Урок в соответствии с ФГОС Номинация – ФГОС ООО Мустафаевой Марины Магомедовны учитель биологии Тема урока: «Строение семян и их функции».
Урок биологии в 6 классе по теме: «Строение семян и их функции».
Цель: Дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян двудольных растений.
Задачи:
Формирование УУД:
- познавательные УУД: осваивать приемы исследовательской деятельности.
- коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
- регулятивные УУД: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами.
- личностные УУД: самоопределение – проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные умения: научатся называть строение и значение семян; распознавать и описывать по рисунку строение семян двудольных растений, по коллекциям – способы распространения семян, давать определение понятия – семя.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, коллекции семян, сухие и набухшие семена фасоли, чашки Петри.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас сегодня на уроке биологии. Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений. Узнаем строение семени и для чего оно нужно растению. Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.
2. Целеполагание и мотивация
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит на дворе зима.
Спит и дышит жизнь у меня в руке.
Будущий побег и могучий корень.
Что же я держу в руке?
Правильно семя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с этим органом растения.
Скажите, какова тема сегодняшнего урока?
Что вы хотите узнать о семени?
(учитель формулирует с обучающимися тему урока)
Тема урока: Строение семян и их функции. Запишите тему себе в тетрадь.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Почему про семя говорят, что это будущая жизнь?
Обучающиеся:: Будущая жизнь, потому что из семян появляется новое растение.
Учитель: А какое значение имеет семя в жизни человека?
Обучающиеся: Люди их употребляют в пищу, корм для скота, из них изготавливают лекарства
3. 1. Способы распространения семян.
В далеком, далеком туманном просторе
Средь волн океанских стоял островок.
На север, на запад, на юг, на восток.
А остров был голый и очень печальный,
На нем никогда ничего не росло.
Но раз из страны экзотической, дальней
Десяток семян на него занесло.
Учитель: Как же попали семена на этот остров на этот вопрос вам помогут ответить коллекции и тексты, которые лежат на ваших столах.
На нашей планете растения распространены повсеместно, и все это благодаря семенам. Как же семена распространяются? Ответить на этот вопрос вам помогут коллекции и тексты. Сейчас вы изучите коллекцию и текст, который содержит информацию о распространении семян, после этого изобразите схематично, как семена распространяются. Схему изобразите в своей тетради.
Обучающиеся: самостоятельно работают с текстом и коллекциями, схематично записывают в тетрадь способы распространения семян.
Задание: Внимательно прочтите текст и рассмотрите коллекции.
В тетради изобразите схему - Способы распространения семян.
текст
Большинство растений имеют приспособления для распространения семян. Одним помогает ветер. Их семена покрыты волосками или пушком. Все лето на полях и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные одуванчики. Кто не знает как распространяются их плоды семянки. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром.
Осенью в кроне кудрявой рябины хозяйничают дрозды и свиристели, склевывая сочные плоды – яблочки.
Животные расселяют не только те растения, чьи плоды привлекают их своими гастрономическими качествами. Маленькие орешки всем известной липучки покрыты расположенными в 2 – 3 ряда шипиками. Они накрепко прикрепляются к шерсти зверей, перьям птиц, нашей одежде.
В Крыму и на Кавказе встречается крупная опушенная трава с большими сердцевидными листьями – бешеный огурец обыкновенный. Не зря она носит такое звучное имя. Тем, у кого слабые нервы, лучше не подходить к этому растению тогда, когда на нем созревают плоды, похожие на небольшие огурчики. Даже легкое прикосновение к созревшему плоду вызывает потрясающий эффект! В одно мгновение «огурец» отрывается от плодоножки, а из образовавшегося отверстия выбрасываются семена.
Учитель: давайте проверим , какие схемы у вас получились.
3. 2. Строение семян двудольных растений.
Прочитайте на слайде инструкцию по технике безопасности
Лабораторная работа.
Строение семени двудольного растения.
Цель работы: Изучить строение семени фасоли. Дать определение понятия – СЕМЯ.
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, чашки Петри, препаровальная игла.
Ход работы.
1) Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму. Чем вы можете объяснить разницу в размерах.
2) На вогнутой стороне найдите рубчик – небольшое овальное пятнышко, место прикрепления растения к семяножке, которая соединяла незрелое семя со стенкой плода.
3) Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – семявход. Оно хорошо заметно у набухшего семени. При намачивании через него внутрь семени легко проникает вода и воздух.
4) Снимите с семени блестящую плотную кожуру. Убедитесь что она плотная. После удаления кожуры в руках остается зародыш. Изучите его. Зародыш – маленькое растеньице. Найдите семядоли – две крупные, толстые. Зародышевый корешок, стебелек – он у фасоли изогнутый. Почечка на верхушке стебелька.
5) Зарисовать семя и подписать его части.
6. Пользуясь учебником выяснить, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.
7) Вывод: Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой.
4. Физкультминутка.
5. Прочитайте текст в учебнике - Прорастание семени.
Учитель: Что первым появляется при прорастании семени?
Обучающиеся: Корень
Учитель: А почему именно корень?
Обучающиеся: Корень - это орган, который закрепляет растение в почве и всасывает воду с растворенными минеральными веществами.
Учитель: А почему первым не появляется стебель с листьями? Ведь для растения нужны питательные вещества?
Обучающиеся: У молодого растения имеется запас питательных веществ в семядолях, и этого запаса достаточно для прорастания растения.
Учитель: Ребята, скажите, зачем растению семена?
Обучающиеся: Для размножения растений.
Учитель: Правильно! Главная функция семян – это размножение.
6. Закрепление учебного материала.
Письменно на заготовках.
ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ
У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
Все семена имеют по две семядоли.
Первым у проростка появляется корешок.
Снаружи семена покрыты корой.
Вода в семя проникает через корешок.
7. Подведение итогов, выставление оценок.
Сегодня активно работали на уроке…, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, за работу по карточкам я выставлю оценки в журнал.
В завершении сегодняшнего урока я хочу подарить вашему классу символический подарок. Это семена цветковых растений. Мы сегодня начали изучать новую тему, т. е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды. А посеяв весной эти семена, вы будете способствовать украшению нашей школы, нашей страны, нашей планеты. И тогда все окружающие вас люди будут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.
8. Домашнее задание
(обязательное) § 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.
(познавательное) найти загадки, сказки, рассказы, пословицы, поговорки про семена.
(творческое) приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.
9. Рефлексия.
Что нового вы для себя открыли?
Что больше всего вам понравилось на уроке?
Вы удовлетворены полученными знаниями?