СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Виды работы над текстом на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку. Я считаю,что основным  приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, пречитывние его каждый раз  с новым заданием. Вот тогда ребенок открывает в нем что – то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель  педагога:создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов технологий и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка,больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать  коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работу с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Виды работы над текстом на уроках литературного чтения"»

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения.

Много трудов вкладывает педагог, обучая детей чтению. Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только

Поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку. Я считаю,что основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, пречитывние его каждый раз с новым заданием. Вот тогда ребенок открывает в нем что – то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель педагога:создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов технологий и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка,больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работу с текстом.

Моя практика организации работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать следующие виды работы с текстом:

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное)

  • Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

  • Чтение по готовому плану.

  • Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

  • Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

  • Восстановление деформированного текста.

  • Инсценирование текста или отрывка.

  • Выборочное чтение (с определенным заданием).

  • Чтение по ролям.

  • «Жужжащее чтение».

  • Чтение цепочкой по предложению.

  • Продуктивное чтение (включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения)

  • Чтение абзацами.

  • Чтение с пометками.

  • Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")

  • Чтение по группам.

  • Поисковое чтение. Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

  • «Живая картинка» (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

  • Выборочное чтение (найти отрывок к рисунку).

  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворения.

Чтение и установление, что правдиво, а что вымышленно (для сказки)

На уроках литературного чтения мои учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся. Не все дети любят рисовать, но каждому интересно, что думают другие о его рисунке. А ещё интереснее попробовать загадать эпизод произведения, и смогут ли твои товарищи догадаться по иллюстрации, что тебе понравилось, и смогут ли они обосновать свой выбор. Вот здесь то, часто и рождаются дискуссии. А это и есть то самое активное сотрудничество. 



Чтение составление сценария к диафильму (кратко и подробно)




  • Нахождение самого длинного слова в тексте.

  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

  • Чтение с пометками непонятных слов.

Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человек:

В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- характеристика героев и их поступков.

-подбор антонимов и синонимов к словам.

- владение пересказом разного вида;

В своей практике применяю прием обучения пересказу, который предусматривает последовательное выполнение 6 упражнений по 1-2 минуты каждое;

1.Чтение отрывка текста длительностью 1-2 минуты;

2.Осознание и осмысление прочитанного / ответы на вопросы учителя/ и выделение главного.

3.Запись на доске 4-7 ключевых слов / по выбору учеников/

4.Образцовый пересказ. Пересказ текста сильным учащимся и прослушивание его классом.

5. Пересказ в парах. Жужжащий пересказ в парах.

6.Пересказ на оценку.

Текст читает учитель или сильный ученик , остальные ребята следят по учебникам. Второе упражнение не следует затягивать : не более 3-4 вопросов, можно ограничеваться выделением главного.

Запись ключевых слов на доске выполняет учитель, но слова выбирают дети. Интересно, что не всегда это слова, обладающие большой семантической связанностью с текстом; иногда ученики отдают предпочтение эмоционально окрашенным словам .Образцовый пересказ нужен обязательно : слушая эмоциональный и логично построенный,богатый интонациями и смысловыми оттенками пересказа, ребята будут невольно подражать,будучи усваивать хороший стиль пересказа.

Жужжащий пересказ в парах позволяет увеличить чистоту тренировки: при 24 учениках в классе одновременно в полшллоса пресказывают 12, а другие 12 слушают, исправляют, оценивают.

Последнее упражнение цикла /пересказа текста слабым учеником/ выполняется на отметку. Ежедневно повторяемый цикл упражнений способствует все лучшим и лучшим ответам учеников. При проведении эксперемента во 2- 3 классах в течение одной учебной четверти резко возросло количество учеников, хорошо пересказывающих короткие тексты 20%-до 60%.

Из – за экономии времени тренировку можно проводить по текстам домашних заданий, тогда можно не проводить первые два упражнения , а начинать с записи ключевых слов.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Для развития концентрации внимания используют следующие упражнения:

«Осмысленное чтение с отвлекающим эффектом». Учащиеся получают различные печатные тексты. Хорошо читающий ученик читает рассказ. В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы.  Затем проводится взаимопроверка вычеркнутых букв и фронтально производится проверка осмысления текста по вопросам.

«Ловушка». Читается текст и пропускается одно слово или заменяются некоторые слова. Дети должны услышать и вставить слово, или подобрать слова, подходящие по смыслу.

Интересно задание по восстановлению логической последовательности текста. Учащиеся получают в конверте отрывки рассказов, статьи из газет и журналов, разрезанные на смысловые части или на предложения. После чего восстанавливают логическую последовательность теста. Такой вид работы проводится как индивидуально, так и в парах и по группам.

Все описываемые виды работы, формы и методы помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение о прочитанном , делать выводы и обобщать. Одновременно расширяется и обогащается методический арсенал учителя.

Благодаря использованию на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом достигнуты значительные успехи в усовершенствовании навыков техники чтения.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!