СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Взаимодействие различных видов искусства при изучении литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через  художественный   текст, стремлюсь  формировать внутреннюю потребность в красоте, гармонии, потребность в самовыражении. Хочется видеть своих студентов разными, не похожими друг на друга, умеющими понимать и уважать общечеловеческие ценности, творящими и созидающими добро. Хочется видеть их всех счастливыми. Хочется думать, что уроки литературы, неся огромный заряд нравственности, дадут им правильное понимание счастья: …О славе не мечтай, Не будь на деньги падок, Трудись по силам и желай

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Взаимодействие различных видов искусства при изучении литературы"»

Взаимодействие различных видов искусства при изучении литературы


Дурницына М.А.

Почетный работник общего образования РФ,

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»


Искусство – это та область человеческой жизни, которая непосредственно влияет на наши чувства, служит средством воспитания нравственности, доброты, развивает воображение, творческие способности детей.

Изучение литературы через связь с другими видами искусства является неисчерпаемым источником постижения национальной культуры, источником приобщения детей к мировым культурным ценностям. Каждый урок литературы – это, в первую очередь, урок нравственности, гуманности, способности сострадать, разделять чужую боль и радость, возвышать душу и сердце, восхищаться и негодовать, грустить и размышлять. К.Случевский в «смутное время» писал: Да, трудно избежать для множества людей Влиянья творчеством отмеченных идей, Влиянья Рудиных, Раскольниковых, Чацких, Обломовых! Гнетут!.. Не тот же ль гнет цепей, Но только умственных, совсем не тяжких, братских. Художник выкроил из жизни силуэт; Он, собственно, ничто, его в природе нет! Но слабый человек без долгих размышлений Берет готовыми итоги чуждых мнений, А мнениям своим нет места прорасти, Как паутиною все затканы пути. Простых, не ломаных, здоровых заключений, И над умом его – что день, то гуще тьма Созданий мощного, не своего ума. Вот чего надо бояться! Людской зашоренности. Поэтому считаю, что моя задача как преподавателя – заставить студента думать, оценивать, анализировать.

Что помогает студенту на уроках литературы раскрепоститься, понять свою значимость, сказать свое слово? Это живое, трепетное слово художника, мыслителя, творца. Это первоисточник – текст. Не проповедь преподавателя, не постулаты учебника, не навязывание чужой мысли, а какой – то текстуальный нерв, умело обнаженный, дает толчок, раскрепощает душу. Часто нащупать этот нерв, обнажить его, помогает грамотно подобранное полотно живописи или музыкальное произведение, которые явятся той почвой, из которой прорастет зерно осознания.

Искусство (слово, музыка, живопись и др.) обладает ни с чем не соизмеримыми возможностями влияния на духовную жизнь общества, человека, а значит, и ребенка. И поэтому считаю, что содружество муз на уроках словесности является необходимым условием воспитания нравственности. Как достучаться до сердца обучающихся? Как заставить его не просто прочитать произведение, а «пропустить его через свою душу»? Над этими вопросами мучается каждый словесник. Мне в этом помогает на уроках литературы обращение к другим видам искусства. Например, мы нередко сталкиваемся со случаями творческого универсализма изучая творчество поэтов «серебряного века», нельзя не отметить взаимодействие поэзии М. Кузмина с его композиторской деятельностью. Кузмин руководствовался лозунгом французского поэта П. Верлена: «Музыка прежде всего». Стихи многих символистов, и Кузмина в том числе, строились как завораживающий поток словесно музыкальных созвучий и перекличек. Причем, этот лозунг использовался Кузминым и в буквальном смысле. Его музыкальные произведения могут служить прекрасной иллюстрацией его же поэзии. Через самовыражение в живописи яснее и понятнее становится для обучающихся творчество поэтов – футуристов Д. Бурлюка, Е. Гуро, В. Маяковского. Нет, наверное, в программе по литературе ни одной темы, которую можно было бы рассматривать обособленно, в отрыве от общего процесса литературы и искусства. Каждый урок несет тайну приобщения к миру красоты, выраженного словом, звуком, цветом. Особенно уроки, на которых идет анализ текста, литературно – музыкальная композиция, устное словесное рисование, сопоставление образов, рассмотрение связей пейзажа, портрета и состояния героя, игровые моменты, составление партитуры чувств, творческие пересказы, заочные экскурсии. Все перечисленные формы работы требуют подкрепления зрительными и слуховыми ассоциациями. Невозможно, например, чтение произведений Пушкина не сопровождать изумительной музыкой оперы Римского – Корсакова. Слова наполняются конкретным смыслом. Добавим еще зрительные восприятия, ассоциации от рассматриваемых иллюстраций. И не преувеличу, если скажу, что дети чувствуют себя соучастниками событий, наслаждаясь красотой пушкинского слова, силой его поэтического таланта. А первый бал Наташи Ростовой?! Как же можно обойтись без звуков вальса. Перед мысленным взором сразу встают сияющие радостью и счастьем глаза Наташи. И наши сердца откликаются чувством сопереживания с героиней. С обостренным вниманием следим мы за словесной тканью повествования, отдаваясь во власть художественного дарования Толстого. духовно обогащенную, способную мыслить, Цель таких уроков – воспитать через слово, через синтез искусств сострадать, личность, сопереживать, рассуждать.

Через художественный текст, стремлюсь формировать внутреннюю потребность в красоте, гармонии, потребность в самовыражении. Хочется видеть своих студентов разными, не похожими друг на друга, умеющими понимать и уважать общечеловеческие ценности, творящими и созидающими добро. Хочется видеть их всех счастливыми. Хочется думать, что уроки литературы, неся огромный заряд нравственности, дадут им правильное понимание счастья: …О славе не мечтай, Не будь на деньги падок, Трудись по силам и желай,

Чтоб труд был вечно сладок. Не легкой тропки, не стрекозиного порхания желаю я своим детям, а именно сладости ученического, а впоследствии осознанно выбранного пути. Мне нравится проводить нестандартные уроки. Как правило, они основываются на долгом и кропотливом отборе материала с обязательным привлечением музыки, живописи. Иногда на таких уроках присутствуют элементы театрализации. Я заметила, что студенты с удовольствием откликаются на предложение подготовить подобный урок. Им нравится проявлять себя в разных качествах: художников, поэтов, декораторов, артистов, конкурсантов, исследователей и т.д.

Обращение к разным видам искусства дает в таких случаях более широкую возможность индивидуального подхода к детям, ибо у многих зарождение интереса к слову связано со зрительными впечатлениями, перекликающимися со словесной изобразительностью. Интегрированные уроки все активнее входят в практику школьного преподавания. Интеграция предполагает тесную связь разных предметов, различных видов искусства.

На уроках литературы очень уместно соединение таких видов искусства, как музыка, живопись, элементы театра. Ведь искусство (будь то музыка, слово или живопись) обладает ни с чем не соизмеримыми возможностями влияния на духовную жизнь общества и каждого человека в отдельности. Поэтому содружество муз на уроках словесности является необходимым условием воспитания нравственности. Интегрированные уроки могут быть построены одним учителем или несколькими. В любом случае, урок будет разнообразным и по видам деятельности, и по настроению, и по содержанию.

Плодотворным, на мой взгляд будет сотрудничество учителя литературы и истории при изучении культуры рубежа эпох. Культура на рубеже 19 – 20 веков очень многообразна, и понять ее бывает непросто. Исторические причины, обусловившие кризисность эпохи, нашли свое отражение в развитии искусства, которое отразило мировоззренческую сущность переходного времени, показав искания интеллигенции этого периода, ее непростое отношение к новой власти, новому строю. Думается, что интегрированные уроки перспективны. В них кроется залог заинтересованности учащихся предметом служат средством раскрытия индивидуальности. Подобные уроки дают широкий простор развитию творческой фантазии. Элементы театрализации, музыкальный фон, живопись – непременные атрибуты таких уроков. «Волшебная сила искусства» помогает оставить в душе студента неизгладимый след при изучении тех или иных произведений.

Взаимодействие разных видов искусства на уроках повышает интерес к предмету, развивается образное мышление, становится более выразительной речь, легче и глубже дети вникают в сущность художественного текста, учатся ценить красоту слова. А по большому счету через произведения искусства постигают нравственные ценности – основу жизни человеческого общества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!