СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили семейного воспитания детей. Разработка к родительскому собранию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стили семейного воспитания детей. Разработка к родительскому собранию»

 Стили семейного  воспитания детей

Стили семейного воспитания детей

 Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Ребенок вступает в отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Ребенок вступает в отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

Актуальность : Семья, как малая социальная группа, как естественная среда жизни и развития ребенка, закладывает основы личности. Главное назначение семьи – воспитание детей, поэтому какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Актуальность :

  • Семья, как малая социальная группа, как естественная среда жизни и развития ребенка, закладывает основы личности.
  • Главное назначение семьи – воспитание детей, поэтому какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Воспитание  - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых

Воспитание  - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых

Задачи семейного воспитания : гармоничное развитие ребенка; забота о здоровье детей; помощь в учении; трудовое воспитание и помощь в выборе профессии; помощь в социализации личности; формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений; забота об общекультурном и интеллектуальном развитии; подготовка к самовоспитанию и саморазвитию; половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Задачи семейного воспитания :

  • гармоничное развитие ребенка;
  • забота о здоровье детей;
  • помощь в учении;
  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  • помощь в социализации личности;
  • формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
  • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
 Кем для родителей может быть ребенок?  Какое место занимает он в семье?  Какие отношения складываются у ребенка с родителями с раннего детства?

Кем для родителей может быть ребенок?

Какое место занимает он в семье?

Какие отношения складываются у ребенка с родителями с раннего детства?

 В 70- е годы XX века психолог Д. Баумринд предложил типологию стилей семейного воспитания, описал основные стили семейного воспитания: 1. авторитарный, 2. демократический 3. попустительский.

В 70- е годы XX века психолог Д. Баумринд предложил типологию стилей семейного воспитания, описал основные стили семейного воспитания:

1. авторитарный,

2. демократический

3. попустительский.

1 . Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?  А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;   Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;   В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе. 

1 . Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами? А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;  Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;  В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе. 

2 . Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?  А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».   Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец;   В) порадуетесь; 

2 . Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение? А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».  Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец;  В) порадуетесь; 

3. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?   А) строго накажу;  Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не   принято;   В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.

3. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?  А) строго накажу; Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не  принято;  В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.

4. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать?   А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;   Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;   В) займетесь своими делами. 

4. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать?  А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;  Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;  В) займетесь своими делами. 

5. Вы пришли за ребенком, надеясь, что он быстро соберется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?  А) разозлитесь и отругаете ребенка;  Б) расскажите ему о своих планах и попросите собираться быстрее;  В) попытаетесь сами быстренько собрать его вещи

5. Вы пришли за ребенком, надеясь, что он быстро соберется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите? А) разозлитесь и отругаете ребенка; Б) расскажите ему о своих планах и попросите собираться быстрее; В) попытаетесь сами быстренько собрать его вещи

6. Какова ваша стратегия воспитания?   А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;   Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;   В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

6. Какова ваша стратегия воспитания?  А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;  Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;  В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

7. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?  А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;  Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати  В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.

7. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации? А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать; Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.

8 . Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?  А) заставите его выполнить ваше поручение;   Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;  В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.

8 . Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите? А) заставите его выполнить ваше поручение;  Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме; В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?  А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;  Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;  В) расстроюсь

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить; Б) попробую разобраться, что его побудило солгать; В) расстроюсь

Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания. А – авторитарный  Б – демократичный  В – либеральный

Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.

  • А – авторитарный
  • Б – демократичный
  • В – либеральный
 Авторитарный стиль  (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Ограничение свободы  выбора, самостоятельности. Высокие требования, много обязанностей, отсутствие поддержки.  Игнорирование нужд, желаний, Потребностей. Особенности воспитания: Жесткая система  запретов,  санкций, наказаний. Деспотизм, тирания, эмоциональное Отвержение.  Девиз воспитания :  « ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Стиль воспитательных отношений : АВТОРИТАРНЫЙ Роль ребенка в семье:  ужасный ребенок, мучитель,  козел отпущения, Золушка, паинька.    Формирующиеся черты характера:   Мстительность, агрессивность, обида,  озлобленность. Лживость, подобострастие,  угодничество, забитость. Тревога, одиночество,  комплексы неполноценности, вины за что-то.

Ограничение свободы

выбора,

самостоятельности.

Высокие требования,

много обязанностей,

отсутствие поддержки.

Игнорирование нужд,

желаний,

Потребностей.

Особенности воспитания:

Жесткая система

запретов,

санкций, наказаний.

Деспотизм, тирания,

эмоциональное

Отвержение.

Девиз воспитания : « ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»

Стиль воспитательных отношений : АВТОРИТАРНЫЙ

Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель,

козел отпущения, Золушка, паинька.

Формирующиеся черты характера:

Мстительность,

агрессивность, обида,

озлобленность.

Лживость,

подобострастие,

угодничество, забитость.

Тревога, одиночество,

комплексы неполноценности,

вины за что-то.

 Демократический стиль  (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Учёт интересов и желаний. Равноправие. Учет возрастных особенностей, потребностей, нужд. Особенности воспитания: Поддержка, помощь. Взаимная забота и ответственность. Девиз воспитания:  «ВМЕСТЕ» Стиль воспитательных отношений :  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Роль ребенка в семье:  равноправный член коллектива  Формирующиеся черты характера:  Доброжелательность  открытость,  инициативность. Заботливость, ответственность,  самостоятельность . Уверенность, трудолюбие.

Учёт интересов

и желаний.

Равноправие.

Учет возрастных

особенностей,

потребностей, нужд.

Особенности воспитания:

Поддержка,

помощь.

Взаимная забота

и ответственность.

Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»

Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива

Формирующиеся черты характера:

Доброжелательность

открытость,

инициативность.

Заботливость,

ответственность,

самостоятельность .

Уверенность,

трудолюбие.

 Попустительский стиль  (в терминологии других авторов - «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов - «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

 Отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике.  Игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд. Эмоциональное  равнодушие, холодность, отвержение. Особенности воспитания:  Вседозволенность; или жесткие требования.    Упрёки во всех своих бедах.   Девиз воспитания:  «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА Роль ребенка в семье: козел отпущения,  путающийся под ногами, беспризорник.    Формирующиеся черты характера:   Воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий.  Грубость, гневность, агрессивность, мстительность.  Отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость.

Отсутствие заботы

о здоровье,

нуждах,

внешнем облике.

Игнорирование

потребностей,

желаний, интересов, нужд.

Эмоциональное

равнодушие,

холодность, отвержение.

Особенности воспитания:

Вседозволенность;

или

жесткие требования.

Упрёки

во всех своих бедах.

Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»

Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА

Роль ребенка в семье: козел отпущения,

путающийся под ногами, беспризорник.

Формирующиеся черты характера:

Воровство, праздность,

бродяжничество,

поиск удовольствий.

Грубость, гневность,

агрессивность,

мстительность.

Отсутствие стыда,

чувства вины,

эгоизм, лживость.

Еще выделяют…  Хаотический стиль (непоследовательное руководство)  — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Еще выделяют…

  • Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
 Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Не регламентируется  поведение. Освобождение от трудностей и неприятных обязанностей Преувеличение талантов и способностей Особенности воспитания: Удовлетворение прихотей Покровительство Девиз воспитания: «ВМЕСТО»  Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА Роль ребенка в семье: кумир, сокровище,  маменькин сынок, болезненный  Формирующиеся черты характера:  Иждивенчество, Капризность,  нерешительность, Безынициативность. Эгоцентризм, агрессивность, жесткость. нетребовательны к себе.

Не регламентируется

поведение.

Освобождение

от трудностей

и неприятных

обязанностей

Преувеличение

талантов

и способностей

Особенности воспитания:

Удовлетворение

прихотей

Покровительство

Девиз воспитания: «ВМЕСТО»

Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА

Роль ребенка в семье: кумир, сокровище,

маменькин сынок, болезненный

Формирующиеся черты характера:

Иждивенчество,

Капризность,

нерешительность,

Безынициативность.

Эгоцентризм,

агрессивность,

жесткость.

нетребовательны

к себе.

необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей; важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.
  • необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей;
  • важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.
 «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе». Шалва Александравич Амонашвили

«Плохими дети не рождаются.

Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя.

Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни.

Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни

Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении.

Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».

Шалва Александравич Амонашвили

 Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям как к рабам есть самое безнравственное.  Гегель  Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чём отказа. Жан – Жак Руссо

Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям как к рабам есть самое безнравственное.

Гегель

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чём отказа.

Жан – Жак Руссо

       Памятка для родителей: «10 заповедей эффективного воспитания»

Памятка для родителей: «10 заповедей эффективного воспитания»

 «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.»

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!