Стили семейного воспитания детей
Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Ребенок вступает в отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.
Актуальность :
- Семья, как малая социальная группа, как естественная среда жизни и развития ребенка, закладывает основы личности.
- Главное назначение семьи – воспитание детей, поэтому какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых
Задачи семейного воспитания :
- гармоничное развитие ребенка;
- забота о здоровье детей;
- помощь в учении;
- трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
- помощь в социализации личности;
- формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
- забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
- подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
- половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Кем для родителей может быть ребенок?
Какое место занимает он в семье?
Какие отношения складываются у ребенка с родителями с раннего детства?
В 70- е годы XX века психолог Д. Баумринд предложил типологию стилей семейного воспитания, описал основные стили семейного воспитания:
1. авторитарный,
2. демократический
3. попустительский.
1 . Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами? А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит; Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться; В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.
2 . Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение? А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так». Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец; В) порадуетесь;
3. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка? А) строго накажу; Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято; В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.
4. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать? А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание; Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются; В) займетесь своими делами.
5. Вы пришли за ребенком, надеясь, что он быстро соберется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите? А) разозлитесь и отругаете ребенка; Б) расскажите ему о своих планах и попросите собираться быстрее; В) попытаетесь сами быстренько собрать его вещи
6. Какова ваша стратегия воспитания? А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его; Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком; В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
7. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации? А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать; Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.
8 . Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите? А) заставите его выполнить ваше поручение; Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме; В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить; Б) попробую разобраться, что его побудило солгать; В) расстроюсь
Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
- А – авторитарный
- Б – демократичный
- В – либеральный
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Ограничение свободы
выбора,
самостоятельности.
Высокие требования,
много обязанностей,
отсутствие поддержки.
Игнорирование нужд,
желаний,
Потребностей.
Особенности воспитания:
Жесткая система
запретов,
санкций, наказаний.
Деспотизм, тирания,
эмоциональное
Отвержение.
Девиз воспитания : « ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»
Стиль воспитательных отношений : АВТОРИТАРНЫЙ
Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель,
козел отпущения, Золушка, паинька.
Формирующиеся черты характера:
Мстительность,
агрессивность, обида,
озлобленность.
Лживость,
подобострастие,
угодничество, забитость.
Тревога, одиночество,
комплексы неполноценности,
вины за что-то.
Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Учёт интересов
и желаний.
Равноправие.
Учет возрастных
особенностей,
потребностей, нужд.
Особенности воспитания:
Поддержка,
помощь.
Взаимная забота
и ответственность.
Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»
Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива
Формирующиеся черты характера:
Доброжелательность
открытость,
инициативность.
Заботливость,
ответственность,
самостоятельность .
Уверенность,
трудолюбие.
Попустительский стиль (в терминологии других авторов - «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Отсутствие заботы
о здоровье,
нуждах,
внешнем облике.
Игнорирование
потребностей,
желаний, интересов, нужд.
Эмоциональное
равнодушие,
холодность, отвержение.
Особенности воспитания:
Вседозволенность;
или
жесткие требования.
Упрёки
во всех своих бедах.
Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»
Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА
Роль ребенка в семье: козел отпущения,
путающийся под ногами, беспризорник.
Формирующиеся черты характера:
Воровство, праздность,
бродяжничество,
поиск удовольствий.
Грубость, гневность,
агрессивность,
мстительность.
Отсутствие стыда,
чувства вины,
эгоизм, лживость.
Еще выделяют…
- Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Не регламентируется
поведение.
Освобождение
от трудностей
и неприятных
обязанностей
Преувеличение
талантов
и способностей
Особенности воспитания:
Удовлетворение
прихотей
Покровительство
Девиз воспитания: «ВМЕСТО»
Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА
Роль ребенка в семье: кумир, сокровище,
маменькин сынок, болезненный
Формирующиеся черты характера:
Иждивенчество,
Капризность,
нерешительность,
Безынициативность.
Эгоцентризм,
агрессивность,
жесткость.
нетребовательны
к себе.
- необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей;
- важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.
«Плохими дети не рождаются.
Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя.
Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни.
Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни
Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении.
Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».
Шалва Александравич Амонашвили
Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям как к рабам есть самое безнравственное.
Гегель
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чём отказа.
Жан – Жак Руссо
Памятка для родителей: «10 заповедей эффективного воспитания»
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.»
Спасибо за внимание!