Тема урока: « Атмосфера: строение, значение, изучение».
Цели урока:
- сформировать представление о значении атмосферы, ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы;
- развивать навыки работы с текстом, иллюстрациями, компьютером;
Оборудование: учебник, атлас, таблица «Строение атмосферы», мультимедийный проектор, компьютер.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
-
Ребята, давайте вспомним какие оболочки Земли мы, уже изучили и знаем?
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, не развернуть.
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
- Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю?
- Как оно называется?
-Молодцы, оно действительно называется атмосфера.
Что такое атмосфера?
Может, это литосфера?- Нет (Что такое литосфера?)
Может, это гидросфера?- Нет
Может, это просто точка?-Нет
Значит, это оболочка? - Да!
СЛАЙД 1.
Запишем тему урока в наши дневники исследователей.
СЛАЙД 2 - цели урока.
Мы изучили внутреннее строение Земли и узнали, что наша планета сделана прочно, на совесть. Теперь можно с облегчением оглянутся и посмотреть, что же еще есть вокруг нас?
Ответы учащихся.
Действительно, вокруг нас воздух, где бы мы ни находились, днем и ночью. Не верите? Докажите!
Проведение опыта: с воздушными шарами, свечи, пыль на окне
Ну, как? Убедились? Вокруг нас воздух - и это установленный научный факт.
Знаете главную особенность воздуха? Его нельзя разорвать, разбить, сломать. Невозможно отделить один кусок воздуха от другого. А что из этого чудесного свойства следует? То, что воздух образует сплошную, без единой дырочки и трещины, оболочку, которая со всех сторон окружает нашу планету. И как же по-научному называется эта оболочка? Правильно! Атмосфера.
СЛАИД 3
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. ( запись в тетради)
Существование атмосферы подтверждают происходящие в ней удивительные световые явления. Время от времени в разных местах земного шара воздух начинает светиться и становиться видимым.
Слайд 4,5
Из чего она? Из камня – Нет
Состоит из смеси газов? – Да
Той, что воздухом зовут,
Они жизнь для нас дают
Что такое воздух?
Слайд 6
Воздух – это смесь газов. Каких? (по щелчку) Слайд 6.
Беседа с учащимися по схеме.
Азот играет важную роль разбавителя» кислорода ,
Замедляет процесс старения, ускоряет развитие растений.
Какое значение имеет углекислый газ? – процесс фотосинтеза, парниковый эффект, т.е. пропускает тепловые лучи на Землю и препятствует их возвращению в космическое пространство.
Значение кислорода вам известно: дыхание, горение, окислительные процессы.
Слайд7
Закрепление Слайд 8
А теперь познакомимся с границами атмосферы.
Слайд 21 из КМ.
Нижнюю границу трудно установить, потому что воздух проникает в горные породы земной коры. Принято считать. Что мы с вами живем на дне воздушного океана.
Масса атмосферы составляет одну миллионную долю массы земного шара.
- работа в рабочей тетради №2
По мере удаления от поверхности Земли меняется состав воздуха атмосферы, его плотность, температура, количества содержащего в нем водяного пара, пыли, пепла, копоти и других примесей.
Давайте посмотрим на экран. Перед вами очередная преграда. Вы с ней справитесь.
Слайд 9 «Строение Атмосферы.»
- Работа по схеме в атласе стр.30
Найдите такой же рисунок. Прочитайте, как он называется. А теперь творческая работа. Перед вами стихотворение и учебник. Ваша задача: составьте для меня небольшой волшебный рассказ. Обратите внимание на основные свойства: толщина, плотность, состав, изменение температуры в их пределах, явления.
- работа в парах
План Слайд 10
Слайд 11 Ответить на вопросы
Физкультминутка
Литосферу изучили
В гидросфере мы проплыли
По морям, рекам, озерам,
И теперь вы фантазеры
В атмосферу мы пришли
Разные слои нашли
А теперь и отдохнем
Физкультминутку проведем.
Дыхательная гимнастика
- Что мы вдыхали?
- От чего нагревается воздух?
- Найдите взаимосвязь между температурой воздуха и высотой на земной поверхности? Слайд 12
Это важная подсказка для преодоления препятствия.
Слайд13
Слайд 14 Решение задач
Проверка
Слайд15
На экране поверхность Луны и пейзаж нашей маленькой Родины. Чем они отличаются? Поверхность Луны безжизненная. Почему?
Так какое же значение имеет атмосфера на планете Земля?
Слайд 16
Слайд 17
Воздействие человека на атмосферу
- Что является причиной загрязнения воздуха?
- Какие меры принимаются по охране чистоты воздуха?
Атмосфера всегда привлекала внимание человека, он наблюдал за ней и изучал ее с давних пор.
Сейчас мы попросим ребят рассказать об исследованиях атмосферы.
( сообщение учащихся)
Слайд 18 – 22
Вывод: Слайд №30 из КМ
Закрепление
-
Дайте определение понятия «атмосфера»
-
Какие газы входят в состав воздуха?
-
Перечислите слои атмосферы.
-
Значение атмосферы.
Домашнее задание
Выставление оценок.