СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Воспитательный момент урока"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья учителя, содержащая воспитательный момент урока

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитательный момент урока"»



Воспитательный момент урока

Только наука может

Изменить мир.

Наука в широком смысле:

И как расщепить атом,

И как воспитывать людей.

Н.Амосов.


В работе учителя две составляющие: ремесленное и духовное. Как и во всяком деле, как во всякой профессии требования ремесла, или, лучше сказать, мастерства, человеку важнее – без ремесленных навыков просто невозможно. Но учитель, у которого одно лишь ремесло и ничего больше,- учитель ли он?


Цель моей работы как учителя русского языка можно сформировать так:

  • Стимулировать воспитывающее обучение, обращать внимание на ценностные ориентации при отборе учебного материала на уроках русского языка.


Задачи:

  • использовать проблемные ситуации на уроках русского языка;

  • нетрадиционные формы уроков (урок-беседа, урок-письмо, урок-игра и др.);

  • тексты нравственного содержания;

  • разные виды деятельности на одном уроке (работа с информационным текстом, игра, рефлексия и др.)


Основная задача каждого урока: формирование коммуникативной компетенции, развитие речи учащихся.

Для этого использую формы уроков:

  • урок диалог в 7 классе «Можно ли прожить без друзей?»;

  • урок-беседа по рассказу Т.Фадеева «Руки матери»;

  • урок-игра при изучении частей речи;

  • урок-письмо «Советы непостороннего» (по письму А.С.Пушкина брату);

  • урок-диспут в 10 классе «Почему умирают деревни?» (ученики затронули социальные проблемы наших деревень).


При изучении темы «Имя существительное работаю над словом «дружба» над его происхождением». (Когда-то на нынешней территории России жили племена арии. Это был сильный могущественный народ, именно арийцы подарили нам чудесное слово «друг», которое в переводе на русский язык означает «идущий вперед» ). Ученики вспоминают сказки, стихи, пословицы о дружбе, заглядывают в толковый словарь и сами объясняют это слово.




Изучая тему «Устаревшие слова», останавливается на слове «лапти», тем более, что наши предки носили эту обувь. А в теме «Имя прилагательное» нас привлекло слово «скромный», его происхождение. Оказывается, оно произошло от древнерусского кромы, что значило ткацкий станок, которое связано с древненемецким рама – «рама, станина». После этого рассуждаем о том, какого человека можно назвать скромным? Нравятся ли вам скромные люди?


Развивать общечеловеческие ценности помогает метод «недописанный тезис»: хорошая жизнь – это …, самое главное в жизни…, плохо жить без…, преуспевающий человек – это человек, который…


Использую на уроках русского языка метод ранжирования (расстановки в порядке очерёдности по степени личностной значимости). Например, учащиеся расставляли качества человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, здоровый, великодушный, красивый, смелый. Останавливаемся на слове «добрый». Класс делится на три группы (использую проблемно-диалоговую технологию), каждая группа получает вопросы:

  1. всегда ли добрый человек вежливый?

  2. Может ли человек не здороваться со знакомыми, иногда грубить, но при этом быть добрым?

  3. Ученица в своей анкете написала: «Совсем добрых людей нет». А как вы думаете?


Считаю такую работу полезной на уроке, т.к. работа в коллективе сверстников включает школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к одноклассникам.


Чем еще можно «разбудить» душу ребенка на уроке? Использованием текстов нравственного содержания. Для этого работаю над эпиграфами. Например:

Пока живёшь – поучайся.

Не жди, чтобы старость

Принесла с собой мудрость.

Солон.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Н.Рыленков.



Россия!

Какое хорошее слово…

И роса, и сила, и синее что-то.

С.Есенин.


Добро тому, кто верит.

Пословица.


Вот хлеба в полях закололись,

Вот запели птицы в синеве.

Надо мною свет моей России,

И других небес не надо мне.

А.Прокопьев.


Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть!

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась.

Д.Кедрин.


Необъяснимую печаль таят

В себе красоты осени.

А.Дементьев.


Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

С.Маршак.


Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Вот что значит

Настоящий, верный друг…


О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

В.Жуковский.









Живи до веку и до вечеру.

Работай как будто хочешь

Жить вечно,

А поступай с людьми, как будто

Умрешь сейчас.

Л.Толстой.


Цмную речь хорошо и слушать.

Пословица.


Чтение – вот лучшее учение.

Пословица.


- Что такое счастье?

Соучастие в добрых человеческих делах.

Н.Асеев.


Общение – это воспитание себя и других.


Мы знаем – время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Н.Заболоцкий.


Большая душа никогда не бывает одинокой.

Р.Роллан.


Источник счастья берет своё

Начало в самом человеке.

А.Шопенгауэр.


Если хочется пить, то колодец копай,

Если холодно станет, то печь истопи,

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.

И потянутся путники по одному

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

В.Берестов.







Когда кто-нибудь совершает

Для другого доброе дело,

Радуйтесь! Сразу два человека

Стали счастливы.

К.Пеппер.


Там, где нет воли, нет пути.

Б.Шоу.


Сильные люди всегда просты.



Победа не всегда приходит

К самому сильному или быстрому,

Но рано или поздно она приходит к тому,

Кто верит в себя.


Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творится трудней.


Обиды записывайте на песке,

Благодеяния вырезайте на мраморе.

П.Бауст.


Пригоргиня добрый дел стоит

Больше бочки знания.

Д.Герберт.


Судьба одинаково поражает и сильных,

И слабых, но дуб падает с шумом и треском,

А былинка тихо.

П.Бауст.


Умом и богатство наживешь,

Богатством же ума не приобретешь.

Пословица.


Чем отомстить своему врагу?

Старайтесь делать ему как можно больше добра.

Эпитет.




Как работают с эпиграфом на уроке?

  1. Выразительно читаю текст эпиграфа.

  2. Определяем тему эпиграфа.

  3. Идею высказывания

  4. Ищем ключевые слова.

  5. Задания по лексике:

- найти однозначные и многозначные слова;

- подобрать синонимы и антонимы;

- определить лексическое значение неизвестных слов, пользуясь словарём.

6. Орфографический и пунктуационный анализ эпиграфа.

7. Как понимаете высказывание?

8. Согласны ли вы с высказыванием?

9. Выучит наизусть, проверить себя.


Мои наблюдения показывают, что используя на уроках тексты нравственного содержания, у учеников появляется интерес к уроку, они учатся думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, не боятся отстаивать своё мнение, считаясь с мнением окружающих.