СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страдательные причастия прошедшего времени.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Страдательные причастия прошедшего времени.»

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: «Страдательные причастия прошедшего времени»


Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Хучнинская СОШ №1»

Рагимова Т.Г.

Дата проведения:17.10.17



Русский язык. 7 класса: учеб. для общеобразоват. Учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – 31-е изд. - М.: Просвещение – 2009.


Цели урока:

-познакомить с образованием страдательных причастий прошедшего времени, с правописанием суффиксов –енн-, -нн;

-развивать навыки нахождения страдательных причастий прошедшего времени;

-повторить правописание н и нн в прилагательных;

-развивать монологическую речь


Планируемые результаты: умения определять страдательные причастия прошедшего времени по их грамматическим признакам, объяснять языковые явления и процессы.


Тип урока: объяснение нового материала


Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с тестом.














Ход урока



I. Организационный момент


-Здравствуйте! Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой и жестами, и наших гостей поприветствуйте жестами. Присаживайтесь.


-Сегодня у нас много работы: нужно думать, запоминать. Вы способные, умные и, конечно же мне поможете вести урок.


II. Лингвистическая разминка 

Образуйте возможные причастия настоящего времени от данных глаголов. Графически объясните условия выбора.


Отправлять (I спр.) - отправляющий - отправляемый;

уважать (I спр.) – уважающий - уважаемый;

видеть (II спр.) – видящий - видимый;

петь (I спр.) – поющий, - (не образуется ) ;

жевать (I спр.) – жующий, - (не образуется );

срывать (I спр.) – срывающий, срываемый (проверка).


II. Проверка домашнего задания.

1)Упр. 123

Развевающийся (веять ) флаг, развивающиеся (развитие ) государство,

Колышущееся (колыхать 1 спр.) пламя костра, стелющийся (стелиться, искл.

1 спр.) туман, струящаяся (струиться , 2 спр. ) вода, розовеющая (слов.) полоска неба, приближающегося (какого) утра, сморщившийся (морщина) гриб, пахнущая (пахнуть 1 спр.) земляникой полянка, ненавидевший (ненавидеть 2 спр.)неправду, не прикасавшегося (кас-кос) к краскам.


2) Фронтальный опрос.

- Что такое причастие?

-Что такое причастный оборот?

- Каким членом предложения он является?

- Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?

- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

- Как образуются действительные причастия настоящего времени? Привести пример.

- Как образуются действительные причастия прошедшего времени? Привести пример.

- Как образуются страдательные причастия настоящего времени? Привести пример.


2 человека работа по карточкам у доски

1 карточка 

Вставьте пропущенные буквы: объясните графически условия выбора букв у, ю, а, я. Определите вид причастий.


Руб..щие лес, держ..щие флаг, слыш..щие шорох, кол..щие дрова, паш..щие поле, чуть плещ..щие волны.


III. Объяснение нового материала.


--Что общего в образовании действительных и страдательных причастий прошедшего времени и в чем разница?


(Страдательные причастия прошедшего времени, как и действительные причастия прошедшего времени, образуются от основ глаголов совершенного и несовершенного вида, но только переходных глаголов. Суффиксы прошедшего времени : -нн-, -енн-, (енн), -т- )



Предлагаю вам стать исследователями филологами.  Просмотреть и рассказать как образуются страдательные причастия прошедшего времени. Таблица стр. 52.

(обобщаю ответы) на доске объяснение

Переписать – переписанный

Посеять – посеянный

Рассмотреть – рассмотренный

Оклеить- оклеенный

Размолоть- размолотый.


 презентация.

Перед суффиксами –ЕНН-/-ЁНН- часто происходит чередование согласных.

Заметил – замеченный (Т//Ч)

Вырастил – выращенный (СТ//Щ)

Испек – испечённый (К//Ч)

Наладил – налаженный (Д//Ж)

Запряг – запряженный (Г//Ж)

Победил – побежденный (Д//ЖД)


2. Выполнение упр.128 у доски. До слова испечь.





Образование страдательных причастий прошедшего времени (слайд 1)


 От переходных глаголов совершенного и несовершенного вида

-анн-, -янн- (от глаголов на –ать-, -ять-)

основа глагола неопр. Ф. + 

-енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь)


Образуйте причастия от данных глаголов


Указать +-анн- указанный;

затеять+ -янн- затеянный;

видеть+ -енн- виденный;

изранить+ -енн- израненный;

вывезти+ -енн- вывезенный;

унять+ -т- унятый



  1. От глаголов какого вида образуются страдательные причастия прошедшего времени?

  2. От переходных или непереходных глаголов они образуются?



IV Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 124- комментированное письмо.


Комментарии: Страдательное причастие прошедшего времени не образуется от глагола приехать, потому что это непереходный глагол.

В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных ( наградить- награжденный, победить – побежденный, возвратить – возвращенный, бросить – брошенный, вырастить – выращенный, взвесить – взвешенный, преобразить – преображенный, привести – приведенный), а также добавление л: углубить – углубленный, исправить – исправленный.


2. Словарная работ

-Записать слова, данные в рамке на стр. 56, в словари.

Составить с ними предложения.


V. Физминутка


VI. Закрепление изученного материала

1) Работа в группах. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени. Первая группа – от глаголов на – ать, -ять: (слайд 2)

смешать – смешанный,
связать – связанный,
засеять – засеянный.


Вторая группа– на –ить:

обезводить – обезвоженный,
ограничить – ограниченный,
обезоружить – обезоруженный.

Третья - на –чь:

выпечь – выпеченный,
сберечь – сбережённый,
увлечь – увлечённый.

Четвёртая – на -ти:

привезти – привезённый;
принести – принесённый,
вымести – выметенный


Ребята, попробуйте выявить закономерность выбора суффиксов –енн-, -нн-.

Берём суффикс –енн- для образования страдательного причастия прошедшего времени, если глагол, от которого образовано причастие, не на –ать, -ять, значит все на –ить,- чь, -ти. Гласная основы неопределённой формы перед суффиксом –енн отсекается.
Если глагол на –ать, ять – берём суффикс –нн-, гласная суффикса глагола неопределённой формы сохраняется.

2) Выполнение упражнения 129 (комментированное письмо) (слайд 3)

3) Выполнение упражнения 130 по группам (1 группа – 1-2 предложение, 2 группа – 3-4 предложение, учащийся у доски выполняет 5 предложение)


VII. Повторение темы « Одна и две буквы Н в прилагательных и причастиях»

-Записать слова под диктовку в четыре столбика :1)прилагательные с суффиксом –н-; 2) прилагательные с другими суффиксами, содержащими н ; 3) прилагательные с суффиксами, содержащими нн; 4) страдательные причастия прошедшего времени.

Кожаный, увешанный, скошенный, оловянный, туманный, гусиный старинный, подклеенный, костяной, станционный, карманный, муравьиный, ветреный, дистанционный, смешанный. Тыквенный, диванный, каменный, клюквенный, забранный.


Комментарии

туманный кожаный оловянный увешанный

старинный гусиный станционный скошенный

карманный костяной дистанционный подклеенный

диванный муравьиный тыквенный смешанный

каменный ветреный клюквенный забранный


VIII. Промежуточное тестирование. Проверка усвоения материала о причастии (слайд 4)



Вариант 1

  1. Какое из данных слов является страдательным причастием прошедшего времени?

1) длинный

2) пустынный

3) отправленный

4) деревянный


  1. Какое из данных причастий действительное?

1) открытая дверь

2) шумящий поток

3) сделанная работа

4) вырванный лист


  1. В каком из данных причастий суффиксы -ущ-/-ющ-?

1) стро...ший

2) пиш..щий

3) став..щий

) люб..щий


  1. В каком из данных слов пишется нн?

1) песча...ый

2) отда...ый

3) полотня...ый

4) засея...ый


  1. В каком предложении есть прич.+завис. сл.?

1. Поле засеянное озимой рожью зазеленело.

2. Расстилавшийся над рекой туман еще не рассеялся.

3. Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.


Вариант 2

1. Какое из данных слов является страдательным причастием прошедшего времени?

1) стеклянный

2) старинный

3) составленный

4) мгновенный


  1. Какое из данных причастий действительное?

1) шуршащие листья

2) распахнутое окно

3) расставленные чашки

4) отправленная телеграмма


  1. В каком из данных причастий суффиксы -ущ-/-ющ-?

1) стел...щийся

2) завис..ший

3) вид...щий

) крас...щий


4. В каком из данных слов пишется нн?

1) стекля...ый

2) испуга...ый

3) тума...ый

4) серебря...ый


5. В каком предложении есть прич.+завис. сл.?

1. Поле засеянное озимой рожью зазеленело.

2. Расстилавшийся над рекой туман еще не рассеялся.

3. Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.



IX. Рефлексия (слайд 6)

Поделитесь своим впечатлением об уроке, используя для этого неоконченные предложения:

1. Мне стало известно, что...

2. Меня особенно привлекло и заинтересовало...

3. Я полностью понимаю, что...

4. Вызвало затруднение...

5. Нужно выучить...

X. Итог урока

- От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени?

-От чего зависит написание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?


XI. Домашнее задание: параграф 21, упр. 132




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!