СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стебель. Внешнее и внутреннее строение.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Стебель. Внешнее и внутреннее строение.

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Цель

Образовательные: расширить знания учащихся о строении органов растительного организма; познакомить учащихся с особенностями строения; продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся;

Развивающие: создание условия для развития их познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности;

Воспитательные: умение работать с с натуральными объектами, лабораторным оборудованием, учебником

Задачи

Предметные: умение различать ар рисунках , таблицах и натуральных объектах прямостоячие, ползучие, поднимающиеся и другие виды стеблей; знание особенностей внутреннего строения древесного стебля; у4мение называть и показывать слои древесного стеля, различение растительных тканей, их образующие; умение определять возраст дерева по годичным кольцам.

Просмотр содержимого документа
«Стебель. Внешнее и внутреннее строение.»


Тема

Стебель. Внешнее и внутреннее строение.

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Цель

Образовательные: расширить знания учащихся о строении органов растительного организма; познакомить учащихся с особенностями строения; продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся;

Развивающие: создание условия для развития их познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности;

Воспитательные: умение работать с с натуральными объектами, лабораторным оборудованием, учебником

Задачи

Предметные: умение различать ар рисунках , таблицах и натуральных объектах прямостоячие, ползучие, поднимающиеся и другие виды стеблей; знание особенностей внутреннего строения древесного стебля; у4мение называть и показывать слои древесного стеля, различение растительных тканей, их образующие; умение определять возраст дерева по годичным кольцам.

Планируемые результаты

Метапредметные (УУД):

познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; применение полученных знаний в практической деятельности;

регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; умение представить результаты работы;

коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные: представление о сложности строения стеблей растений на основании знаний о функциях, которые они выполняют; принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ.

Кора (пробка, луб), камбий, древесина, сердцевина, годичные кольца, сосуды, трахеиды, ситовидные трубки.

Основные понятия


Учебник, печатная тетрадь

Скальпель, спилы древесных растений, лупа, микроскоп, микропрепарат «Ветка липы. Поперечный срез», таблица «Строение стебля», интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, компьютер.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Образовательные: расширить знания учащихся о строении органов растительного организма; познакомить учащихся с особенностями строения; продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся;

Развивающие: создание условия для развития их познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности;

Воспитательные: умение работать с натуральными объектами, лабораторным оборудованием, учебником

Межпредметные связи

Экология, география, физика.





Этап урока.

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: Подготовить учащихся к работе

Создает комфортную ситуацию для начала урока.

АМО «Улыбка»

Приветствуют учителя

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки.

Какие функции выполняет стебель растения?


Какие бывают стебли в зависимости от положения в пространстве?


Чем стебли травянистых растений отличаются от стеблей деревьев?


Что мы будем изучать сегодня?

Стебель выносит органы растения к свету, является местом прикрепления листьев и генеративных органов.


Выделяют прямостоячие, стелющиеся, цепляющиеся, стебли-лианы.

Стебли деревьев покрыты непрозрачным слоем, их сложно сломать, поскольку они укреплены большим количеством древесных волокон.

Нам предстоит изучить стебель, указав особенности его внешнего и внутреннего строения.

III. Актуализация знаний.

Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.

Организовать уточнение и согласование темы урока.

Организация учащихся на выполнение лабораторной работы № 9 «Внутреннее строение стебля». Работа выполняется по заданиям инструктивной карточки.

Лабораторная работа № 9.

Внутреннее строение побега.

Цель:

Оборудование:

Ход работы:

  1. Рассмотрите поперечный срез ветки древесного растения. Используя лупу найдите кожицу, пробку, луб, слой древесины и сердцевину. Опишите окраску и толщину каждого из указанных выше слоев. Подпишите и зарисуйте слои стебля.

  2. Сделайте продольный срез ветки. Отделите кору от древесины, попробуйте ее на прочность. Согните ее. Прочна ли кора? Что обеспечивает ей прочность и гибкость?

  3. Опишите поверхность древесины после того, как отделили кору. Какая она на ощупь? Почему? Испытайте древесину на прочность. Согните ее. Как вы можете объяснить тот факт, что древесина легко ломается?

  4. Рассмотрите сердцевину. Нажмите на нее кончиком препаровальной иглы. Прочна ли она? Сравните прочность древесины и сердцевины.

  5. Сделайте вывод о внутреннем строении побега древесного растения.

Физминутка.


























Результаты наблюдений и исследований заносят в тетрадь


IV. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

2) совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение.

Какие типы растительных тканей и функции, которые они выполняют в корне





Что вы можете сказать о функциях одних и тех же типах тканей корня и стебля?

Значение и тип каждого слоя растения подробнее мы изучим на следующем уроке.

Что можно узнать, изучая годичные кольца на спиле дерева?


Покровная ткань – защита, всасывание воды и минеральных веществ, образовательная – рост корня в длину, проводящая – проведение питательных веществ (восходящий и нисходящий ток), основная – запас питательных веществ, механическая – упругость.


Они сходны.



Можно узнать стороны света, возраст дерева, а также погодные условия каждого года, в котором росло дерево.

V. Первичная проверка понимания

Цель: Проверить и закрепить практические умения и навыки учащихся.

Дайте определения понятий пользуясь своими знаниями и дополняя их сведениями учебника.

Кора –

Пробка –

Луб –

Камбий –


Древесина –

Сердцевина –



Наружный слой дерева.

Слой отмерших клеток коры.

Внутренний слой коры

Слой образовательной ткани, обеспечивающий рост дерева в толщину.

Слой, расположенный между камбием и сердцевиной.

Внутренний слой стебля, в котором откладывается запас питательных веществ.

VI. Этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Отработка знаний, полученных на уроке, углубление знаний по предмету

Параграф 23 учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа.

Отдельные учащиеся получают задание подготовить сообщения о особенностях проводящих тканей (трахеиды и сосуды).

Делают записи в дневниках.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

Отмечаем удачные ответы и не очень; выставляем отметки.

благодарность за урок,

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.


Подводят итог работы на уроке.



Отвечают несколько учеников.

На уроке я работал…

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался…

За урок я…

. Мое настроение...

Материал урока мне был…

Домашнее задание мне кажется…



Лабораторная работа № 9.

Внутреннее строение побега.

Цель:

Оборудование:

Ход работы:

  1. Рассмотрите поперечный срез ветки древесного растения. Используя лупу найдите кожицу, пробку, луб, слой древесины и сердцевину. Опишите окраску и толщину каждого из указанных выше слоев. Подпишите и зарисуйте слои стебля.

  2. Сделайте продольный срез ветки. Отделите кору от древесины, попробуйте ее на прочность. Согните ее. Прочна ли кора? Что обеспечивает ей прочность и гибкость?

  3. Опишите поверхность древесины после того, как отделили кору. Какая она на ощупь? Почему? Испытайте древесину на прочность. Согните ее. Как вы можете объяснить тот факт, что древесина легко ломается?

  4. Рассмотрите сердцевину. Нажмите на нее кончиком препаровальной иглы. Прочна ли она? Сравните прочность древесины и сердцевины.

Сделайте вывод о внутреннем строении побега древесного растения.

  1. Рассмотрите микропрепарат «Ветка липы. Поперечный срез» сначала при увеличении в 56, а затем в 300 раз.

  2. На срезе найдите покровные ткани – кожицу, а под ней – слой пробки. Какую функцию выполняют кожица и пробка?

  3. Рассмотрите клетки коры. Найдите луб и рассмотрите ситовидные трубки и лубяные волокна. Каковы их функции? Какие еще клетки входят в состав луба?

  4. На микропрепарате найдите и рассмотрите образовательную ткань – камбий. какова форма клеток камбия? Какую функцию они выполняют?

  5. Рассмотрите клетки древесины. Найдите сосуды и волокна. Каковы их функции?

  6. Найдите на микропрепарате клетки сердцевины. Какую функцию они выполняют?

Заполните результаты своей работы в виде таблицы:


Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

Кора

кожица

пробка




Луб




Камбий




Древесина




Сердцевина







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!