.

Прием «Индуктор». Данный прием используется при проведении урока в форме мастерской. На первом этапе мастерской необходимо затронуть внутренние пружины сознания участников, пробудить желание включиться в учебный процесс, раскрепостить их и заинтересовать тем, что будет происходить. Для этого используется индуктор — странный (парадоксальный) вопрос, побуждающий к активной мыслительной деятельности.

6)Урок математики в 6 классе по теме «Пропорция. Золотое сечение». (Приложение. Презентация. Слайды 19-20)

Урок начинаю небольшим сообщением. В Древнем Египте существовала «система правил гармони», основанная на удивительном отношении. В Древней Греции Это отношение было своеобразным каноном культуры, пронизывающим все сферы науки и искусства. Это отношение использовали в своих работах Леонардо да Винчи и Николай Коперник, Микеланджело и Рафаель. Его мы встречаем в природе, архитектуре, картинах, скульптурах и даже в поэзии. Это отношение называется золотым сечением.

-А вам когда-нибудь приходилось строить золотой треугольник?». Данный вопрос для обучающихся оказался неожиданным и парадоксальным и вызвал встречный вопрос

«Как это возможно? Как можно построить золотой треугольник?». Эти вопросы и стали целью урока, а проведение эксперимента — задачей урока.

Прием “Яркое пятно”. Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие учитель концентрирует внимание на выделенном объекте. Или представляется сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и пр.)

7)Урок геометрии в 7 классе по теме «Равнобедренный треугольник». (Приложение. Слайды 21 - 23)

Предлагается рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых трапеция выделена цветом.

Вопрос учителя: «Среди представленных фигур, что вы заметили?»

Ответ учащихся: «Одна из фигур выделена цветом».

В
опрос учителя:
 «Что общего у этих фигур?»

Ответ учащихся: «Все фигуры являются треугольниками».

Вопрос учителя: «Чем отличается выделенный треугольник от других?»

Ответ учащихся: «У него две стороны равны».

Вопрос учителя: «А кто знает, как называется этот треугольник?» Дети либо ответят, либо нет.

Знакомлю с названием объекта.

Учитель: «Как вы думаете какова тема урока?»

Учащиеся формулируют тему урока.

Таким образом, процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.

Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.