Г. Р. Державин
«Властителям и судиям».
Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры, их горделивые разоблачал кумиры
А.С.Пушкин
Особым качеством Державина была его прямота («Горяч и в правде чёрт») : он был искренен с властями и не боялся говорить им правду в глаза, считал, что именно в этом долг гражданина.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности: ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения в 1796 г. Павла I не пришел к власти законным путем. XVIII в. — это век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к
Убийство Павла I в Михайловском замке. Французская гравюра
Лансере воцарение Елизаветы Петровны 25 ноября 1741 года.
абсолютной и бесконтрольной власти людей, отнюдь не соответствовавших не только идеалу просвещенного монарха, но и представлениям о роли монарха в государстве.
Во второй половине 18 века поэты начинают обращаться к социальным и политическим темам, рассуждая о судьбе своей страны и о жизни простого народа в ней. Стихотворение «Властителям и судиям» (1780 год) – яркий тому пример и занимает особое место в творческом наследии Г. Державина.
Стихотворение, написанное в 1780 году, не было допущено к публикации цензурой,
«Властителям и судиям» - «гневная ода», по определению самого поэта. Данное произведение - смелое поэтическое переосмысление
81 псалма библейского царя Давида, который страстно и гневно обличал своих врагов.
но в 1788 году напечатано в журнале «Зеркало».
В 1795 году Державин включает произведение в рукописный сборник, подаренный Екатерине II, после чего встречает во дворце крайнюю холодность.
Прочитав стихотворение, Екатерина II пришла в ярость. По свидетельству самого поэта, оно было названо «якобинским». Такая характеристика выражала явную угрозу для автора. Во время французской революции(1795г.) якобинцы распевали 81 псалом как революционный гимн.
Псалом - религиозная песнь. Авторство большинства библейских
псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду.
Псалтирь – 19-я книга Ветхого Завета. Состоит из 150 псалмов.
ПСАЛОМ 81
Бог встал в сонме богов и
произнес суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость. Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы. Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Восстань, Боже, суди землю;
ибо Ты наследуешь все народы.
ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ
Не внемлют! — видят и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! — Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья, —
Но вы, как я, подобно страстны
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Гавриил Державин
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Изначально стихотворение
так и называлось
«Ода. Извлечение из псалма 81». Позже оно было изменено на «Властителям и судиям» . Почему?
Основой стихотворения стал 81–й псалом Асафа.
Во втором варианте сразу заявлен адресат.
Смысловые акценты перемещены из духовной сферы на землю. Автор говорит не о царях, а прежде всего о плохо исполняющих свои обязанности вельможах и судьях.
Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части?
Первая строфа стихотворения начинается с описания будущего божьего суда. Державин утверждает, что закон должен быть для всех один. А «земные боги», то есть люди, наделённые властью, должны стоять на его страже. Ведь испокон веков царь для простого человека в России – правитель, наделенный властью самим богом. На царя надеялись и верили ему, потому что его руками правит сам Всевышний.
В оде «Властителям и судиям» можно выделить 4 части:
строфа № 1
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
2) строфы №№ 2 – 3
3) строфы №№ 4 – 6
4) строфа № 7
Путешествие Екатерины 1787. Аллегория.
Напоминание Бога «властителям и судиям» о том, что они должны делать, занимая свой высокий пост. По мнению поэта, представители власти обязаны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Однако, к сожалению, чиновники обеспокоены лишь собственными интересами. Поэт обращается к властителям, убеждая их жить по совести.
строфы №№ 2 – 3
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Горькое разочарование
лирического героя в «сильных мира сего», автор с горечью говорит о неравенстве, бедственном положении простого народа, нищете, несправедливости и прочих «злодействах». Чиновники обеспокоены лишь собственными интересами, закрывая глаза на остальную Россию. За взятку они готовы покрыть любое преступление.
Это больше не божьи наместники на Земле. Державин утверждает, что такая бесчеловечность со стороны власти не может остаться безнаказанной. Гневный поэт не только обличает власть имущих, но и выносит им приговор.
строфы №№ 4 – 6
Не внемлют! — видят и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! — Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья, —
Но вы, как я, подобно страстны
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
строфа № 7
Призыв лирического героя
к Богу карать нечестных и быть единым царем земли. Державин признает, что монархия – это власть, никто не может выступать «судьей» для нее. Никто, кроме самого бога и взывает к Богу как к высшему судье.:
«Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!».
Если вспомнить, что царь считался помазанником Божьим, то есть исполнителем воли Бога, станет понятно, почему Державина за эти стихи едва не отправили в опалу: эти строки,– прямой призыв к революции и свержению монархического
строя.
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ:
1. Образ Бога неотделим от
сколько групп в ней можно выделить?
правосудия. Поэт призывает его
стать единым царем Земли,
Охарактеризуйте их.
то есть выражает стремление к справедливости и добродетели.
По его мнению, только такой
закон должен управлять людьми.
В системе художественных образов оды «Властителям и судиям» можно выделить 4 группы:
- Бог;
- земные правители;
- лирический герой – автор
- простой народ
2. Центральное место в произведении «Властителям и судиям» занимает образ чиновников. Автор отобразил произвол бюрократов — людей, абсолютно равнодушных к проблемам общества.
Поэт иронично нарекает их
«земными богами». Бюрократы выступают
в качестве настоящих «вредителей», тормозящих развитие общества.
Корысть ослепляет их.
3) Лирический герой – автор
(посредник между Богом и земными правителями).
Лирический герой не отделяет себя от чиновников. По его мнению, все люди падки на соблазны, все имеют изъяны. Однако кто-то борется с собой и помнит о божественном правосудии, а кто-то забывает о морали и своем долге.
4) простой народ – люди,
которые ждут помощи от властителей и судей, но не получают ее.
П. А. Федотов «Передняя частного пристава накануне
большого праздника»
Поэт напоминает,
что всех нас на том свете ждет суд, которого не избежать, который не подкупить.
ТЕМА.
Центральное место в стихотворении «Властителям и судиям» занимает тема правосудия. Автор призывает Бога судить «лукавых» и прекратить произвол. Он перечисляет, что конкретно нужно исправить, и обличает тех, кто в ответе за злодеяние.
Икона "СТРАШНЫЙ
СУД"
1399
ПРОБЛЕМЫ.
Проблема
ЗЕМНОЙ ВЛАСТИ .
Автор заявляет о том, что только Бог может осуществить правосудие и решать, как нам поступать. Его власть — главная, поэтому мы должны жить по его законам — правилам морали и добродетели.
Основная проблема стихотворения «Властителям и судиям» — ПРОИЗВОЛ чиновников и других государственных деятелей.
СМЕРТЬ.
Автор связывает с ее наступление надежду на божественную справедливость. Для людей смерть — уравнивающее начало, которое ставит на одну чашу раба и господина. Поэтому важно жить достойно — смерть все равно расставит все по своим местам, каждому воздастся за содеянное.
Что прославляет
Г.Р. Державин в оде?
Поэт прославляет закон, высшую справедливость. Лишь мораль должна претендовать на абсолютную власть — такова главная мысль стихотворения «Властителям и судиям». Именно поэтому оно так не понравилось царице и ее окружению. Автор настаивает на том, что только Божий закон имеет значение в жизни людей. Так что произвол чиновников греховен по своей природе. За него они будут отвечать перед Богом.
А что было главным
в содержании «Оды на день восшествия…» М.В. Ломоносова?
Прославление императрицы Елизаветы, её отца, Петра I. Но Ломоносов восхваляет не только великих людей, но и родную природу, её богатства, учёных, которые эти богатства могут обратить на благо человека.
«покрыты мздою очеса» –
«властители и судии» не видят
беззакония, потому что мзда (взятка) отняла у них способность замечать несправедливость; «злодействы землю потрясают»; «неправда зыблет небеса» (зыбить (устар., поэт.) – колыхать, колебать что-либо).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ЯЗЫКА ОДЫ
(найдите эпитеты, метафоры, сравнения).
ЭПИТЕТЫ:
всевышний Бог, земной бог (метафорический эпитет, так как властители образно названы земными богами), боги властны , вы страстны , вы смертны , увядший лист.
СРАВНЕНИЯ:
«Но вы, как я подобно, страстны , / И так же смертны , как и я ». «И вы подобно так падете , / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете , / Как ваш последний раб умрет!»
МЕТАФОРЫ:
«исторгнуть бедных из оков» - освободить людей от оков нужды, бедности;
Однако они выступают
в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает своё стихотворение более торжественным, и восклицательные предложения. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. В этом заключается «жанровая» специфика оды. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.
НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ
ОРАТОРСКОГО СТИЛЯ.
- Монолог.
- Обращение к многочисленной аудитории.
- Цель: убедить, вразумить.
- Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер .
- Эмоциональная насыщенность.
- Использование специальных художественных приёмов, изобретательных и выразительных средств языка.
- Полемичность.
В каком «штиле» написано данное произведение? Докажите это.
Риторические восклицания
(«Не внемлют! видят-и не знают!» и др.) придают речи возвышенность, эмоциональность и способствуют также созданию высокого стиля.
Высоким стилем написана ода, автор наряду с русскими словами использует много устаревших высоких поэтических слов и церковно-славянскую лексику : «восстал», «мзда», «не внемлют», «всевышний», «во сонме», «доколе», рек, «злодействы», «щадить», «исторгнуть», «очеса», «зыблет», «мнил», «с древ» (с деревьев), «раб», «не взирать», придающую торжественность, что связано с гражданско-патриотической направленностью оды..
ОСОБЕННОСТИ СИНТАКСИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОДЫ
- СКАЗУЕМЫЕ в форме кратких прилагательных («властны», «страстны», «смертны»).
Таким образом, основную сюжетно-событийную нагрузку в оде несут сказуемые.
- СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ (одинаковая расстановка членов предложения в соседних строках (« Злодействы землю потрясают , / Неправда зыблет небеса», «И вы подобно так падете , / Как с древ увядший лист падет ! / И вы подобно так умрете , / Как ваш последний раб умрет !»
- АНАФОРА (единоначатие строк): «Ваш долг…» (строки №№ 5 и 9), «Но вы…», «И вы…», «И вы…» (строки №№ 19, 21, 23), союз «И» (строки №№ 20, 21, 23, 26, 28);
- ОДНОРОДНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ в форме инфинитива («щадить», «сохранить», «не взирать», «не оставлять», «спасать», «подать», «защищать», «исторгнуть»),
- СКАЗУЕМЫЕ в форме глаголов настоящего времени («не внемлют», «видят», «не знают», «потрясают», «зыблет»),
Исследователи
называют Державина
одним из самых христианских писателей русской литературы. Гражданская поэзия, облеченная в библейскую форму, перейдет из XVIII в XIX век. Вслед за стихотворением «Властителям и судиям» появятся пушкинский и лермонтовский «Пророк», «Думы» Рылеева, произведение Грибоедова «Давид», а также переложения псалмов поэтами-декабристами.
Державин в данной оде выступает как новатор: он соединяет старославянскую лексику
с общеупотребительными словами,
говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не воспевает правителя, как это должно быть в оде классицизма, а разоблачает пороки царей и вельмож.