Тема: Степени сравнения наречий. § 34.
7 класс.
Цель: повторить сравнительную степень прилагательных; выработать умение самостоятельно образовывать сравнительную и превосходную степени наречий по аналогии со степенями сравнения прилагательных. Повторить основные морфологические способы образования слов.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Степени сравнения наречий" 7 класс»
Тема: Степени сравнения наречий. § 34.
7 класс.
Цель: повторить сравнительную степень прилагательных; выработать умение самостоятельно образовывать сравнительную и превосходную степени наречий по аналогии со степенями сравнения прилагательных. Повторить основные морфологические способы образования слов.
Ход урока.
Организационнный момент.
I. Опрос.
Проверка домашнего упражнения 210. Укажите, с помощью каких наречий связаны данные предложения в упражнении.
Индивидуальное задание: поставить ударения, прочитать правильно наречия. Издавна — давно, надолго — задолго, заново — снова, спереди — впереди, засветло — светло.
II. Повторение сравнительной степени прилагательных.
1. От прилагательных громкий, длинный, тонкий образовать сравнительную и превосходную степень. На доске составляется таблица:
Сравнительная степень | Превосходная степень |
простая | составная | простая | составная |
громче длиннее(ей) тоньше | более или менее громкий длинный тонкий | длиннейший тончайший | самый, наиболее, наименее громкий длинный тонкий |
2. Индивидуальное задание: изобразить графически способ образования простой сравнительной и превосходной степени прилагательных. У доски работают 4 ученика, каждый заполняет примерами свою графу таблицы.
Объяснение нового материала. Образование сравнительной степени наречий, ее синтаксическая роль.
Чтение, анализ и составление плана к материалу, предложенному в учебнике на с. 100 - 101.
Выполнение упр. 212.
Сопоставление роли простой сравнительной степени прилагательных и наречий в предложении: 1) Анализ материала для наблюдений на с. 100. 2) Сопоставить примеры правого и левого столбика, затем придумать самому 2—3 примера на сопоставление наречий и прилагательных в сравнительной степени и записать их.
Сравнительная степень наречий (к а к?) | Сравнительная степень прилагательных (каков?) (к а к о в?) |
Гарун бежал быстрее лани. (М. Лермонтов.) Лучше выполните домашнее задание. | Лань быстрее коня. Старый друг лучше новых двух. |
Тренировочные упражнения.
Упр. 213.
Объяснительный диктант. Обозначить графически синтаксическую роль прилагательных и наречий.
Неохотно и несмело Чаще капли дождевые,
Солнце смотрит на поля. Вихрем пыль летит с полей,
(С. Есенин.) И раскаты громовые
Теперь вольнее всякий дышит. Все сердитей и смелей.
(А. Грибоедов.) (С. Есенин.)
Самостоятельная работа.
Образовать сравнительную степень наречий далеко, кратко, громко, быстро, рано, 2—3 из них включить в предложение.
Вспомнить пословицы с наречиями в сравнительной степени и записать их. Например: Тише едешь — дальше будешь. Утро вечера мудренее.
Индивидуальное задание: наречия и прилагательные, заключенные в скобки, употребить в сравнительной степени; графически объяснить способ образования этой формы.
Зимние ветры, сдувающие снег с полей, приходят (часто) всего с юга. В открытом поле ветер (сильный) и (резкий). Чем (крутой) склон, тем (быстро) бежит вода, тем (легко) ей вырыть в почве промоину.
VI. Дополнительные сведения в § 34. Обратить внимание: а) на орфоэпические нормы употребления сравнительной степени наречий: красивее, удобнее..., б) на некоторые особенности форм личных местоимений при употреблении их со сравнительной степенью наречий: с ним, к нему, о ней, но: лучше его, сильнее ее...
Домашнее задание: § 34. Выучить слова в рамках на с. 101. Упр. 215. Составить рабочие материалы к сочинению на тему «Утром перед школой», «Сборы в школу». Разобрать предложение В глубокий3 час разлуки лишь тверже3 настоящие сердца, лишь лучше3 помнят сыновья отца.
(К. Симонов.)