Первое февраля «Степени сравнения имен прилагательных»
ВСПОМИНАЕМ! Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, 1. Общее грамматическое значение которая обозначает… отвечает на вопросы… 2. Морфологические признаки изменяется по …. 3. Синтаксическая роль В предложении бывает …
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ! Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, 1. Общее грамматическое значение которая обозначает признак предмета , отвечает на вопросы какой?, какая?, какие?, какое? чей? 2. Морфологические признаки изменяется по …. родам, числам и падежам . 3. Синтаксическая роль В предложении бывает … чаще всего определением и сказуемым.
Распределительный диктант
распределите по 3 столбикам имена прилагательные . В 1 – качественные прилагательные, во 2- относительные, в 3- притяжательные.
Легкий ветерок, подземный проход, отцов плащ, Наташины глаза, лисья шапка ,хмурое небо , каменный замок нежный взгляд , серебряная монета , спортивная одежда, волчья пасть, лисья шапка ,белые березы, лисий след, лисья хитрость, змеиный яд, осеннее утро, павлиний хвост, длинный сарафан птичье пение, широкий пояс, городской парк, змеиная улыбка, соломенная шляпа, бабушкины руки.
Сверьте с эталоном, исправьте, если допустили ошибки
Качественные
Притяжательные
Относительные
легкий ветерок подземный проход отцов плащ
хмурое небо каменный замок Наташины глаза
нежный взгляд серебряная монета волчья пасть
белые березы спортивная одежда лисий след
лисья хитрость лисья шапка змеиный яд
длинный сарафан осеннее утро птичье пение
широкий пояс городской парк павлиний хвост
змеиная улыбка соломенная шляпа бабушкины руки
ТЕМА УРОКА:
Степени сравнения имен прилагательных
Цели урока:
степенями сравнения имени прилагательного .
1. Познакомиться со
2. Научиться
образовывать степени сравнения имен прилагательных .
3. Использовать
правильно степени сравнения имен прилагательных в речи .
По каким признакам можно сравнить деревья?
- По высоте.
Высокое - выше - самое высокое
По каким признакам можно сравнить карандаши?
- По длине ( первый карандаш длиннее второго).
-По ширине (первый карандаш шире второго).
ВСПОМИНАЕМ
Сколько степеней сравнения у имен прилагательных?
имена прилагательные
сравнительная превосходная
красивый – красивее, красивейший, самый красивый
более красивый
ЗАПОМНИТЕ: степени сравнения образуются только от качественных имен прилагательных!
Исключения: цвет (красное знамя), форма (квадратный кубик), масти животных (пегая лошадь)абсолютное качество (мертвый, здоровенный, глухой, хромой и т.д.)
От относительных и притяжательных прилагательных степени сравнения НЕ образуются!!!
-Что обозначает сравнительная степень?
Обозначает, что какой-то признак проявляется в предмете в большей или меньшей степени.
Пример: Маленькое дело лучше большого безделья.
-Что обозначает превосходная степень?
Какой то признак проявляется в наибольшей или наименьшей степени.
Пример: Евразия- самый большой материк на планете Земля.
Образование форм степеней сравнения имен прилагательных
Сравнительная степень
Простая
Составная
Основа качеств. прил. + суффиксы: ей,-ее,-е,-ше;
Частицы: более, менее + полн. ф. качеств. прил.
Примеры:
сильн – ее , выш- е , тонь- ше
более высокий, менее сильный
Изменение:
неизменяемая форма
Изменяется по р.,ч.,п.
Образование форм степеней сравнения имен прилагательных
Превосходная степень
Простая
Полн. ф. качественного прилаг. + суффиксы:
Составная
(-ейш-, -айш-);
Частицы : самый, наиболее, наименее + полн. ф. качеств. прилаг.
Примеры :
Высоч- айш -ий, главн- ейш -ий
самый высокий , наименее высокий
Изменяемость:
наиболее высокий
изменяются по ч.,р.,п. изменяются по ч.,р.,п.
Задание: образуйте, по возможности, от данных в скобках прилагательных простую или составную сравнительную степень.
1.(Яркий) было солнце, (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава.
2. Левый берег реки (отлогий) , чем правый.
3. Роза (красивый) шиповника.
4.Мама (внимательный) папы.
5. Волга (полноводный) Оки.
6. У летучих мышей (чуткий) слух, чем у полевых мышей.
Проверяем!
1.Ярч е было солнце, сильн ее запах полей, громч е был гром, обильн ее дожди и вы ше трава.
2. Левый берег реки более отлогий , чем правый.
3. Роза красив ее шиповника.
4.Мама более внимательная , чем папа.
5. Волга полноводн ее Оки.
6. У летучих мышей более чуткий слух, чем у полевых мышей.
Работа в группах
У каждой группы есть листок, на которых написаны предложения. Исправьте ошибки в употреблении форм степеней сравнения и исправьте их. Запишите предложения, объясняя свой выбор.
1 группа
Завтрак сегодня был более вкуснее , чем вчера.
Завтрак сегодня был более вкусный (или вкусн ее ), чем вчера.
Конфета сладче пряника.
Конфета слащ е пряника .
Платье Ани красивше платья Аллы.
Платье Ани красИв ее платья Аллы.
Запомни: крас и вее
2 группа
Это самая интереснейшая телепередача, которую я когда-либо видел.
Это самая интересная ( или интересн ейш ая) телепередача, которую я когда-либо видел.
Добрые слова хорошее мягкого пирога.
Добрые слова лучше мягкого пирога.
Я встречался с самым знаменитейшим физиком столетия.
Я встречался с самым знаменитым (или знаменит ейш им) физиком столетия.
3 группа
Мед густее варенья.
Мед гуще варенья.
Примеры в учебнике самые простейшие .
Примеры в учебнике самые простые ( или прост ейш ие) .
Задача у первого варианта была более сложнее , чем у второго.
Задача у первого варианта была более сложной (или сложн ее ), чем у второго.
Домашнее задание: 1. Внимательно изучите материалы презентации. 2. Поработайте в тетради для правил. 3. От данных слов образуйте все возможные степени сравнения прилагательных. Выпишите слова, от которых невозможно образовать степень сравнения и объясните, почему. Слова: строгий, женатый, овальный, яркий, стеклянный, узкий, вороной, огромный, папин, деревянный, легкий, змеиный, хромой .
Выполняем по образцу: удачный- удачлив ее - менее(более) удачный- удачн ейш ий- самый(наиболее) удачный.
Лисий – относительное прил., степени сравнения нет.
Итог урока: - Вспомните, какие цели мы ставили сегодня на уроке? -Достигли этой цели? Докажите. - Что нового мы сегодня узнали? Где эти знания мы сможем применить? -Чему научились? -Кто испытывал трудности на уроке? С чем они были связаны? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях «?» рядом с теми заданиями, которые вызвали у вас затруднения.