СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили руководства образовательным учреждением

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный образовательный кейс позволяет максимально самостоятельно изучить представленную тему. Метод образовательного кейса может с успехом использоваться на уроках в школе.

Просмотр содержимого документа
«Стили руководства образовательным учреждением»

Тема: «Стили руководства образовательным учреждением»

Образовательная область: Менеджмент в образовании.

Раздел: Стили руководства.

Подраздел: Классификация стилей руководства.

Цели: содействовать изучению темы «Стили руководства образовательным учреждением»;

- развивать навыки анализа и критического мышления, общения в группе, умение работать с информацией;

- воспитывать самостоятельность и оригинальность мышления, способность к самоконтролю.

Аналитический кейс (Case-incidentmethod) с использованием методов инцидента, ситуационно-ролевой игры, дискуссии.

Предлагаемая ситуация:

Карточка № 1.

В небольшую сельскую школу приходит новый директор, молодой мужчина, учитель истории и обществознания Сергей Иванович В. Проработав месяц, он понимает, что коллектив, которым ему предстоит руководить, очень непростой. И вроде бы внешне всё прекрасно, все милые люди, точнее сказать, леди… Чисто женский коллектив, даже учителя физкультуры и технологии – женщины. Сергей Иванович заметил, что коллектив разделён на три группы. В первую входили учителя-стажисты. За ними стоит опыт, понимание психологии начальства и уверенность в том, что они всё знают, всё делают правильно и «не надо нас учить». Вторую группу составляли учителя-активисты. Они всё время погружены в какие-то проекты, используют новые технологии и методы и рады ими делиться с коллегами. Они участвуют в разных конкурсах, конференциях и часто, по уважительным причинам, отсутствуют на своем рабочем месте. В третью группу входят учителя, готовые в любой момент примкнуть к любой из групп. Этакие «шатуны». От них не знаешь, чего ожидать…





Карточка № 2


Что же делать? Как мне себя с ними вести? Они ведь разорвут меня на части! Нужно найти какой-то свой стиль общения с коллективом.

Да, что-то вспоминается из университетской программы, мы же изучали кое-что о стиле руководства педагогическим коллективом. Придётся снова открыть учебник по менеджменту и повторить, что такое стиль руководства…


Карточка № 3

Вот это да! Сколько определений! И какое же из них правильное?

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «СТИЛЬ РУКОВОДСТВА»?Д. П. Кайдалов и Е. И. Суименко считают, что стиль руководства - "это устойчивая совокупность личностных, субъективно-психологических характеристик руководителя, с помощью которых реализуется тот или иной метод руководства". Это же определение приводится и в «Психологическом словаре" под ред. В. И. Войтко. "Стиль руководства, - пишет Р. X. Шакуров - это система способов деятельности, постоянно повторяется, имеет внутреннюю гармонию и целостность и обеспечивает эффективное осуществление функций управления в данных конкретных условиях. Понятие" стиль "в узком смысле занимает лишь особенности общения руководителя с людьми, а в широком смысле отражает все существенные функционально значимые черты его деятельности ". А. Л. Журавлев "под стилем руководства понимает индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций". А. М. Омаров трактует стиль как "особую форму сообщения производственной функции руководителя и его функций регулирования личностных отношений между членами подчиненного ему коллектива". М.Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури определяют стиль руководства как "обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей". Помогите! Нужно выбрать главные признаки понятия стиля руководства и выработать для себя рабочее определение…

Карточка № 4 (для проверки)


Спасибо за помощь! Ну, с этим разобрались.

Анализ определений понятия "стиль руководства" различными авторами показывает такие существенные признаки понятия стиля : - Совокупность методов, приемов, которые применяет руководитель; - Система приемов, способов, которая имеет относительную стабильность; - Индивидуальные особенности личности, труда, отношение и общение с подчиненными, коллегами, руководителями; - Типичные, обобщенные способы управления; - Направленность способов руководства на эффективное достижение поставленных целей и задач.

Итак, стиль руководства - это система методов, приемов, средств, которые доминируют в управленческой деятельности менеджера образования, а также индивидуальные особенности их выбора и применения. Осознание руководителем сути понятия стиля руководства и сознательный выбор и применение методов, приемов, средств, направленных на достижение целей управления, является одним из резервов совершенствования стиля и оптимизации всей деятельности менеджера образования.

Карточка № 5

Теперь главное выбрать правильный стиль управления. И тут мне опять понадобится ваша помощь. Материала очень много и его нужно тщательно изучить и проанализировать.

Одна группа представит мне классификацию стилей руководства Константина Левина, а другая - Роберта Блейка и Джейн Моутон. Помогите мне сделать выбор стиля руководства с учётом моей рабочей ситуации.

А я вас внимательно слушаю…




Карточка №6

Модель К. Левина основана на том, что главная роль при классификации стилей руководства была отдана свойствам личности и особенностям характера руководителя. Он определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный (анархический).

Итак, каждый стиль руководства имеет специфические особенности, которые проявляются через своеобразные характеристики основных компонентов структуры стиля.

Анализируя структуру и содержание основных стилей руководства, следует обязательно принимать во внимание, что каждый из них масс свои положительные и отрицательные черты.

Демократический стиль руководства обеспечивает эффективную совместную деятельность коллектива (в результате использования опыта, знаний работников, уважения, почтительного отношения к ним, а затем и формирование у них чувства удовлетворения от принадлежности к коллективу), хотя это требует значительных усилий для обеспечения коммуникаций, координации действий работников, учета их индивидуально-психологических особенностей и тому подобное.

Авторитарный стиль , наоборот, приводит к возникновению у работников чувство недовольства из-за того, что не учитываются их интересы, творческие возможности, раздражение неуважением со стороны руководителя, применением руководителем грубых и даже агрессивных способов взаимодействия с ними, однако, обеспечивает скорость принятия управленческих решений, ориентирует на обязательное достижение результата.

Либеральный стиль открывает работникам путь к инициативе, самостоятельности, освобождает от жестких дисциплинарных мер. Но, с другой стороны, пассивность, безразличие руководителя достаточно часто дезориентирует коллектив, становится причиной низких результатов его работы.






Карточка № 7

Решетка стилей руководства Блейка—Моутона

Из решетки стиля руководства выводится пять типичных стилей.

1—1 – стиль руководства, не ориентированный на высокие трудовые достижения, на заботу о межличностных отношениях. Попустительский стиль может иметь следствием апатию и разочарование сотрудников.

1—9 – стиль руководства, при котором для межличностных отношений создана благоприятная атмосфера, но трудовым достижениям уделяется мало внимания. В таких группах долго не бывает конфликтов, пока на сотрудников не начинают давить производственная необходимость или вышестоящее начальство.

5—5 – стиль руководства, направленный на средние трудовые достижения и среднюю удовлетворенность сотрудников. Консервативный стиль достижения, трудовые результаты средние.

9—1 – стиль руководства, ориентированный на высокую производительность труда и отсутствие заботы о межличностных отношениях. Соответствует авторитарному руководству.

9—9 – стиль руководства, нацеленный на высокие трудовые достижения и высокую удовлетворенность сотрудников.

Решетку Блейка—Моутона называют управленческой, менеджерской решеткой.

Большинство руководителей считают, что стиль 9–9 наиболее целесообразен для применения. Но применение этого стиля на практике затруднительно.

Недостатком данной теории является невозможность точного определения положения руководителя на данной решетке, ведь информация, которую можно получить как от руководителя, так и от подчиненных, вряд ли будет полной и достоверной.

Карточка №8

Литература вам в помощь:

Менеджмент в образовании : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под ред. С. Ю. Трапицына. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 413 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00364-2.


Гончаров М.А.. Основы менеджмента в образовании : учебное пособие. 2008



Патрахина Т.Н. П 20 Менеджмент в образовании: Учебное пособие. — Нижне-Вартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 123 с.


Послесловие. Данный кейс позволяет студентам максимально самостоятельно изучить предложенную тему, сформулировать свою точку зрения и вступить в дискуссию. Ибо у данной проблемной ситуации может быть много вариантов решения.

Список использованных интернет-ресурсов:

http://finmatrix.ru/pic.php?id=28529

https://studbooks.net/86539/menedzhment/stil_rukovodstva_uchrezhdeniyah_obrazovaniya

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=583516

http://uchebnikirus.com/menedgment/liderstvo_ta_stil_roboti_menedzhera_- _skibitska_li/metodika_viznachennya_harakternogo_stilyu_upravlinnya_bleyka-moutona.

https://econ.wikireading.ru/45404

https://econ.wikireading.ru/45404 

https://studbooks.net/1226719/menedzhment/stili_rukovodstva_odnofaktornoy_klassifikatsii_levina


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!