СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворения А.А. Блока «Сны» «Ворона»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 3

Тема урока: Стихотворения А.А. Блока «Сны» «Ворона»

Тип урока: урок изучения нового

Цель: знакомство учащихся с произведениями Александра Александровича Блока «Сны», «Ворона»

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.А. Блока
  • Формировать умение представлять картины, изображенные в стихотворении;
  • Продолжить формирование навыка выразительного чтения вслух, отражая при этом настроение стихотворения;

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
  • Развивать умение формировать и высказывать свою точку зрения посредством анализа произведения;
  • Содействовать развитию умения находить ответы на поставленные вопросы посредством работы с текстом.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к уроку литературного чтения

Планируемые результаты

Предметные:

  • Ознакомлены с новыми произведениями посредством прослушивания аудиозаписи;
  • Демонстрируют навыки выразительного чтения произведения, отражая при этом настроение стихотворения;

Метапредметные:

ПУУД: Находят ответы на поставленные вопросы посредством работы с текстом;

РУУД: Демонстрируют умение анализировать, обобщать и сравнивать;

КУУД: Высказать свою точку зрения через анализ произведения.

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

Приветствие

2.Подготовка к первичному восприятию

Послушайте небольшое стихотворение:

Все мы знаем: Чтение – лучшее учение На уроке почитаем, Много нового узнаем.

Сегодня на уроке мы продолжим работать в разделе «Поэтическая тетрадь 1». Скажите, стихотворения какого автора вы изучали в этом разделе?

-Хорошо, а продолжим мы знакомиться с творчеством Александра Александровича Блока.

Главные темы стихов Блока - Родина, люди, животные, любовь, природа.

Открываем учебник на стр. 51. Прочитаем, как называется стихотворение?

-Стихотворение «Сны» было написано в 1912 году. Это одно из самых ярких детских произведений Блока.

-Посмотрите в учебнике на иллюстрации к стихотворению. Предположите о чём будет рассказываться в стих-е?

-Набегавшись и наигравшись, ребята бежали домой,  хорошо погреться дома у теплой печки, а затем, забравшись на неё или удобно устроившись в кроватке, с замиранием сердца слушать сказку, рассказанную доброй бабушкой или нянюшкой. Об этом стихотворение А. Блока «Сны».

-Ребята, а какие сны снятся вам?

-Ребята, перед знакомством с произведением, нужно разобрать слова, которые в процессе чтения могут вызвать у вас сомнения и затруднения в понимании текста.

Словарная работа

- Ребята, посмотрите на слайд, кто может объяснить значение этих слов?

(Лампадка, внемлю, в латах, под порчами, дрёмные покровы).

Учащиеся называют значение некоторых слов.

-Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами узнаём значение тех слов, которые вы не назвали.

Лампадка – небольшой светильник с фитилём наполненный маслом, который зажигают перед иконой

Внемлю - слушаю, внимательно слушаю отношусь к чему-либо с большим вниманием;

Дрёмные покровы - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать, и невольно закрываются глаза;

Парча – тяжёлая ткань из шелка с узором, выполненными металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами.

-Хорошо, слова мы разобрали

 

 

Саши Чёрного (Воробей, что ты тискаешь утёнка)

А.А.Блока «Ветхая избушка»

 

 

 

 

 

«Сны»

 

 

 

 

 

 

-О сказках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рассказы детей)

3.Первичное восприятие текста

 

-Теперь, ребята, вы послушаете это произведение. Во время прослушивание представьте себе картину, как вы маленькие ложитесь спать, а мама или бабушка  читает вам сказку на ночь.

 (Учитель включает аудиозапись с прочтением стихотворения)

 

4.Проверка первичного восприятия.

 

- Понравилось ли вам это стих-е?

-Согласны ли вы, что это произведение посвящено снам\детству?

-Какие чувства возникли у вас при прослушивании стих-я?

-Как нужно читать это стихотворение?

 

 

 

-Какое настроение передано в стихотворении?

-А какие сказки вы вспомнили, слушая это стихотворение?

 

 

 

 

 

 

 

Неторопливо, плавно; только слова: «раз-два, раз-два, раз» проговаривать четко, ритмично.

Сонное, сказочное, волшебное

«Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.

5.Постановка учебной задачи.

- Теперь, ребята, мы еще раз внимательно и выразительно перечитаем стихотворение, соблюдая все интонации, которые мы проговорили.

Читать будем по цепочке по четверостишиям. Начнем с первого ряда.

 

6.Анализ произведения.

-Что автор вложил в стихотворение?

-Дети как вы думаете, чем пропитано стихотворение?

– Почему мальчик любит зелёный луч лампадки?

 

 

 

 

-О ком, говорится в стихотворении?

Прочитайте строки в стих-е, где говорится, что именно няня рассказывает сказку.

-Скажите, где происходит событие, о котором говорится в стих-е?

 

-А мальчик хочет спать или нет? Прочитайте абзац, где это говорится.

 

 

– Как вы думаете, почему автору «жалко уснуть»?

-Найдите в стих-е абзац, в котором говорится о чём рассказывает няня мальчику.

-Молодцы.

-Как вы думаете, что автор хотел показать или к чему призывает в своём стих-и?

Свои воспоминания о  детстве

-Добротой, теплом

-Потому что, засветив лампадку, няня начинает рассказывать сказку, которую он с нетерпением ждет.

-В стих-е говорится о мальчике и его няни.

Идёт конница..а няня

Тянет свой рассказ.

Событие происходит дома, мальчик лежит в своей кроватке.

И пора уснуть, да жалко, не хочу уснуть! Конь качается качалка, на коня б скакнуть!

- Он боится пропустить хоть одно слово из сказки.

Внемлю сказке древней, о богатырях, о заморской, о царевне.

 

Автор в этом стих-и хотел показать как дорого ему детство, няня, которая каждую ночь рассказывала ему сказки. Автор призывает нас ценить и любить не только детство, но и людей который окружают нас.

7.Обобщение.

-Теперь нам нужно познакомиться со следующим произведением Александра Блока. У Саши Чёрного вы читали стих-е о воробье, а вот А. Блок написал стих-е о другой птице, которую так же часто можно встретить в любом дворе, и стих-е называется «Ворона».

-Ребята, опять же, перед знакомством с произведением, нужно разобрать слова, которые в процессе чтения могут вызвать у вас сомнения и затруднения в понимании текста.

Словарная работа

- Ребята, посмотрите на слайд, кто может объяснить значение этих слов?

(покатой, вешние звоны, привольно).

Учащиеся называют значение некоторых слов.

-Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами узнаём значение тех слов, которые вы не назвали.

покатая - наклонная поверхность вешние звоны - весенние звоны

привольно - свободно

-Хорошо, слова мы разобрали

Сейчас вы послушаете это стих-е, во время прослушивания попробуйте представить себе ворону.

Какую ворону вы себе представили?

 

Обратим внимание на вопросы на стр. 54. Сейчас отвечая на вопросы, мы перечитаем еще раз произведение.

.., прочитаем первый вопрос.

 

 

 

 

Что такое эпитет?

 

 

Прочитаем первые две строчки и найдём слово, дающее дополнительную окраску вороне.

 

-Молодец, второй вопрос звучит так: Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? Найди нужные строки.

-Ищем строки в стих-е. Читаем.

 

-Третий вопрос. Каким образом поэту удалось показать, что ворона была любопытной? Обрати внимание на вопросительное предложение.

-Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.

-Молодцы, четвертый вопрос. Прочитайте его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Следующий вопрос, как вы понимаете строку « А уж воздухе – вешние звоны».

Вешние звоны, какое имеют значение? Кто запомнил?

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас вы  еще раз перечитаете стих-е «Ворона», но делать это вы будете в парах, читать друг другу. Читать будете по четверостишиям. Первый прочитал четыре строки, дальше сосед, он прочитал, затем ты и так далее до конца стих-я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Она лохматая, взъерошенная. Она любопытная и ей хочется поиграть в свои игрушки. Она внимательная, может углядеть стружку под травой. Она весёлая и забавная, ей радостно жить, она не унывает.

1. Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону?

Эпитет это слово, которое дает дополнительную окраску предмету или явлению. 

-Здесь ему помогает слово лохматой.

2.Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком.

 

 

3.Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? Как настроение вороны помогает передать восклицательное предложение?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать

 ей привольно!..

Весенние звоны

Приход весны сопровождается различными изменениями в природе. Это звук капели, звук талой воды, ручья. Об этих звуках и говорит данная строка.

8.Итог урока. Рефлексия. Информация о домашнем задании. 

-Сейчас я предлагаю вам выразительно прочитать то стих-е, которое вас больше всего понравилось. (2-3 ученика).

Давайте еще раз назовем автора и названия стихотворений, с которыми мы сегодня познакомились.

 

Вы прочитали три стихотворения А. Блока. О ком они: о животных

или о людях?

-Ребята, у вас на партах лежат листы, на них анкета. Возьмите ручку и подчеркните в анкете подходящий вам вариант. Оцените свою работу на уроке.

На уроке я работал

Активно \ Не активно

Своей работой на уроке я

Доволен \ Не доволен

Урок для меня показался

Коротким \ Длинным

За урок я

Не устал \Устал

Мое настроение

Стало лучше \ стало хуже

Материал урока мне был

Понятен \ не понятен

Полезен \ не полезен

Интересен \ скучен

Домашнее задание мне кажется

Легким \ трудным

Интересным \ не интересным

-Кто желает прочитать, что у него получилось?

Домашнее задание

Или выразительное чтение стр. 51-52 (стих-я «Сны» и «Ворона»

Или выучить одно понравившиеся  стих-е А.А. Блока наизусть (Ветхая избушка, Сны, Ворона)

 

 

 

Александр Александрович Блок

«Сны» и «Ворона».

 

 

Просмотр содержимого документа
«Стихотворения А.А. Блока «Сны» «Ворона»»

Класс: 3

Тема урока: Стихотворения А.А. Блока «Сны» «Ворона»

Тип урока: урок изучения нового

Цель: знакомство учащихся с произведениями Александра Александровича Блока «Сны», «Ворона»

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.А. Блока

  • Формировать умение представлять картины, изображенные в стихотворении;

  • Продолжить формирование навыка выразительного чтения вслух, отражая при этом настроение стихотворения;

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;

  • Развивать умение формировать и высказывать свою точку зрения посредством анализа произведения;

  • Содействовать развитию умения находить ответы на поставленные вопросы посредством работы с текстом.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к уроку литературного чтения

Планируемые результаты

Предметные:

  • Ознакомлены с новыми произведениями посредством прослушивания аудиозаписи;

  • Демонстрируют навыки выразительного чтения произведения, отражая при этом настроение стихотворения;

Метапредметные:

ПУУД: Находят ответы на поставленные вопросы посредством работы с текстом;

РУУД: Демонстрируют умение анализировать, обобщать и сравнивать;

КУУД: Высказать свою точку зрения через анализ произведения.



Ход урока

Этапы урока

Задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной дея-ти

1.Организационный этап.

Подготовить учащихся к работе на уроке

-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

Приветствие

Фронтальная

Беседа

2.Подготовка к первичному восприятию

Создать эмоциональный настрой для воспроизведения произведения. Оживить жизненный опыт

Послушайте небольшое стихотворение:

Все мы знаем:
Чтение – лучшее учение
На уроке почитаем,
Много нового узнаем.

Сегодня на уроке мы продолжим работать в разделе «Поэтическая тетрадь 1». Скажите, стихотворения какого автора вы изучали в этом разделе?

-Хорошо, а продолжим мы знакомиться с творчеством Александра Александровича Блока.

Главные темы стихов Блока - Родина, люди, животные, любовь, природа.

Открываем учебник на стр. 51. Прочитаем, как называется стихотворение?

-Стихотворение «Сны» было написано в 1912 году. Это одно из самых ярких детских произведений Блока.

-Посмотрите в учебнике на иллюстрации к стихотворению. Предположите о чём будет рассказываться в стих-е?

-Набегавшись и наигравшись, ребята бежали домой, хорошо погреться дома у теплой печки, а затем, забравшись на неё или удобно устроившись в кроватке, с замиранием сердца слушать сказку, рассказанную доброй бабушкой или нянюшкой. Об этом стихотворение А. Блока «Сны».

-Ребята, а какие сны снятся вам?

-Ребята, перед знакомством с произведением, нужно разобрать слова, которые в процессе чтения могут вызвать у вас сомнения и затруднения в понимании текста.

Словарная работа

- Ребята, посмотрите на слайд, кто может объяснить значение этих слов?

(Лампадка, внемлю, в латах, под порчами, дрёмные покровы).

Учащиеся называют значение некоторых слов.

-Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами узнаём значение тех слов, которые вы не назвали.

Лампадка – небольшой светильник с фитилём наполненный маслом, который зажигают перед иконой

Внемлю - слушаю, внимательно слушаю отношусь к чему-либо с большим вниманием;

Дрёмные покровы - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать, и невольно закрываются глаза;

Парча – тяжёлая ткань из шелка с узором, выполненными металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами.

-Хорошо, слова мы разобрали



Саши Чёрного (Воробей, что ты тискаешь утёнка)

А.А.Блока «Ветхая избушка»






«Сны»







-О сказках.














(рассказы детей)


3.Первичное восприятие текста


1.Познакомить с произведением

2. Обеспечить эмоциональность восприятия интереса к произведению у учащихся

-Теперь, ребята, вы послушаете это произведение. Во время прослушивание представьте себе картину, как вы маленькие ложитесь спать, а мама или бабушка читает вам сказку на ночь.

(Учитель включает аудиозапись с прочтением стихотворения)



4.Проверка первичного восприятия.


1. Дать возможность поделиться учащимся воспоминаниями

2. Выявить качества восприятия текста

- Понравилось ли вам это стих-е?

-Согласны ли вы, что это произведение посвящено снам\детству?

-Какие чувства возникли у вас при прослушивании стих-я?

-Как нужно читать это стихотворение?




-Какое настроение передано в стихотворении?

-А какие сказки вы вспомнили, слушая это стихотворение?








Неторопливо, плавно; только слова: «раз-два, раз-два, раз» проговаривать четко, ритмично.

Сонное, сказочное, волшебное

«Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.


5.Постановка учебной задачи.

1.Мотивировать учащихся на перечитывание текста

2. Вызвать потребность в анализе произведения

- Теперь, ребята, мы еще раз внимательно и выразительно перечитаем стихотворение, соблюдая все интонации, которые мы проговорили.

Читать будем по цепочке по четверостишиям. Начнем с первого ряда.



6.Анализ произведения.

1. Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею

2. Формировать читательские умения

-Что автор вложил в стихотворение?

-Дети как вы думаете, чем пропитано стихотворение?

– Почему мальчик любит зелёный луч лампадки?





-О ком, говорится в стихотворении?

Прочитайте строки в стих-е, где говорится, что именно няня рассказывает сказку.

-Скажите, где происходит событие, о котором говорится в стих-е?


-А мальчик хочет спать или нет? Прочитайте абзац, где это говорится.



– Как вы думаете, почему автору «жалко уснуть»?

-Найдите в стих-е абзац, в котором говорится о чём рассказывает няня мальчику.

-Молодцы.

-Как вы думаете, что автор хотел показать или к чему призывает в своём стих-и?

Свои воспоминания о детстве

-Добротой, теплом

-Потому что, засветив лампадку, няня начинает рассказывать сказку, которую он с нетерпением ждет.

-В стих-е говорится о мальчике и его няни.

Идёт конница..а няня

Тянет свой рассказ.

Событие происходит дома, мальчик лежит в своей кроватке.

И пора уснуть, да жалко, не хочу уснуть! Конь качается качалка, на коня б скакнуть!

- Он боится пропустить хоть одно слово из сказки.

Внемлю сказке древней, о богатырях, о заморской, о царевне.


Автор в этом стих-и хотел показать как дорого ему детство, няня, которая каждую ночь рассказывала ему сказки. Автор призывает нас ценить и любить не только детство, но и людей который окружают нас.


7.Обобщение.

1.Обобщить результаты анализа произведения

2.Обеспечить целостное восприятие произведения

-Теперь нам нужно познакомиться со следующим произведением Александра Блока. У Саши Чёрного вы читали стих-е о воробье, а вот А. Блок написал стих-е о другой птице, которую так же часто можно встретить в любом дворе, и стих-е называется «Ворона».

-Ребята, опять же, перед знакомством с произведением, нужно разобрать слова, которые в процессе чтения могут вызвать у вас сомнения и затруднения в понимании текста.

Словарная работа

- Ребята, посмотрите на слайд, кто может объяснить значение этих слов?

(покатой, вешние звоны, привольно).

Учащиеся называют значение некоторых слов.

-Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами узнаём значение тех слов, которые вы не назвали.

покатая - наклонная поверхность вешние звоны - весенние звоны

привольно - свободно

-Хорошо, слова мы разобрали

Сейчас вы послушаете это стих-е, во время прослушивания попробуйте представить себе ворону.

Какую ворону вы себе представили?


Обратим внимание на вопросы на стр. 54. Сейчас отвечая на вопросы, мы перечитаем еще раз произведение.

.., прочитаем первый вопрос.





Что такое эпитет?



Прочитаем первые две строчки и найдём слово, дающее дополнительную окраску вороне.


-Молодец, второй вопрос звучит так: Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? Найди нужные строки.

-Ищем строки в стих-е. Читаем.


-Третий вопрос. Каким образом поэту удалось показать, что ворона была любопытной? Обрати внимание на вопросительное предложение.

-Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.

-Молодцы, четвертый вопрос. Прочитайте его.














- Следующий вопрос, как вы понимаете строку « А уж воздухе – вешние звоны».

Вешние звоны, какое имеют значение? Кто запомнил?








Сейчас вы еще раз перечитаете стих-е «Ворона», но делать это вы будете в парах, читать друг другу. Читать будете по четверостишиям. Первый прочитал четыре строки, дальше сосед, он прочитал, затем ты и так далее до конца стих-я.




























Она лохматая, взъерошенная. Она любопытная и ей хочется поиграть в свои игрушки. Она внимательная, может углядеть стружку под травой. Она весёлая и забавная, ей радостно жить, она не унывает.

1. Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону?

Эпитет это слово, которое дает дополнительную окраску предмету или явлению.

-Здесь ему помогает слово лохматой.

2.Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком.



3.Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? Как настроение вороны помогает передать восклицательное предложение?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать

ей привольно!..

Весенние звоны

Приход весны сопровождается различными изменениями в природе. Это звук капели, звук талой воды, ручья. Об этих звуках и говорит данная строка.


8.Итог урока. Рефлексия. Информация о домашнем задании.


-Сейчас я предлагаю вам выразительно прочитать то стих-е, которое вас больше всего понравилось. (2-3 ученика).

Давайте еще раз назовем автора и названия стихотворений, с которыми мы сегодня познакомились.


Вы прочитали три стихотворения А. Блока. О ком они: о животных

или о людях?

-Ребята, у вас на партах лежат листы, на них анкета. Возьмите ручку и подчеркните в анкете подходящий вам вариант. Оцените свою работу на уроке.

На уроке я работал

Активно \ Не активно

Своей работой на уроке я

Доволен \ Не доволен

Урок для меня показался

Коротким \ Длинным

За урок я

Не устал \Устал

Мое настроение

Стало лучше \ стало хуже

Материал урока мне был

Понятен \ не понятен

Полезен \ не полезен

Интересен \ скучен

Домашнее задание мне кажется

Легким \ трудным

Интересным \ не интересным

-Кто желает прочитать, что у него получилось?

Домашнее задание

Или выразительное чтение стр. 51-52 (стих-я «Сны» и «Ворона»

Или выучить одно понравившиеся стих-е А.А. Блока наизусть (Ветхая избушка, Сны, Ворона)




Александр Александрович Блок

«Сны» и «Ворона».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!