СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Степени сравнения наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степеней наречий, синтаксической ролью наречий в сравнительной степени.

Просмотр содержимого документа
«Степени сравнения наречий»

МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»












Разработка урока по русскому языку
в 7 классе на тему:

«Степени сравнения наречий»










Подготовила:

учитель русского языка М.В. Гурских




























Тема урока: « Степени сравнения наречий».

Цели урока:

• ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степеней наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени;

• формирование умения образовывать, находить и различать степени сравнения наречий;

• формирование умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия;

• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

II.Повторение изученного материала

1.Выступление заранее подготовленного ученика в роли Наречия.

Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие(говор), нарекать и другие.

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

-Ребята, какая часть речи пришла к нам?

-Как вы это поняли?

-Над какой темой мы продолжим работу на уроке?

- Что такое наречие? (наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)

А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (обстоятельство)

2.Работа с отрывком из стихотворения А.С.Пушкина.

-Ребята, перед вами строчки из стихотворения А.С.Пушкина. Прочитайте их выразительно.



Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

А.С.Пушкин

(читают несколько учеников, пока не будет выразительного чтения)

- Узнаете вы автора этих строк? (А.С.Пушкин)

- О чем это стихотворение?

-Найдите в предложении однокоренные слова, определить их часть речи (доказать) 

Отвечают два ученика

печальные – прилагательное, относится к существительному «поляны», отвечает на вопрос Какие?; обозначает признак предмета;

печально – наречие, относится к глаголу «льёт», отвечает на вопрос Как?; обозначает признак действия.

-Выпишите в тетрадь словосочетание и разберите его.

(льет печально гл.+нар.)

- Определите разряд этого наречия (Обстоятельственное со значением образа действия)

- Какие еще вы знаете разряды наречия?

- Однокоренное слово?

(печальные)

-Выпишите его в составе словосочетания и разберите.

(печальные поляны прил.+сущ.)

-Определите разряд данного прилагательного?

(качественное)

-В чем особенность данного разряда?

(только качественные прилагательные имеют степени сравнения)

-Выпишите из четверостишия прилагательное. Образуйте от него все возможные степени сравнения.

 Вспомнить материал поможет таблица на доске.



3.Индивидуальное сообщение учащегося по теме «Степени сравнения имен прилагательных»





сравнительная

превосходная

 


Простая

-ее(-ей), -е, -ше/-же

Составная 

более / менее

Простая

-ейш- / -айш-

Составная 

самый наиболее наименее

Проверим наши размышления

Печальные (поляны) – печальнее (простая сравнительная)

                                           печальнейшие (простая превосходная)

                                           более печальные (составная сравнительная)

                                           самые печальные (составная превосходная)

-Вернемся к стихотворению. Посмотрите, слова «печально» и «печальный»-однокоренные, у слова «печальные» есть степени сравнения. Что можно предположить?

(у слова «печально» тоже есть степени сравнения)

-А теперь давайте в этом убедимся, попробуем образовать степени сравнения наречия «печально».

Рассуждаем так:

Сегодня луна льёт свет …, чем вчера

Печально - печальнее (простая сравнительная)

                      более печально (составная сравнительная)

                      печальнее всех  (составная превосходная)

слайд 6. (проверим)

- Какую степень сравнения наречий не образовали? (простую превосходную)

- Какой вывод можем сделать?

(вывод: образование степеней сравнения наречий похоже на образование степеней сравнения прилагательных, но у наречий нет  простой превосходной степени, всё остальное сохраняется)

Итак, как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем беседовать? (о степенях сравнения наречий). Хорошо. Тогда запишите тему урока : Степени сравнения наречий. (слайд 7), записываю на доске.

Итак, мы выяснили, что наречия образа действия, так же как и прилагательные, имеют степени сравнения. 

 - А теперь давайте определим: какова цель урока? Сформулируйте ее, опираясь на тему и разобранные примеры. (-выясним, какие степени сравнения есть у наречий и как они образуются. - научимся различать сравнительную степень прилагательных и наречий) 



III.Изучение нового материала.

1.Работа в парах (парная мозговая атака).

-А теперь я вам предлагаю самостоятельно составить конспект по данной теме. 2.Самостоятельная работа в группах с учебником.

-Продолжая работать в парах, ознакомьтесь с параграфом 36 учебника и заполните таблицу

  1. Открой учебник на странице 97, § 36.

  2. Открой тетрадь с конспектами в разделе «Наречие» и запиши тему, указанную в параграфе.

  3. Прочитай пункт 1 параграфа.

  4. Перечерти данную таблицу в конспект.

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Составная форма





  1. Прочитай пункт 2 параграфа , подчеркни карандашом суффиксы, образующие простую форму сравнительной степени наречий.

  2. Запиши эти суффиксы вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  3. В пункте 2 подчеркни карандашом слова, образующие составную форму сравнительной степени.

  4. Запиши эти слова вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  5. Прочитай пункт 3 параграфа, подчеркни карандашом  слова, с помощью которых образуется превосходная степень сравнения наречий, и перепиши их вместе с примерами в нужную графу таблицы.

  6. Проверь себя, рассмотрев таблицу на обратной стороне листа. При необходимости внеси нужные изменения

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Составная форма

Составная форма.

-ее, -ей

быстро→ быстрее
быстр
ей

громко→громче

-ше

рано →раньше

Более, менее

+

Наречие в нач. ф.

Более быстро

Менее громко

Наречие в сравн. степ.
+

Всех, всего

Громче всех

Быстрее всех

Сильнее всего

Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко летать – более высоко летать (выше летать).

Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную. ( слайд 5)

Простая форма образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро – быстрее (быстрей);

-е: кричать громко – громче;

-ше: просыпаться рано – раньше.

Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания исходной формы наречия со словами более (менее):

бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее) громко.

Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:

бежать быстрее всех;

любить сильнее всего.

Простые формы наречий с суффиксами -ейше, -айше встречаются крайне редко, в основном в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь и т.д.

Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании.

Проверка первичного усвоения знаний

(После самостоятельного изучения материала у каждого ученика в рабочей тетради появляется таблица с краткими сведениями по теме.)

Теперь, когда в тетрадях у вас появилась таблица  с краткими сведениями по теме, ответьте мне на следующие вопросы: (слайд 10)

– Какие степени сравнения имеют наречия?
– Сколько форм имеет сравнительная степень? Какие?
– Как они образуются?
– Сколько форм имеет превосходная степень? Как она образуется?

У вас должна появится примерно такая таблица. (слайд 11) Проверьте себя. Все сделали правильно? Замечательно!

Первичное закрепление знаний

А теперь закрепим знания, полученные при составлении конспекта.

(Работа с материалом для наблюдений, составление способа действий, с целью научиться отличать похожие формы прилагательных и наречий)  слайд 13

Теперь выполним следующее задание. Перед вами проблемная задача.

- Посмотрите на доску, там записано два предложения, прочитайте их.  Какие слова повторяются?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ.

Наше озеро глубже.

Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.

Тучи всё ниже опускаются над морем.

Наш дом ниже соседнего.

- Одной и той же частью речи являются эти слова? (нет)

А что вы делали, чтобы  определить, какой частью речи является слово.

Мы должны:

а) поставить к словам вопросы;

б) определить, какими членами предложения они являются;

в) посмотреть, от какого слова зависят.

АЛГОРИТМ

наречие






прилагательное

зависит от


глагола


существительного


вопрос




как?




каков (а,о,ы)?


член предложения




обстоятельство


сказуемое

Вы согласны, что с помощью такого алгоритма можно  научится отличать похожие формы прилагательных и наречий?

А теперь докажите мне на этом же примере.

(Ученики доказывают, какой частью речи являются похожие слова. Для этого определяют, от какого слова зависит данное, на какой вопрос отвечает, каким членом предложения является.)

4. Закрепление нового материала.

Задание. Выразительно прочитайте стихотворение Н.Языкова. Чем являются выделенные слова – наречием или прилагательным? ( слайд 10,11)

Мой друг! Что может быть милей (прилагательное)

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей (прилагательное),

Там радостней (прилагательное) весна златая,

Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,

Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),

Там сладостней (наречие) журчит поток,

Там соловей поет звучнее (наречие),

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).

III. Тренировочные упражнения.

2. Закрепление нового материала.

Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий. ( слайд 7,8)

Образец:

взглянуть строго – строже (более строго) – строже всех.

Холодно – холоднее (более холодно) – холоднее всего.

Жарко – жарче (более жарко) – жарче всего.

Сладко – слаще (более сладко) – слаще всего.

Интересно – интереснее (более интересно) – интереснее всего.

Радостно – радостнее (более радостно) – радостнее всего.



1. Сравнительная и превосходная степени. ( слайд 12.13)

Задание. В соответствии с теоретическим материалом данного урока заполните таблицу.

Степени сравнения наречий

 

сравнительная

превосходная

 

простая

составная

простая

составная

печально

 

 

 

 

интересно

 

 

 

 

звонко

 

 

 

 

низко

 

 

 

 

строго

 

 

 

 

Прилагательное или наречие?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова являются краткими прилагательными, а в каких – наречиями. ( слайд 14.15)

Взлететь высоко – наречие.

Говорил громко – наречие.

Полотно красиво – прилагательное.

Рисует красиво – наречие.

Здание высоко – прилагательное.

Движение быстро – прилагательное.

Плыл быстро – наречие.

Звучание громко – прилагательное.

Утро прохладно – прилагательное.

Встретил прохладно – наречие.

3. Сравнительная или превосходная?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной. ( слайд 16,17)

Бежать быстрее – сравнительная.

Бежать быстрее всех – превосходная.

Любить сильнее – сравнительная.

Любить сильнее всего – превосходная.

Смеяться громче – сравнительная.


4.Итог урока.

V. Итог урока.

-Какую цель мы поставили?

-Как ее достигли?

-Какой сравнительный анализ провели?

-К какому выводу пришли?


Домашнее задание: пункт 34, упр. 213.









Приложение


  1. Открой учебник на странице 97, § 36.

  2. Открой тетрадь с конспектами в разделе «Наречие» и запиши тему, указанную в параграфе.

  3. Прочитай пункт 1 параграфа.

  4. Перечерти данную таблицу в конспект.

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Составная форма





  1. Прочитай пункт 2 параграфа , подчеркни карандашом суффиксы, образующие простую форму сравнительной степени наречий.

  2. Запиши эти суффиксы вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  3. В пункте 2 подчеркни карандашом слова, образующие составную форму сравнительной степени.

  4. Запиши эти слова вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  5. Прочитай пункт 3 параграфа, подчеркни карандашом  слова, с помощью которых образуется превосходная степень сравнения наречий, и перепиши их вместе с примерами в нужную графу таблицы.

  6. Проверь себя, рассмотрев таблицу на обратной стороне листа. При необходимости внеси нужные изменения



  1. Открой учебник на странице 97, § 36.

  2. Открой тетрадь с конспектами в разделе «Наречие» и запиши тему, указанную в параграфе.

  3. Прочитай пункт 1 параграфа.

  4. Перечерти данную таблицу в конспект.


Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Составная форма






  1. Прочитай пункт 2 параграфа , подчеркни карандашом суффиксы, образующие простую форму сравнительной степени наречий.

  2. Запиши эти суффиксы вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  3. В пункте 2 подчеркни карандашом слова, образующие составную форму сравнительной степени.

  4. Запиши эти слова вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  5. Прочитай пункт 3 параграфа, подчеркни карандашом  слова, с помощью которых образуется превосходная степень сравнения наречий, и перепиши их вместе с примерами в нужную графу таблицы.

  6. Проверь себя, рассмотрев таблицу на обратной стороне листа. При необходимости внеси нужные изменения


  1. Открой учебник на странице 97, § 36.

  2. Открой тетрадь с конспектами в разделе «Наречие» и запиши тему, указанную в параграфе.

  3. Прочитай пункт 1 параграфа.

  4. Перечерти данную таблицу в конспект.


Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Составная форма






  1. Прочитай пункт 2 параграфа , подчеркни карандашом суффиксы, образующие простую форму сравнительной степени наречий.

  2. Запиши эти суффиксы вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  3. В пункте 2 подчеркни карандашом слова, образующие составную форму сравнительной степени.

  4. Запиши эти слова вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  5. Прочитай пункт 3 параграфа, подчеркни карандашом  слова, с помощью которых образуется превосходная степень сравнения наречий, и перепиши их вместе с примерами в нужную графу таблицы.

  6. Проверь себя, рассмотрев таблицу на обратной стороне листа. При необходимости внеси нужные изменения





  1. Открой учебник на странице 97, § 36.

  2. Открой тетрадь с конспектами в разделе «Наречие» и запиши тему, указанную в параграфе.

  3. Прочитай пункт 1 параграфа.

  4. Перечерти данную таблицу в конспект.


Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Составная форма






  1. Прочитай пункт 2 параграфа , подчеркни карандашом суффиксы, образующие простую форму сравнительной степени наречий.

  2. Запиши эти суффиксы вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  3. В пункте 2 подчеркни карандашом слова, образующие составную форму сравнительной степени.

  4. Запиши эти слова вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  5. Прочитай пункт 3 параграфа, подчеркни карандашом  слова, с помощью которых образуется превосходная степень сравнения наречий, и перепиши их вместе с примерами в нужную графу таблицы.

  6. Проверь себя, рассмотрев таблицу на обратной стороне листа. При необходимости внеси нужные изменения


  1. Открой учебник на странице 97, § 36.

  2. Открой тетрадь с конспектами в разделе «Наречие» и запиши тему, указанную в параграфе.

  3. Прочитай пункт 1 параграфа.

  4. Перечерти данную таблицу в конспект.


Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Составная форма






  1. Прочитай пункт 2 параграфа , подчеркни карандашом суффиксы, образующие простую форму сравнительной степени наречий.

  2. Запиши эти суффиксы вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  3. В пункте 2 подчеркни карандашом слова, образующие составную форму сравнительной степени.

  4. Запиши эти слова вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  5. Прочитай пункт 3 параграфа, подчеркни карандашом  слова, с помощью которых образуется превосходная степень сравнения наречий, и перепиши их вместе с примерами в нужную графу таблицы.

  6. Проверь себя, рассмотрев таблицу на обратной стороне листа. При необходимости внеси нужные изменения


  1. Открой учебник на странице 97, § 36.

  2. Открой тетрадь с конспектами в разделе «Наречие» и запиши тему, указанную в параграфе.

  3. Прочитай пункт 1 параграфа.

  4. Перечерти данную таблицу в конспект.

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Составная форма






  1. Прочитай пункт 2 параграфа , подчеркни карандашом суффиксы, образующие простую форму сравнительной степени наречий.

  2. Запиши эти суффиксы вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  3. В пункте 2 подчеркни карандашом слова, образующие составную форму сравнительной степени.

  4. Запиши эти слова вместе с примерами в нужный раздел таблицы.

  5. Прочитай пункт 3 параграфа, подчеркни карандашом  слова, с помощью которых образуется превосходная степень сравнения наречий, и перепиши их вместе с примерами в нужную графу таблицы.

  6. Проверь себя, рассмотрев таблицу на обратной стороне листа. При необходимости внеси нужные изменения






Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.



Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.



Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.



Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.


Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.



Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.



Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.


Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.


Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.


Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!