Взаимодействие ДОУ и семьи в новых социальных условиях
Петренко Т.А., старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 23
«Берёзка», г.Майкоп
Основными целями взаимодействия детского сада с семьей - является создание необходимых условий для развития ответственных и деловых отношений с семьями воспитанников, которые обеспечивают целостное развитие личности дошкольника и повышение компетентности родителей в области воспитания.
Работа с семьями воспитанников требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Мы установили следующие базовые направления оценки деятельности ДОУ родителями:
- качество предоставляемых образовательных услуг;
- результаты работы образовательной системы;
- соответствие образовательных услуг социальному заказу семей.
Нами были разработаны следующие этапы деятельности, позволяющие установить контакт с семьями воспитанников, вести учет их запросов и потребностей, оценок деятельности педагогического коллектива.
Нормативно-установочный этап. На данном этапе педагогический коллектив детально анализирует все аспекты сотрудничества ДОУ с семьей, определяет цели и задачи работы в данном направлении.
Аналитико-диагностический этап. Благодаря использованию таких современных социологических методов, как социологические опросы, психолого-педагогические тренинги, анкетирование, изучение опыта семейного воспитания, беседы, наблюдения, практические задания, была составлена схема, отражающая все особенности семей дошкольников нашего ДОУ.
Особенности семей дошкольников |
1 | Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка |
2 | Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи |
3 | Цели домашнего воспитания ребенка |
4 | Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребенка |
5 | Приоритеты семьи в воспитании ребенка |
6 | Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей |
7 | Особенности воспитательных воздействий в семье |
8 | Организация совместных форм деятельности в семье |
9 | Отношение семьи к дошкольному учреждению |
| |
Эти данные позволили педагогическому коллективу познакомиться с каждой конкретной семьей дошкольника, установить степень заинтересованности родителей деятельностью коллектива ДОУ, выявить их потребность в получении образовательных и воспитательных услуг: получать максимально полную информацию о ребенке, его психологических особенностях, педагогические советы по организации развивающего пространства для детей дома, какую литературу следует изучить о воспитании и развитии ребенка, узнать о возможности организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ.
Деятельно-технологический этап. На этом этапе проводятся следующие работы:
- Создается банк диагностического материала. Планируется деятельность каждой группы, специалистов ДОУ и всего коллектива на основе полученных данных и в тесном контакте с родителями.
- Выявляются семьи, желающие поделиться опытом семейного воспитания; регулярно организующие в семье физкультурно-оздоровительные занятия; имеющие интересные хобби и желающие поделиться своим мастерством с детьми, другими родителями и педагогами.
- По запросам родителей педагогами и специалистами ДОУ проводятся индивидуальные консультации.
- Оформляются информационные стенды. Подбирается консультационный материал по интересующим темам, фоторепортажи, съемки разных видов деятельности в каждой группе и всего ДОУ. Оформляется газета для родителей с информацией по различным вопросам воспитания и образования в ДОУ, о деятельности развивающих центров. Родители на страницах газеты делятся своим опытом семейного воспитания.
- Проводятся мероприятия разного характера и направленности с активным участием родителей, конференции, на которых выступают специалисты ДОУ и социальных центров города.
Таким образом, вся деятельность коллектива ДОУ помогает реализовать одну из важных задач современного дошкольного учреждения - целенаправленную социализацию личности ребенка. Вовлечение родителей в этот процесс, предоставление им всей необходимой информации и возможности участия в различных видах деятельности способствуют и активному вовлечению детей в различные творческие коллективы, кружки, спортивные секции как в настоящее время, так и в будущем.
Родители, имеющие интересные хобби и желающие поделиться своим мастерством с детьми, другими родителями педагогами, проводят мастер-классы, что позволяет раскрыть их воспитательный потенциал. Благодаря им в ДОУ регулярно организуются выставки семейного творчества.
Педагоги ДОУ не только используют традиционные формы взаимоотношений с родителями дошкольников, но и разрабатывают новые, с целью своевременного получения оценок с деятельности и родительских запросов. Это такие формы, как:
-родительская почта по разным адресным вопросам: «У нас есть вопрос»;
-обращения к специалистам, педагогам, руководству ДОУ; «Есть идея!»;
-предложения родителей; «Что такое хорошо, что такое плохо»;
-семейная библиотека, позволяющая повышать педагогическое просвещение родителей, их самооценку как успешного родителя.
Диагностический-коррекционный этап. Этот этап подразумевает сбор и обработку данных, определение основных направлений сотрудничества педагогов и родителем. Он, в свою очередь, включает следующие ступени: начальную - в начале учебного года, промежуточную - в середине учебного и оценочную - в конце учебного года. Проводится тщательный анализ данных. Результаты доводятся до сведения коллектива на педагогических планерках, педагогических советах, для родительской общественности - на собраниях, конференциях, информационных стендах, при этом соблюдается конфиденциальность.
Таким образом, созданная система учета сбора и обработки мнений, оценок, запросов родителей по различным разделам развития и воспитания детей позволила определить эффективность деятельности коллектива ДОУ:
- организована высокая степень информированности родителей о состоянии дел в детском саду с целью более качественного обучения и воспитания детей не только в ДОУ, но и дома;
- родители положительно оценивают деятельность ДОУ, воспитателей и специалистов со стороны;
- активизируется готовность и желание членов семей дошкольников участвовать во всех сферах деятельности ДОУ;
- родители привлекаются к разнообразным формам семейного воспитания;
- происходят самореализация и моральное удовлетворение родителей в качестве педагогов;
- установлен положительный психологический климат в отношениях «родители - дети - педагоги».
На основе анализа проведенной работы мы еще раз убедились в эффективности нашей деятельности в плане взаимодействия с родителями и другими членами семей дошкольников.
Познакомившись с реальным педагогическим процессом в ДОУ, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагогов, обогащают содержание домашнего воспитания. Основными тенденциями работы коллектива детского сада в этом направлении являются:
- отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- систематическая организация активной работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала учреждения в области взаимодействия с семьей;
- осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей;
- учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
- социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его данных в планировании работы;
- использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм;
- стремление к диалогу при организации работы с родителями;
- выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, опыта семейного воспитания;
- «открытость» дошкольного учреждения для родителей.
Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования.