СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение семян и их функции

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строение семян и их функции»

Урок в соответствии с ФГОС Номинация – ФГОС ООО Мустафаевой Марины Магомедовны учитель биологии Тема урока: «Строение семян и их функции».



Урок биологии в 6 классе по теме: «Строение семян и их функции».

Цель: Дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян двудольных растений.

Задачи:

Формирование УУД:

- познавательные УУД: осваивать приемы исследовательской деятельности.

- коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

- регулятивные УУД: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами.

- личностные УУД: самоопределение – проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные умения: научатся называть строение и значение семян; распознавать и описывать по рисунку строение семян двудольных растений, по коллекциям – способы распространения семян, давать определение понятия – семя.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, коллекции семян, сухие и набухшие семена фасоли, чашки Петри.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас сегодня на уроке биологии. Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений. Узнаем строение семени и для чего оно нужно растению. Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

2. Целеполагание и мотивация

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит на дворе зима.

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень.

Что же я держу в руке?

Правильно семя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с этим органом растения.

Скажите, какова тема сегодняшнего урока?

Что вы хотите узнать о семени?

(учитель формулирует с обучающимися тему урока)

Тема урока: Строение семян и их функции. Запишите тему себе в тетрадь.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Почему про семя говорят, что это будущая жизнь?

Обучающиеся:: Будущая жизнь, потому что из семян появляется новое растение.

Учитель: А какое значение имеет семя в жизни человека?

Обучающиеся: Люди их употребляют в пищу, корм для скота, из них изготавливают лекарства

3. 1. Способы распространения семян.

В далеком, далеком туманном просторе

Средь волн океанских стоял островок.

На север, на запад, на юг, на восток.

А остров был голый и очень печальный,

На нем никогда ничего не росло.

Но раз из страны экзотической, дальней

Десяток семян на него занесло.

Учитель: Как же попали семена на этот остров на этот вопрос вам помогут ответить коллекции и тексты, которые лежат на ваших столах.

На нашей планете растения распространены повсеместно, и все это благодаря семенам. Как же семена распространяются? Ответить на этот вопрос вам помогут коллекции и тексты. Сейчас вы изучите коллекцию и текст, который содержит информацию о распространении семян, после этого изобразите схематично, как семена распространяются. Схему изобразите в своей тетради.

Обучающиеся: самостоятельно работают с текстом и коллекциями, схематично записывают в тетрадь способы распространения семян.

Задание: Внимательно прочтите текст и рассмотрите коллекции.

В тетради изобразите схему - Способы распространения семян.

текст

Большинство растений имеют приспособления для распространения семян. Одним помогает ветер. Их семена покрыты волосками или пушком. Все лето на полях и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные одуванчики. Кто не знает как распространяются их плоды семянки. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром.

Осенью в кроне кудрявой рябины хозяйничают дрозды и свиристели, склевывая сочные плоды – яблочки.

Животные расселяют не только те растения, чьи плоды привлекают их своими гастрономическими качествами. Маленькие орешки всем известной липучки покрыты расположенными в 2 – 3 ряда шипиками. Они накрепко прикрепляются к шерсти зверей, перьям птиц, нашей одежде.

В Крыму и на Кавказе встречается крупная опушенная трава с большими сердцевидными листьями – бешеный огурец обыкновенный. Не зря она носит такое звучное имя. Тем, у кого слабые нервы, лучше не подходить к этому растению тогда, когда на нем созревают плоды, похожие на небольшие огурчики. Даже легкое прикосновение к созревшему плоду вызывает потрясающий эффект! В одно мгновение «огурец» отрывается от плодоножки, а из образовавшегося отверстия выбрасываются семена.

Учитель: давайте проверим , какие схемы у вас получились.

3. 2. Строение семян двудольных растений.

Прочитайте на слайде инструкцию по технике безопасности



Лабораторная работа.

Строение семени двудольного растения.

Цель работы: Изучить строение семени фасоли. Дать определение понятия – СЕМЯ.

Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, чашки Петри, препаровальная игла.

Ход работы.

1) Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму. Чем вы можете объяснить разницу в размерах.

2) На вогнутой стороне найдите рубчик – небольшое овальное пятнышко, место прикрепления растения к семяножке, которая соединяла незрелое семя со стенкой плода.

3) Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – семявход. Оно хорошо заметно у набухшего семени. При намачивании через него внутрь семени легко проникает вода и воздух.

4) Снимите с семени блестящую плотную кожуру. Убедитесь что она плотная. После удаления кожуры в руках остается зародыш. Изучите его. Зародыш – маленькое растеньице. Найдите семядоли – две крупные, толстые. Зародышевый корешок, стебелек – он у фасоли изогнутый. Почечка на верхушке стебелька.

5) Зарисовать семя и подписать его части.

6. Пользуясь учебником выяснить, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.

7) Вывод: Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой.

4. Физкультминутка.

5. Прочитайте текст в учебнике - Прорастание семени.

Учитель: Что первым появляется при прорастании семени?

Обучающиеся: Корень

Учитель: А почему именно корень?

Обучающиеся: Корень - это орган, который закрепляет растение в почве и всасывает воду с растворенными минеральными веществами.

Учитель: А почему первым не появляется стебель с листьями? Ведь для растения нужны питательные вещества?

Обучающиеся: У молодого растения имеется запас питательных веществ в семядолях, и этого запаса достаточно для прорастания растения.

Учитель: Ребята, скажите, зачем растению семена?

Обучающиеся: Для размножения растений.

Учитель: Правильно! Главная функция семян – это размножение.

6. Закрепление учебного материала.

Письменно на заготовках.

ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ

  1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.

  2. Все семена имеют по две семядоли.

  3. Первым у проростка появляется корешок.

  4. Снаружи семена покрыты корой.

  5. Вода в семя проникает через корешок.



7. Подведение итогов, выставление оценок.

Сегодня активно работали на уроке…, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, за работу по карточкам я выставлю оценки в журнал.

В завершении сегодняшнего урока я хочу подарить вашему классу символический подарок. Это семена цветковых растений. Мы сегодня начали изучать новую тему, т. е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды. А посеяв весной эти семена, вы будете способствовать украшению нашей школы, нашей страны, нашей планеты. И тогда все окружающие вас люди будут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.

8. Домашнее задание

  • (обязательное) § 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.

  • (познавательное) найти загадки, сказки, рассказы, пословицы, поговорки про семена.

  • (творческое) приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.

9. Рефлексия.

  • Что нового вы для себя открыли?

  • Что больше всего вам понравилось на уроке?

  • Вы удовлетворены полученными знаниями?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!